Как-то незаметно в казахстанском мужском теннисе произошла революция: человек-глыба Алексей Кедрюк уступил свой трон 20-летнему Сырыму Абдухаликову. Еще год назад об этом спортсмене, постоянно проживающем в Европе, в Казахстане никто и не слышал. Мало ли наших соотечественников разбросало по всему миру? А он оказался не просто подающим большие надежды талантливым мальчиком, а вполне себе зрелым мастером. В начале 2007-го он впервые сыграл за Казахстан в матче Кубка Дэвиса, а спустя год стал первым номером сборной. В недавнем противостоянии с командой Таиланда Абдухаликов взвалил на себя обязанности лидера, одержал одну победу и в принципе мог добиться еще двух. Что это – восхождение новой звезды или банальная смена поколений? «Большая газета» после двухчасового общения с теннисистом приходит к выводу: этот парень пойдет далеко.
Папа – математик, мама – музыкант
– 2007 год. Матч Корея – Казахстан. Смотрим отчет – играет какой-то Абдухаликов за нашу команду… – Да, я дебютировал в этой встрече. Меня пригласили играть за Корею, – с ходу оговоривается Сырым, – тьфу ты! Точнее, играть против Кореи. Позвонил Иван Иванович Цымбалов, капитан сборной, говорит, можешь прилетать. Сначала, правда, он мне на e-mail написал, попросил номер телефона… Ну, в Корею мы неудачно съездили, там покрытие какое-то странное постелили, мяч все время неправильно отскакивал. А на следующий матч с Индией меня уже не звали. Президентом федерации тенниса тогда был генерал Новиков, он сказал, что мне приезжать не надо – Кедрюк и Макеев справятся. А потом стали звать постоянно. Приятно, конечно. Я всегда хотел за сборную играть. На все турниры вожу флаг Казахстана. Если побеждаю, то на награждение выхожу с ним. – То есть ты уже что-то выигрывал до приглашения в сборную? – Я уже участвовал во фьючерсах, стал победителем турнира в Греции с призовым фондом 10 тысяч евро. Потом вместе с белорусом Бетовым выиграли пару в Грузии, дважды попадали в финал в Иране.
– Сколько лет назад ты уехал из страны? – Мне было 12. Год провел в Германии, полгода в Испании, потом во Франции… Восемь лет за границей. У нас в семье совпало: папу пригласили в Германию, он у меня профессор математики, его часто за рубеж зовут. Сначала мы все вместе жили, потом мама со мной ездила по академиям. А сейчас родители вернулись в Алматы. Мама у меня профессиональная пианистка, несколько лет занималась моими делами, а не музыкой. Сейчас опять начала играть. Я очень рад за нее.
– Из тебя не пытались сделать музыканта? – Я музыку люблю! В плеере слушать, например. Но просто в теннисе у меня сразу стало получаться. Мне 10 лет было, я в Алматы у всех в своем возрасте выигрывал. И тут как раз появилась возможность перебраться в Европу. Вот сейчас опять туда полечу – заявился на пару турниров в Португалии. Потом назад – играть надо будет с Тайпеем.
– А в Европе ты один живешь или с девушкой? – Один, конечно. Девушка у меня в Алматы. Только вы меня о ней не спрашивайте, хорошо?
Не думай о купюрах свысока
– Сколько денег ты заработал за прошлый год? – Трудно прямо сразу подсчитать. Если турнир с призовым фондом 10 тысяч, то победитель получает 1300 евро на руки. Приходишь в офис, расписываешься в ведомости, выдают купюры, и до свидания. Еще рейтинговые очки добавляют. Это сейчас важнее. Чем больше баллов, тем выше шанс попасть на хороший турнир. А финансовых проблем у меня нет – всеми делами занимается папа, он мой менеджер. Просто в спорте есть такое правило: пока играешь, о деньгах думать нельзя. Иначе ничего не добьешься. Мне родители помогают, я им за это благодарен. Сейчас вот еще оформляем зарплату игрока сборной Казахстана.
– Правда, что эта зарплата равна шести тысячам долларов в месяц? – Шесть тысяч? Да нет, это слишком много. Я не знаю, сколько. Но таких сумм там нет.
– У тебя есть личный автомобиль? – Нет. В Европе мы ездим вместе с тренером. А в Алматы без машины тяжело. Но я пока не смогу тут водить. Еще не все улицы знаю. Если мне куда-то надо добраться, беру такси. Меня научили, что надо уверенно называть адрес и цену, чтобы таксисты не обманывали.
– Сколько стоит обучение в теннисной академии? – Недорого – в среднем две тысячи евро. А может, даже меньше – две тысячи долларов. Это с питанием и жильем. Но если хорошо играешь, то делают скидку. Про деньги мне трудно что-то рассказывать. Мой папа лучше знает, когда платить зарплату тренеру, какие билеты надо купить.
– А учиться не скучно? Теннис, теннис, теннис. Детство проходит мимо. – Наоборот интересно! Бывает, в одном учебном заведении сто человек одновременно занимаются. Разбиты по уровню игры. Игры, тренировки.
– А драться приходилось? – Нет. За это наказывают – отстраняют от занятий на неделю.
– Какие у тебя были оценки в школе? – В основном хорошие. Тройка в аттестате только по мировой истории.
Кедрюк мне друг!
– Где ты был в Казахстане, кроме Алматы? – Участвовал в детском турнире Шымкента. В Караганду заезжал. Астану вот два раза за короткий срок посетил. Сначала зимний чемпионат там выиграл, а потом ездили на встречу с Шамилем Тарпищевым и президентом Международной федерации тенниса Франческо Битти. Их Булат Утемуратов приглашал. Мне в столице нравится. Красивый город.
– И счастливый, судя по всему. Это ведь в Астане ты обыграл Алексея Кедрюка и стал первой ракеткой страны? – Да. Я раньше никогда не играл в чемпионате Казахстана. А тут появилась возможность сыграть со всеми сильнейшими в стране, и еще тренироваться с Лешей. Мы проводим спарринги, и я знаю, что могу его обыграть, и он меня может. Хотя это круто – заниматься вместе с Кедрюком! Когда я только пошел в детскую секцию, Леша уже был для всех нас примером, играл Davis Cup, побеждал на турнирах.
– С каким счетом ты обыграл Кедрюка? – 7:5 в третьем сете. А до этого – 6:3 и 4:6. Хорошая была игра. А парный турнир мы выиграли вместе.
– У вас хорошие отношения? – Леша постарше, я у него многому учусь. Он мне как старший друг.
Марат-2
– Тебе говори ли, что ты внешне похож на россиянина Марат Сафина? – Да. Мне нравится, как он играет. Сильные подачи, удары навылет…
– Сломанные ракетки. – Ну, я еще ракетки не бросаю.
– А в парной встрече с Таиландом? – Ну было, – легко признается Сырым, – эмоции выплескиваю. Но я еще ни одной не сломал. Хотя не буду скрывать – я бы хотел быть, как Сафин. Он ругается на корте, злится, а зрители его любят. Многие ходят на его матчи просто ради того, чтобы посмотреть на Марата.
– Не пугает, что он быстро выпал из элиты мирового тенниса? – Да, у Марата есть такое. Что-то выиграет, потом отдыхает, тусуется. Но я не такой. Развлекаться не люблю.
– Жить в Алматы и не тусоваться? – Ну иногда бывает. И в Европе, и в Казахстане. Тут даже чаще. У нас есть своя теннисная компания – Леша, Дима Макеев, Слава Быков. Ходим вместе с женами и подругами в кино, иногда в ночные клубы. Хотя на дискотеки мы в основном со Славой попадаем.
– А с кем-нибудь из звезд дружишь? – В теннисе не принято дружить. Все-таки индивидуальный вид спорта. Я вот был на турнире в Монако, с Джоковичем познакомился, например. Он, кстати, в основном с сербами общается. Вообще это обычная практика, когда спортсмены из одной страны держатся вместе. Аргентинцы, испанцы, французы. Федерера видел. На больших турнирах интересно, ходишь и по сторонам смотришь. Я вот думаю, может, на следующий год получится хотя бы в квалификацию Australian Open попасть. У меня тренер хороший, он сам в 50 лучших входил в свое время. Есть возможность вырасти еще.
Info Сырым Абдухаликов родился 7 августа 1987 года в Алматы. 580 ракетка мира рейтинга ATP, 517 ракетка в парном разряде. Первый номер сборной Казахстана. Дебютировал в национальной команде 9 февраля 2007 года. Всего за сборную провел семь матчей (пять одиночных, два парных), одержал две победы: осенью 2007-го – над китайцем Хинь Янь Ю, в феврале 2008 – над тайцем Вирапатом Доакмайкли.
...или войдите через аккаунт соцсети