...или войдите через аккаунт соцсети

Зарегистрироваться Забыли?

Другие


22 августа 2008 (12:04)

Парили над птицами Дельта и Пара

Парили над птицами Дельта и Пара

В предгорьях Алматы, в Уш Коныре, начался открытый чемпионат Казахстана по парапланерному спорту. В соревнованиях участвуют около 90 спортсменов из Узбекистана, России, Казахстана и Швейцарии.

На верхушке горы, открытой ветру, парапланы раскинули свои разноцветные крылья, словно птицы в ожидании полета. В большом небе должен быть порядок, а потому спортсмены обязаны запросить разрешения у руководителя полетов и ждать команду на старт. Долгих три минуты — и вот один за другим взмывают ввысь парапланеристы и парят, парят в небесном просторе.

В первый день чемпионата сила ветра составляет ориентировочно два-три метра в секунду. Это нормально, если учесть, что и десять — не помеха. Высота горы, с которой стартуют пилоты, — 1 960 метров над уровнем моря. Общая протяженность маршрута 60 км. Задача: финишировать с преимуществом по времени и существенной разницей в набранных очках.

В подобных соревнованиях не бывает новичков — каждый спортсмен должен иметь второй разряд, лицензию международной организации ФАИ и налетать не менее 20 часов. Инструкторы, как правило, приезжают с учлетами и летают в более спокойную погоду. Те пилоты, у которых недостаточно опыта, не соревнуются, а обучаются.

— Разрешение на полеты запрашиваем у военных, — рассказывает один из организаторов чемпионата Михаил Крапивин, — только после этого мы можем стартовать. Нельзя просто так купить параплан и летать. Воздушное пространство контролируется государством и нам разрешается держать высоту до 3 600 метров. Мы эту базу не превышаем, лишь в случае, если вдруг «высосет» куда-нибудь«...

Самое сложное в этом виде спорта — понимать природу потоков, понимать параплан, — продолжает Михаил, — нужно хорошо разбираться в смене ветров, все интуитивно чувствовать, знать, чтобы быть настоящим спортсменом. Уровень спортсменов определяется высоким рейтингом: десять процентов пилотов — участников нынешнего форума выступают на чемпионатах мира. Существует Международная федерация аэронавтики, к которой мы принадлежим и которая ведет рейтинг каждого пилота. От Казахстана можно назвать имена двух таких пилотов, чей рейтинг выше 500. Это Женя Орешкин (224-е место среди пилотов планеты), он один из организаторов нынешних соревнований, и Валерий Черкашин (475-е место).

Рейтинг страны складывается из рейтинга пилотов. В настоящее время Казахстан занимает 40-е место (первое — Словения). Это связано с тем, что в некоторых странах пилоты летают при поддержке государства, у нас — каждый пилот за свой счет, поэтому не всегда есть возможность участвовать в соревнованиях, нужно еще и работать. А для того чтобы заработать рейтинг, нужно летать в разных странах на различных престижных соревнованиях. Возраст значения не имеет; как правило, чем старше пилот, тем он опытней. Самому старшему участнику, насколько я знаю, около 60, самому младшему — 16.

К слову, Казахстанская федерация парапланерного спорта была образована в 90-х годах: собрала пилотов Дельта и Пара (так сокращенно называют дельтапланеристов и парапланеристов), и стали они с тех пор летать вместе. Чем же разнятся братья-планеры? У дельтаплана, к примеру, жесткая треугольная конструкция, а у параплана — мягкая, надувная. Кроме того, отличаются техническими характеристиками и манерой пилотирования. Ощущения совершенно разные, скорости. Современные соревновательные парапланы развивают скорость в среднем 60 км, прибавьте к этому скорость попутного ветра, например 30 км, и получится 90. Дельта развивают скорость более 110 км.

Но вернемся к соревнованиям. Чтобы выявить победителя, используют специальную программу, которая отслеживает результаты. Все спортсмены летают с GPS-системой навигации, в которую заложено задание, а дальше программа сама обрабатывает трюк пилота с учетом высот, его скорости, времени полета и дает ему определенные баллы. Эти формулы выставляет FAI и по ней задание строго регулируется главным судьей. На нынешнем чемпионате роль судьи принадлежит Владимиру Ильичу Задорожному, человеку в кругах пилотов известному.

Все снаряжение пилота весит 20 кг. Даже хрупкие девушки ходят с ним в гору. Само крыло весит от 4,3 до 7 кг. Все зависит от материала, из которого аппарат сделан. Скайтекс и гельвинор — самые ходовые. Гельвинор более плотный, тяжелый, износоустойчивый. Скайтекс — нежный, легкий, но его легче повредить о камни.

Итак, старт. Пилот уходит по маршруту, который продумал: находит поток, выкручивает под максимум, идет на переход, ищет другой поток, берет ППМ — поворотный пункт маршрута (их может быть несколько) и летит на финиш.

Наталья Валуйская

Казахстанская правда

Комментарии

Комментировать могут только авторизованные пользователи, или зарегистрируйтесь

...или войдите через аккаунт соцсети