...или войдите через аккаунт соцсети

Зарегистрироваться Забыли?

Другие


13 июля 2009 (00:36)

По максимуму

По максимуму В последние годы фристайл стал одним из немногих зимних видов спорта в нашей стране, представители которых достаточно успешно выступают на крупных международных соревнованиях. Об итогах минувшего сезона и об олимпийских перспективах мы беседуем с вице-президентом Федерации фристайла Казахстана Николаем Гуцелем.

Коварная трасса Инаваширо


— Какие задачи стояли перед сборной Казахстана в завершившемся сезоне и насколько они были выполнены?

— Основной задачей было завоевание пяти олимпийских лицензий в могуле. На сегодня можно сказать, что их у нас шесть — три у мужчин и три у женщин. Это максимально возможное количество для каждой страны. Если учесть, что в олимпийских соревнованиях по могулу выступят 30 мужчин и столько же женщин, то получается, что каждый десятый участник — казахстанец.

— А что произошло на чемпионате мира в японском Инаваширо? Ведь наш Дмитрий Рейхерд после квалификации был вторым, но в итоге занял лишь 15-е место…
— Там случилось вот что. Трасса могула включает в себя два трамплина, и в квалификации Рейхерд показал лучшие прыжки: за первый он получил 4,95, за второй — 4,63 из максимально возможных пяти баллов, а с учетом качества «обработки» бугров и времени прохождения дистанции у него был второй результат среди всех участников. Трасса в Инаваширо считается самой сложной в мире, её градиент (общий угол уклона) составляет 30 градусов, но для Рейхерда это было даже хорошо. Однако и квалификация, и финал проводились в один день с интервалом в три часа. А погода стояла очень теплая — около +5, трасса «размякла», и в тех местах, куда после прыжков приземлялись спортсмены, образовались большие ямы. К сожалению, организаторы соревнований ничего не сделали, чтобы выровнять эти участки. Поскольку Рейхерд занял в квалификации второе место, то в финале он должен был стартовать предпоследним, а на тот момент трасса стала полностью разбитой. Конечно, можно было посоветовать ему не рисковать, но к тому времени главная задача, связанная с завоеванием олимпийских лицензий, уже была выполнена, и стояла цель показать максимально возможный результат. Ведь, как вы знаете, в нашем виде спорта многое зависит от оценок судей, и для спортсмена очень важно показать все, на что он способен, — это отложится у арбитров в памяти, и на следующих стартах отношение к нему будет соответствующим. То есть Рейхерда на финал настраивали так — или все, или ничего. Поэтому он снова пошел на максимально сложные прыжки, но яма на месте приземления после второго трамплина была настолько глубокой, что пока он из нее «выбрался», потерял слишком много времени, и это сказалось на результате. Сразу следом за ним на старт вышел лидировавший после квалификации француз Жильбо Кола, и с ним случилось примерно то же самое — в итоге он занял только 12-е место.

— Можно сказать, что Рейхерд «застолбил» за собой место в элите, или говорить об этом ещё рано?
— Если брать все результаты — на мировом первенстве, на этапах Кубка мира, Кубка Европы, то Дмитрий занимает четвертое место, а в общем зачете Кубка мира он стал 15-м. Но тут следует учесть, что наши спортсмены не ездили на три этапа, поскольку мы не ставили перед ними такой цели — быть как можно выше в общем зачете. При этом напомню, что Рейхерду только 20 лет, а возраст большинства лидеров мирового могула — от 25 до 29 лет. То есть он моложе всех. И если сегодня сделать анализ, то основными кандидатами на медали Олимпийских игр в этой дисциплине являются семь спортсменов, в том числе и Рейхерд. С точки зрения технической подготовки, особенно прыжковой, Дмитрий, возможно, даже чуть посильнее остальных, и он, хотя и молодой, знает, что может на равных конкурировать с представителями элиты. Раньше ему немного не хватало судейской благосклонности, но сейчас, после ряда его успешных выступлений, ситуация улучшилась.

Свои в мировой элите


— А в нашем женском фристайле есть спортсменка, способная в ближайшей перспективе стать, образно говоря, Рейхердом в юбке?

— Да, это Юлия Галышева, которой всего 16 лет и у которой есть все данные для этого. На чемпионате мира она стала 11-й в могуле. Кроме нее, в финал пробилась Дарья Рыбалова, занявшая в итоге 13-е место. Две наши участницы попали в финал и в параллельном могуле (неолимпийская дисциплина — Ж.Б.), причем Юлия Родионова заняла высокое 8-е место. Кстати, самой старшей в нашей женской команде, Рыбаловой, 20 лет. В общем зачете Кубка мира все трое входят в первую тридцатку, а среди наших мужчин таких двое — кроме Рейхерда, это Дмитрий Бармашов. В мае наш Национальный олимпийский комитет делал доклад, и в нем отмечалось следующее. На сегодня во всех видах лыжного спорта Казахстан завоевал 27 лицензий, но только шесть спортсменов входят в первую мировую тридцатку в своих видах: один из них — в лыжных гонках, все остальные — во фристайле. А как показывает анализ результатов Олимпийских игр, чемпионатов мира, обычно за медали борются те, кто занимает места в числе тридцати лучших.

— В некоторых видах зимнего спорта в национальные сборные решили привлечь иностранных специалистов. У вас таких мыслей не возникало?
— Я думаю, что во фристайле такой необходимости нет. По той простой причине, что наши тренеры уже доказали свою профессиональную состоятельность — их воспитанники становились победителями и призерами этапов Кубка мира и Европы. Если приглашать иностранного специалиста, то ему надо платить, как минимум, в два-три раза больше, чем нашим. Это сильно заденет отечественных тренеров, снизит их мотивацию к работе, поскольку может сформироваться такое мнение: раз знания и возможности заграничного специалиста оценены так высоко, то пусть он и работает. Допускаю, что в привлечении иностранцев есть какие-то плюсы, но, с другой стороны, это отрицательно сказывается на детско-юношеском спорта. И тем более, когда приглашают спортсменов со стороны.

— В Казахстане есть места, где можно полноценно тренироваться?

— Есть трасса в Усть-Каменогорске. Но с точки зрения подготовки, например, к этапам Кубка мира, не говоря уже о мировых первенствах и Олимпийских играх, она не подходит. По той простой причине, что на ней натуральный снег, а на всех трассах, на которых проводятся самые престижные международные соревнования, — снег искусственный, то есть совсем другой. Тем более не подходит чимбулакская трасса — там вообще, наверное, самый скользкий снег в мире, как в свое время лед Медео был самым быстрым на планете. Спортсмен, спускаясь по такой трассе (а там уклон от 26 до 36 градусов), будет просто учиться тормозить. А искусственный снег, который в основном используется за границей, не такой скользкий, и на нем спортсмен при таком же уклоне заставляет себя ускоряться. Как видите, разница огромная: здесь нужно бороться со скоростью, чтобы не вылететь с трассы, а там бороться за скорость.

— Помимо могула, во фристайле есть ещё две олимпийские дисциплины — акробатика и ски-кросс. В Казахстане они культивируются?
— Акробаты только в минувшем сезоне начали по-серьезному тренироваться, выезжать на международные соревнования. Так что о каких-то результатах говорить пока очень рано. Если сравнить то, что вытворяют сильнейшие в мире, и то, что могут наши, — это небо и земля. А ски-кросс у нас делает лишь первые шаги.

Что показала разведка?


— Как идет подготовка к олимпийскому сезону?
— Уже завершился первый 15-дневный цикл занятий на снегу — он прошел на горнолыжном курорте Хинтертукс в Австрии. После этого наши спортсмены перебрались в Словению на водный трамплин — прыгают с него, отрабатывают сальто и прочие элементы. Причем в полной экипировке, на лыжах. Прыгают в воду, точнее в бурлящий поток (там специально воздух подается под большим давлением), чтобы не очень больно было приземляться. Эти тренировки с направленностью именно на прыжки длятся десять дней. Затем снова переезд в Хинтертукс. Поскольку снега там очень много, к тому же он хорошего качества, мы решили, что команда задержится в Хинтертуксе до конца июля. Совместно с ней тренируются сборные России и Австрии. Потом ребята и девушки приедут в Казахстан, здесь на Бухтарме пройдет 15-дневный учебно-тренировочный сбор, который будет включать в себя занятия на водных лыжах с катерами, общефизическую подготовку. А 2 сентября они опять уедут, теперь уже в Швейцарию, где будут тренироваться на снегу.

— Когда начнется сезон?

— В ноябре. Первый старт — этап Кубка Европы в Финляндии, через неделю там же пройдет этап Кубка мира. Всего до начала Олимпиады состоятся пять этапов Кубка мира. Один из них будет в Канаде, в Калгари, он запланирован на 8—10 января. После него начнется уже непосредственная подготовка к Играм в Ванкувере. В минувшем сезоне мы единственными из представителей зимних видов спорта в Казахстане поехали на предолимпийскую неделю. Это была своего рода разведывательная миссия…

— Чтобы познакомиться с будущей трассой?
— В том числе. Но самое главное — мы должны были собрать максимально полную информацию для всех наших «зимников» — о погодных условиях, о температурном режиме, о снежном режиме, об особенностях акклиматизации и т. д., то есть провести большую научную работу. В Ванкувере разница с нами — 14 часов. Мы определили, что полная адаптация к другому часовому поясу наступает только на 12–14 сутки. То есть надо поехать туда, как минимум, за 12–14 дней до стартов. Предолимпийская неделя проходила в те же сроки, что и будущие Игры (со смещением на год), поэтому важно было узнать, какой там в это время климат, как меняется температура, что происходит со снегом, когда приходит и уходит туман. В частности, для тех мест в это время года характерен значительный перепад температур в течение светового дня — от -4 до +4 во временном промежутке от 9.00 до 17.00. Почти каждый день примерно в одно и то же время (11.00–11.30) приходил туман, он буквально «разъедал» снег, который становился очень мягким. А ближе к вечеру снова становилось холодно. К таким условиям особенно трудно будет приспособиться лыжникам-гонщикам.

— Какова ситуация в сборной Казахстана с точки зрения финансового, материального обеспечения?
— Могу однозначно сказать: в течение этих двух лет мы получали буквально все, что просили. Мы провели все запланированные учебно-тренировочные сборы, закупили хороший инвентарь. Недавно я был в Астане, разговаривал со спортивным руководством по поводу нового сезона, и перед нами, образно говоря, зажгли зеленый свет.

— При этом, наверное, намекнули на то, что ждут от вас олимпийскую медаль?
— Если представить себе всю казахстанскую делегацию в Ванкувере, то команда по фристайлу будет самой молодой. Разве что фигурист Денис Тен младше. Поэтому мы ещё в прошлом сезоне, учитывая возраст членов нашей сборной, не ставили перед ними высоких целей на Ванкувер. Думали, их время придет чуть позже. Но раз они уже начали показывать хорошие результаты, а также учитывая такое отношение со стороны Комитета по спорту, который во всем идет нам навстречу, то мы решили ставить максимальные задачи.
Автор: Женис Байхожа camonitor.com

Комментарии

Комментировать могут только авторизованные пользователи, или зарегистрируйтесь

...или войдите через аккаунт соцсети