27 марта 2008 (13:29)По тонкому льду
Вице-президент федерации конькобежного спорта Казахстана Сергей Цыбенко о прорыве в космос, украинском голландце и уникальном шансе.
Российская проба
– Почти два месяца сборная Казахстана находилась без главного тренера. По какой причине был расторгнут контракт с российским специалистом Олегом Божьевым?
– Тренера из-за рубежа мы привлекали впервые, и хотя наши ребята под его руководством большими результатами похвастать не смогли, считаю, что опыт был успешен. Мы доказали, что можем предложить специалисту достаточно неплохого уровня достойные условия. А то, что досрочно расторгли контракт… Божьева мы привлекали под Азиатские игры, но стало ясно, что с командой у него отношения не сложились, и мы полюбовно разошлись. Даже неустойку платить не пришлось.
– Можно ли сказать: время, что руководил сборной Божьев, было потрачено впустую?
– Если судить исключительно по результатам – да.
– В чем же была причина разногласий со стороны федерации и российского тренера?
– Все дело в нагрузках. Их было намного меньше, чем раньше. И в начале осени многие ребята стали недоумевать: почему их так мало нагружают? Я не лез в тренерскую работу, убеждал, что это, видимо, какая-то своя тактика, но когда 90 процентов конькобежцев стали бегать хуже, понял, что пора вмешиваться.
– Дмитрий Бабенко также стал демонстрировать результаты хуже прежних?
– Дима это топовый спортсмен. И главная задача любого тренера – не мешать ему. Все дело в другом – некоторые ребята даже не смогли выполнить минимальные нормативы и не попали на Кубок мира!
– А как аргументировал российский специалист неудачные результаты?
– Он говорил, что для работы у него «не тот материал»…
– Вы с ним согласны?
– Нет. Конечно, концовка сезона оказалась провальной, но тот же Дмитрий Бабенко на всех этапах Кубка мира выступал в элитной группе – а в прошлом сезоне бежал всего на двух этапах. И, конечно же, всех поразил Роман Креч. На чемпионате мира среди юниоров в китайском Чанчуне он стал вторым!
«Такого в нашей истории еще не было»
– Некоторые достижения, в том числе и в области спорта, часто сравнивают с прорывом в космос…
– Знаете, космос – это близко. Только представьте: парень, не попадавший в команду Центра олимпийской подготовки, которого правдами и неправдами брали на все учебно-тренировочные сборы, приезжает и завоевывает серебряную медаль! Сейчас мы не можем оценить всю ценность этой награды, и самое интересное в том, что об успехе Романа никакой информации…Тишина.
– Среди юниоров это достижение – лучшее в истории казахстанского конькобежного спорта?
– Да. Такого у нас еще не было. Жигин брал «бронзу», я становился четвертым. А здесь парень оказался вторым, хотя, попади он в десятку лучших, все были бы счастливы. Из тех, кто занял места с первого по восьмое, Рома – единственный, для кого чемпионат мира – первый серьезный старт в карьере. Большинство его конкурентов – это люди, участвовавшие в этапах Кубка мира и даже выступавшие в группе А. Тот же канадец, опередивший Креча, имеет лучший результат 35,2 сек. У нас же до сих пор рекорд Казахстана 36,01, который установил Вадим Шакшакбаев пятнадцать лет назад!
– Если проводить футбольные аналогии, то какой результат нужно показать сборной Казахстана, чтобы он был сопоставим с достижением Креча?
– Сыграть с англичанами вничью. На «Уэмбли».
– После разрыва контракта с российским специалистом стало известно, что в качестве наставника сборной Казахстана планируется пригласить украинского тренера с голландским паспортом Константина Полтавца. Почему выбор пал именно на него?
– Мы ждем его второй год. Это тренер мирового класса. Работая в одном из профессиональных клубов Голландии, он тренировал Свена Крамера, Ирэн Вюст – настоящих звезд! – и многие не верили, что он может дать согласие возглавить нашу сборную. Но уже у нас есть предварительная договоренность, что Полтавец будет консультантом казахстанской команды.
– Какие задачи поставят перед украинским голландцем?
– Мы заключим контракт на три года. Главное – хорошо выступить на Азиатских играх 2011 года. Впервые перед всей командой Казахстана будет стоять задача занять первое общекомандное место, и понятно, что от конькобежного спорта, где разыгрывается более пяти комплектов наград, будут ждать больших результатов. Учитывая, что у нас есть хорошие юниоры и что специалиста такого класса, как Полтавец, нет даже в России, можно ожидать достойного выступления.
– Главный тренер сборной Казахстана по футболу Арно Пайперс, по слухам, получает 500 тысяч долларов в год. Сколько будет зарабатывать зарубежный консультант в нашей конькобежной команде?
– Он будет получать в 5 раз меньше.
– В казахстанском спорте сегодня хорошим тоном считается натурализация спортсменов. Возможно ли появление в сборной Казахстана атлетов из-за рубежа?
– Да. В течение нескольких лет мы отслеживали многих конькобежцев и в настоящее время договорились с 4 спортсменами. Один из них – голландец. Скажу о нем то, что в этом году он из-за травмы не выступал, но результаты у него очень высокие.
– Сейчас, судя по вашим словам, появилось талантливое поколение юниоров. Для чего тогда брать иностранцев в сборную?
– Мы идем на этот шаг потому, что сейчас в команде как раз то поколение спортсменов, лучший из которых Бабенко, которое появились после развала СССР. Когда не работали секции, уходили тренера в коммерцию и работали лишь единицы. Сейчас у нас очень много юниоров: на последнем первенстве страны было 130 участников! Если мы проведем состязания среди взрослых, то наберем 20 человек. К сожалению, молодежь не успеет подготовиться к Азиаде. А там мы не имеем права проиграть. И для выполнения поставленной задачи нам нужны иностранцы.
– Приглашение консультанта из-за рубежа и натурализация спортсменов дело вовсе не дешевое. Деньги у федерации есть?
– Есть. Тем более что оплата консультанту будет идти как со стороны федерации, так и комитета по спорту.
– Во сколько раз увеличилось финансирование в зимних видах спорта, после того как стало известно, что в Казахстане пройдут Азиатские игры?
– Я не могу назвать точные цифры, но финансирование увеличилось. В разы. И во всех зимних видах спорта. Для «зимников» Азиада в Алматы и Астане – это уникальная возможность наладить свои дела, встать на ноги – больше такого шанса, возможно, и не представится.
«За Бабенко идет постоянная охота»
– Вы не в курсе, сколько получает тренер Романа Креча?
– Долларов 200.
– А нет боязни, что в скором времени начнется противостояние – богатый иностранный специалист – нищие отечественные тренера?
– Есть опасения. Хотя бы потому, что основа конфликта уже заложена. У нас во всех зимних видах спорта колоссальные проблемы с тренерскими кадрами. Именно поэтому на двух последних Олимпиадах мы оставалась без медалей. Конечно, сейчас государство повернулось лицом к спорту, но необходимо обратить внимание, что специалистам надо платить хорошие деньги.
Все ведь идет от детского спорта. Мы видим того же Свена Крамера, как он бежит, стоит с медалью на пьедестале почета, смотрим, как работает его наставник, но это вершина айсберга. А внизу – тот человек, кто заложил основу юному Крамеру, привил ему любовь к конькам, поставил технику… Сейчас в Казахстане многие наставники готовят атлетов по старой советской системе, поскольку нового ничего нет, и я – в бытность тренером сборной – испытывал огромные проблемы с такими ребятами. Большинство из них – очень талантливые, но, чтобы изменить их, необходимо ломать, переучивать. А на это способны единицы.
– Мы собираемся приглашать иностранцев в сборную, а тому же Дмитрию Бабенко не предлагают сменить гражданство?
– За Димой идет постоянная охота. Ему неоднократно предлагают стать гражданином России, поскольку конькобежцев такого уровня в их команде всего несколько человек. Последнее предложение было заманчивым– зарплата 3 тысячи долларов и квартира в Череповце. У Бабенко же оклад в сборной в три раза меньше, но он отказался.
Базовые проблемы
– Пройдет 2011 год, урежут финансирование, разъедутся иностранцы. И мы останемся у разбитого корыта?
– У нас будет главное – базы. Сейчас же они – это печальное зрелище, и сборная вынуждена проводить по 9 месяцев в году за рубежом. Комитет по спорту тратит огромные деньги, чтобы содержать нашу команду за границей – около 40 миллионов тенге в год – но это происходит не от хорошей жизни. Если кто-то думает, что подготовка за рубежом – счастье, тот ошибается. Все сборники очень устают, но они вынуждены тренироваться за «бугром». Только потому, что там есть быстрый лед.
Сейчас наша главная надежда – каток в Астане, открытие которого за-планировано на июль 2009 года. Пока же приходится обходиться тем, что есть. В Петропавловске, поставляющем в сборную 70 процентов конькобежцев, нет своего катка, и спортсмены катаются по прямой! В Караганде есть круг метров на 300, не самого лучшего качества. А вот в Костанае имеется неплохой каток, и в сборной уже 4 костанайца!
В настоящее время доходит до смешного – мы ездим в белорусские Раубичи, за тысячи километров, кататься на роликах! А все потому, что в Казахстане нет своего роликодрома…
Леонид Юрьев
Мегаполис
...или войдите через аккаунт соцсети