Как известно, история с прошлогодней дисквалификацией целого ряда казахстанских тяжелоатлетов за употребление ими допинга, оказалась не закрытой и получила свое продолжение. К девяти отечественным спортсменам, которым в 2013 году было запрещено на протяжении двух лет тягать штангу на соревнованиях, присоединился намедни десятый — чемпион Универсиады в Казани Фархад Харки. Не чересчур ли?..
Золотую медаль самого сильного студента планеты, как и само это звание, у штангиста, конечно же, отберут. Срок двухлетней дисквалификации ему определен, начиная с 8 июля прошлого года — то есть, примерно в те же сроки, что и остальным попавшим под раздачу нашим землякам. Напомним, что Евгений Евстафеев дисквалифицирован с 23 июня 2013 года, Александр Зайчиков — с 24-го, Александра Аборнева — с 25-го, 4 июля того же года начался срок отстранения от участия в соревнованиях Ерболата Жоламанова, 5-го — Майры Файзоллаевой, Асем Сарсекеновой, Айдара Казова, Галымбека Жубатканова, а 6-го — Максим Лактионова. Если помнить, что в 2012-м Международная Федерация тяжелой атлетики IWF также по «наводке» WADA отправила в двухгодичный «отпуск» казахстанцев Фаину Сиванбаеву, Семена Линдера, Нурсултана Рахатова и Жасулана Кыдырбаева, то можно констатировать: большая (с ударением на первом слоге) часть казахстанской национальной сборной по тяжелой атлетике лишена соревновательной практики почти до самых Олимпийских Игр в Рио-де-Жанейро.
Вещества
Если взглянуть на список препаратов, за употребление которых пострадали наши силачи, то можно увидеть, что он не такой уж и однообразный. В пробах у пяти спортсменов был обнаружен дегидрохлорометил-тестостерон, двое предпочитали станозолол, еще пара человек, оказывается, «бодяжила» сразу оба этих препарата. Особняком стоит оригинал Харки — в его организме, получается, присутствовал метенолон. Несколько странно все это, откровенно говоря, выглядит: сборная одна, а стероиды спортсмены применяют разные... Где чувство коллективизма и общий дух?!.. Непорядок...
Зри в корень
«Cui prodest?» или «Cui bono?». Смысл один — ищи, кому это выгодно. Так, принято считать, говаривал в I веке нашей эры знаменитый римский юрист Кассиан Лонгин Равилла. Выражение известно в передаче Цицерона.
Тяжелая атлетика, на самом деле, — вид спорта, в котором очень важно правильно разработать стратегию и досконально ее придерживаться. Причем — далеко не только непосредственно во время соревнований... Так вот — кому больше всего выгодно, чтобы при подготовке к Олимпиаде-2014 казахстанская тяжелая атлетика скомпрометировала себя на международной арене?
Триумфальное выступление в Лондоне представителей тяжелой атлетики Казахстана, думается, не могло пройти незамеченным для крупных игроков на этом «рынке». В первую очередь, наверное, — Китая и России. Поднебесной мы с дунганами, которыми на родине ходу не давали, вообще, представляется, занозили конкретно... Стероиды, анаболики, что скрывать, — почти обязательные в настоящее время атрибуты тяжелой атлетики высших достижений. Другое дело, что ловят с ними далеко не всех, а только тех, кого надо. Ключевой вопрос: кому надо?.. И почему ответственными у нас за это товарищами подобный расклад во внимание не принимался?!
No comments
Внятных ответов на извечные вопросы «Кто виноват?» и «Что делать?» по ситуации получить практически невозможно. Главный тренер национальной сборной команды Алексей Ни отсылает вопрошающих в национальную Федерацию и к личным наставникам проштрафившихся спортсменов, те, в свою очередь, кивают на компетентность специалистов местной антидопинговой лаборатории и соответствие ее оборудования современным требованиям. Где, само собой, в собственной непогрешимости тоже уверены чуть более чем полностью.
Постой, паровоз...
Немногим более года назад в Казахстане была создана Конфедерация спортивных единоборств и силовых видов спорта. «Силовых видов спорта», во множественном числе, — это подчеркнем, поскольку из таковых в состав новообразованной «пятиконечной» структуры вошла только тяжелая атлетика. Вообще, довольно странный симбиоз представляет собой данная организация, что и говорить, — ведь включенные в нее бокс, виды борьбы, дзюдо, таэквондо очень мало общего, если не сказать больше, имеют с тяжелой атлетикой. Просто, по большому счету, если подумать, именно на штангистов и боксеров, как особо отличившихся на последней Олимпиаде, была возложена высокая миссия оправдать само создание и существование данной масштабной надстройки под громким названием Конфедерация — с ее собственным немаленьким штатом и солидным бюджетом, стать «паровозами», по сути, данной организации. Прежде ведь без нее обходились. И вполне, надо сказать, успешно. Поэтому здесь ссылки на обустройство главными героями и героинями Лондона собственной семейной жизни в расчет не принимаются. Нужен результат, и точка. Жизненно важно быстро и однозначно доказать, что после вступления в Конфедерацию казахстанским тяжелоатлетам, как в свое время советскому народу, по версии Иосифа Сталина, «жить стало лучше, жить стало веселее». А ради таких целей мы, как известно, за ценой не постоим. Подумаешь — десяток молодых спортивных судеб...
Через тернии. К звездам?..
Юные наши спортсмены, угодившие в эту более чем неоднозначную ситуацию, духом стараются не падать и продолжают заниматься любимым делом. Позабавило в этой связи спортивное руководство Карагандинской области, предложившее переориентировать на эти два года дисквалифицированных штангистов на другие виды спорта — чего, на самом деле, добру пропадать?! Пусть хоть какие-то дивиденды приносят... О дисквалификационном периоде его жизни и спортивной карьеры мы пообщались с 18-летним тяжелоатлетом из Темиртау Максимом Лактионовым. Острые вопросы юный атлет оставил без ответов — не в его компетенции отвечать за происшедшее. И тут он, пожалуй, прав.
— Максим, чем занимаетесь в настоящее время?
— Если в общем — то продолжаю тренироваться.
— Руководство карагандинского спорта на одном из брифингов предложило
дисквалифицированных тяжелоатлетов использовать в других видах спорта.
Вас, в частности, теоретически предполагалось сделать легкоатлетом. Что
думаете по этому поводу?
— Я думаю, что тот опыт, который я накопил в тяжелой атлетике —
а занимаюсь я ею с 7 лет, — лучше продолжать использовать по назначению,
не меняя род деятельности. Имею в виду вид спорта.
— Вообще, насколько Вы дружны с другими видами спорта, кроме тяжелой атлетики?
— Люблю игровые виды.
— Известный в прошлом тяжелоатлет, а ныне тренер Геннадий Лактионов —
Ваш отец. Наверное, у Вас и выбора другого практически не было — только
штанга?
— Немного не соглашусь с тем, что не было выбора — я занимался хоккеем чуть-чуть, плаванием, но остановился на тяжелой атлетике.
— Не было ли мыслей после решения о Вашей дисквалификации бросить штангу?
— Бросить спорт мыслей не было. В жизни часто бывают преграды
и разочарования. Если перед ними отступать, то что это будет за жизнь?
— Планируете ли выступить на Олимпиаде в Рио?
— Покажите мне хоть одного спортсмена, кто не хочет выступать
на Олимпийских Играх (Улыбается). Пока что идет тренировочным процесс,
об этом еще рано говорить — нужно тренироваться и тренироваться.
...или войдите через аккаунт соцсети