В первых числах апреля казахстанские легкоатлеты начали в Таиланде подготовку к летнему сезону, который будет насыщен множеством соревнований различного уровня.
В трехнедельном тренировочном сборе принимают участие около 60 членов первой и молодежной национальных команд. О наиболее значимых для нас стартах нынешнего года, текущей ситуации в самом медалеемком олимпийском виде (47 комплектов наград), а также о том, почему Казахстан в ближайшее время не сможет принять даже континентальные турниры, корреспонденту «Литера» рассказал вице-президент Федерации легкой атлетики РК и Азиатской легкоатлетической ассоциации (ААА) Алексей Кондрат.
— Алексей Михайлович, какие соревнования в этом году будут для казахстанских легкоатлетов главными?
— Самыми важными станут чемпионат Азии, который состоится в китайском Ухане с 3 по 7 июня, и чемпионат мира в Пекине в конце августа. Помимо этого, мы примем участие в континентальной серии Гран-при, перенесенной с мая на конец июня, Всемирной летней универсиаде в корейском Кванджу в первой половине июля и ряде других турниров. Кстати, из-за нового азиатского календаря мы были вынуждены изменить даты проведения юбилейного XXV мемориала Гусмана Косанова — он в этом году пройдет на Центральном стадионе Алматы 25–26 июля. Что касается молодых спортсменов, то хотелось бы отметить, что с 6 по 11 мая в столице Катара Дохе состоится первый чемпионат Азии среди юношей (до 17 лет). Предложение о проведении такого турнира было выдвинуто нашей федерацией около 10 лет назад, и вот, наконец, лед тронулся. Вообще нынешний год — предолимпийский, поэтому многие соревнования будут проходить под призмой грядущей борьбы за право участвовать в главных стартах четырехлетия.
— Известно ли уже о принципе отбора на Олимпиаду-2016?
— 12 апреля пройдет заседание совета ИААФ, на котором этот вопрос решится окончательно. МОК пытается до минимума сократить число участников олимпийских состязаний в тех видах, где это возможно. Шли даже разговоры об исключении из программы Игр таких дисциплин как тройной прыжок, толкание ядра или бег на 200 метров. Но поскольку это практически неосуществимо, сокращение пойдет за счет ужесточения олимпийских нормативов. Уже отменены квоты по группам А и В (для более слабых стран), в каждой дисциплине останется только один достаточно высокий норматив для всех. И времени на его выполнение будет отпущено немного. Вместе с тем у ходоков, марафонцев и многоборцев, учитывая их обособленный соревновательный график, принцип отбора должен быть несколько иным. Мы очень надеемся, что наша марафонка Гульжанат Жанатбек, ставшая в январе в Гонконге бронзовым призером чемпионата Азии и почти на шесть минут превысившая время, необходимое для попадания на чемпионат мира, сможет благодаря своему результату отобраться и на Игры в Рио.
— А как обстоят дела с выполнением казахстанскими спортсменами нормативов на пекинский чемпионат? На сколько квот мы рассчитываем?
— Сейчас в нашем активе уже семь лицензий. Их обладателями стали ходоки Виталий Аничкин и Георгий Шейко, марафонки Жанатбек и Ирина Смольникова, а также победители Азиатских игр-2014 Ольга Рыпакова (тройной прыжок), Маргарита Мукашева (800 метров) и Ольга Сафронова (200 метров). Рассчитываем, что всего в столицу Китая поедут 15–17 наших спортсменов. Возможно, на ЧМ сможет пробиться и женская сборная РК в эстафете 4 по 100 метров. Сейчас девушки готовятся к отдельному чемпионату мира в эстафетных видах, который состоится 2–3 мая на Багамских островах. Для попадания в Пекин им нужно оказаться в числе 16 сильнейших команд.
— С кем связаны основные надежды на успешное выступление на чемпионате мира?
— В первую очередь, конечно, с олимпийской чемпионкой Ольгой Рыпаковой — замечательной во всех отношениях спортсменкой. В ее коллекции есть «золото» чемпионата мира в помещении-2010 и «серебро» первенства планеты-2011, но первой на летних мировых чемпионатах Ольга еще не была. В этом сезоне Рыпакова будет выступать также на этапах «Бриллиантовой лиги» ИААФ. Первый старт данной серии в женском тройном прыжке запланирован на 17 мая в Шанхае. Возможно, в «Бриллиантовой лиге» смогут принять участие и некоторые другие наши ребята, например, шестовик Никита Филиппов. Но здесь все зависит от их личных менеджеров, республиканская федерация на участие в престижных коммерческих соревнованиях никак не влияет.
Вместе с тем хотелось бы, чтобы как можно лучше на крупных стартах проявили себя и другие наши спортсмены, те же Сафронова с Мукашевой. Хотя в отношении Маргариты ситуация пока не совсем ясная. Некоторое время назад она сказала, что заканчивает выступать, но потом вроде изменила свое решение. В любом случае Мукашева сохраняет место в составе сборной страны, и мы надеемся на то, что она продолжит спортивную карьеру.
Что касается чемпионата Азии, то в Ухань отправятся порядка 25–28 казахстанцев. Нам важно хорошо там выступить, некоторым ребятам необходимо реабилитироваться за прошедшие Азиатские игры.
— Чем еще будет знаменателен нынешний год для легкой атлетики?
— В 2015 году пройдут выборы президентов и руководящих органов Азиатской ассоциации и ИААФ. Относительно нашего континента все в общем-то ясно. Единственный кандидат на высший пост — нынешний глава ААА генерал Дахлан аль-Хамад из Катара. А вот в ИААФ ситуация куда более интересная. На пост президента этой организации претендуют два знаменитых в прошлом спортсмена — украинец Сергей Бубка и англичанин Себастьян Коэ. Действующему главе Международной легкоатлетической ассоциации Ламину Диаку из Сенегала вскоре исполнится 82 года, и он вряд ли включится в предвыборную борьбу. Бубка и Коэ являются очень авторитетными людьми в мире спорта, и кто из них в итоге победит на выборах сказать очень сложно.
— Несколько лет назад в ряде источников была информация, что Алматы может в ближайшем будущем стать местом проведения юношеского чемпионата мира или чемпионата Азии. Какова сейчас ситуация по этому поводу?
— Да, такие разговоры были, но для того, чтобы южная столица страны приняла хотя бы азиатский турнир необходимо решение множества вопросов. Прежде всего — обустройство арен. Наш Центральный стадион имеет сертифицированную беговую дорожку, однако сектора для других дисциплин имеют серьезные недостатки. Особенно — сектора для метаний, на запасной арене стадиона проводить эти дисциплины попросту невозможно. Второе — это финансовые условия. Для организации у нас чемпионата Азии необходимо порядка $1,5 миллиона, и без государственной поддержки тут не обойтись.
— А можно ли провести у нас хотя бы зимнее первенство континента, ведь недавно в Усть-Каменогорске заработал новый легкоатлетический центр имени Ольги Рыпаковой с современным оборудованием?
— То, что в Казахстане появился такой центр — это, конечно, здорово. Мы очень нуждаемся в подобных комплексах. В Усть-Каменогорске жизнь кипит. Зимой мы успешно провели здесь ряд внутренних соревнований. В первые же дни после открытия центра в местную ДЮСШ записались около 600 детей, и сотрудники манежа вынуждены были даже прекратить набор, не хватало тренерских кадров и места для занятий. Организовать здесь зимний чемпионат Азии в принципе возможно. Вот только существующая авиалогистика не позволит обеспечить своевременное прибытие сюда всех участников — это порядка 600-700 спортсменов, тренеры, судьи, болельщики, официальные представители. Плюс, опять же, финансовый вопрос.
...или войдите через аккаунт соцсети