...или войдите через аккаунт соцсети

Зарегистрироваться Забыли?

Бокс/ММА


19 мая 2008 (10:24)

Профессиональный бокс

Профессиональный бокс Казахстанский и российский профессиональный бокс роднит только одно: на сегодняшний день занимая лидирующие позиции в боксе любительском, в обеих странах очень мало чемпионов мира среди профи (у нас так их и нет совсем). Во всем остальном – разница шириной в пропасть. Начиная от количества проспектов – перспективных бойцов,- проводимых вечеров бокса и заканчивая наличием менеджеров и промоутеров. Если в нашей стране сотрудничество с монстрами промоутерских компаний носит хаотичный характер, то у россиян взаимодействие с заграницей давно поставлено на широкую ногу.

– Я слышал, что у нас в Казахстане в футболе происходят смешные дела? – спрашивает известный менеджер Влад Хрюнов в начале беседы. Он так и произносит «у нас». Родившись в Джамбуле, он давным-давно перебрался в Москву, несколько лет назад стал продвигать боксеров в профи, за короткое время превратившись в одного из самых влиятельных промоутеров Восточной Европы, представляя интересы олимпийского чемпиона Александра Поветкина, экс-чемпиона мира Олега Маскаева…

– В настоящее время я работаю с семью боксерами, приоритетное направление – весовые категории от 79 кг и выше, – говорит Влад. – Сейчас сложилась такая ситуация, что файтер уровня мастера спорта без труда может закрепиться в европейском профессиональном боксе. Самое главное – правильно выстроить его подготовку, заключить нужные контракты и создать условия для его прогресса.

«Выбирая промоутера, нельзя, как и саперу, ошибиться»

Два года назад в интервью «Мегаполису» Хрюнов, рассуждая о казахстанских боксерах, более всех выделял Геннадия Головкина. Но компания Зауэрланда, с которой у Влада тесный контакт, «Золотому мальчику» контракт не предложила. И Гена в скором времени стал «боевым сотрудником» Universuma.

– Дело в том, что на постсоветском пространстве у Universuma очень высокий уровень коммуникации. Менеджеры отслеживают боксеров по любителям и наиболее интересным предлагают контракт в профи, – говорит Влад. – Думаю, что то предложение, которое делали Головкину, было единственным.

Споры о том, «правильно ли продвигают Головкина», еще не разгорелись, но недовольство раскруткой Гены уже есть. Президент казахстанской федерации профи-бокса Виктор Демьяненко заметил, что опасается, как бы боксера не передержали. Солидарен с ним и Влад.

– Боец растет в бою от соперника к сопернику. А если вспомнить, с кем боксировал Головкин, то сразу заметно, что во всех поединках он был заведомо сильнее оппонентов. Для того, чтобы его развивать, нужно давать ему тяжелые бои. Я не знаю деталей контракта Головкина, но не думаю, что он самый выдающийся с финансовой точки зрения. В «Юниверсуме» около 80 боксеров, и Гена всего лишь один из 80… А это звезда. Реальная звезда, которая могла засиять по-другому…

Влад сравнивает выбор промоутера с работой сапера: «Нам нельзя ошибиться. Необходимо, чтобы человек раскрылся максимально и не был использован, а затем выброшен в жизнь за ненадобностью», и вспоминает, как гадал, с какой компанией заключить контракт для Александра Поветкина.

– Я, конечно, ориентировался на финансовые условия и возможности для развития боксера. Когда возник критический момент, Вилфрид Зауэрланд сказал, что у меня никогда не было боксера в супертяжелом весе с таким талантом. И что для него – это не бизнес. С такими и нужно работать.

«Ваша команда может выиграть в Пекине два «золота»

Если четыре года назад перед Олимпиадой основные страны-претенденты на медали Игр были известны, то проходящий олимпийский цикл смешал все карты – боксеры из стран Латинской Америки раньше строем маршировали в профи, минуя любительский бокс.

– Сейчас все по-другому, – убежден Влад, – те, кто хочет уйти в профи, понимают, что их успешная любительская карьера – залог хорошего контракта. В итоге на чемпионате мира в Чикаго сверкнули бойцы из Венесуэлы, Пуэрто-Рико…да и к тому же «не свои» медали взяли итальянцы с англичанами. Успех последних я объясняю научным подходом – они даже приглашали специалиста по питанию!

В США казахстанская команда впервые за долгие годы не обошла английскую в общекомандном зачете – у ловких британских джентльменов также одно «золото». Тем не менее Влад оптимистичен в перспективах наших парней.

– Я очень высокого мнения о казахстанской олимпийской сборной. Зимой приезжал на сборы ваших парней в Чехове и заметил интересный нюанс. Две команды, в том числе и ваша, делали одни и те же упражнения. И я не мог не увидеть, что большинство казахских боксеров включая великих Бахтияра Артаева и Серика Сапиева продолжают работать, даже когда тренеры стоят к ним спиной. Бойцы из другой страны останавливались, ваши же парни трудились с большим упорством! Это усердие, мастерство характеризует вашу команду. И, как минимум, одну, а то и две золотые медали казахстанские боксеры могут завоевать на Олимпиаде.

Российский менеджер умело скрывает свой интерес и не поддается на «провокацию» корреспондента «Мегаполиса», а потому не называет заинтересовавших его боксеров. «Нескольких я взял на карандаш, но в профессиональном боксе не принято говорить о своем интересе». Но уже известно, что в Пекине Влад Хрюнов будет присутствовать обязательно. Как и рекруты самых крупных промоутерских компаний.

Об эзотерике бокса и азиатской ментальности

Если в любителях хотя бы в аспекте результатов в Казахстане относительный порядок, то к профессиональному боксу определение «кризис» очень даже подходит. Уже пять лет наши бойцы не могут стать чемпионами мира, и лишь трое (Марат Мазимбаев, Виталий Демьяненко, Геннадий Головкин) входят в рейтинги ведущих организаций.

– Я не могу назвать это проблемой, но в профессиональном боксе есть некоторые трудности, связанные с восточной ментальностью, – размышляет Влад. – Все-таки добиться успехов в любителях – мотивация одна. Ради нее казахские, узбекские боксеры готовы жить месяцами вдали от дома, трудиться на сборах, а когда завершают карьеру и хотят перейти в профи, то выясняется, что там их ждет то же самое. И если тренировками их не напугаешь, то долгое проживание вне родных стен пугает многих.

Мнение Хрюнова очень органично вписывается в рассказ, как Влад Уортон приезжал в Алматы после Игр в Сиднее, предлагая контракт Мухтархану Дильдабекову. Наделавшему много шума супертяжу только за переход полагался миллион долларов! В итоге же все осталось на своих местах. И поговаривают, что главной причиной стало нежелание Мухтархана проводить более чем по полгода за границей…

Как бы ни был велик соблазн списать все неудачи на «проблемы в головах», сделать это никак не получается. Поскольку тем немногочисленным трудягам профессионального фронта очень сложно оттачивать на соперниках свое мастерство. Боевых вечеров в нашей стране проводится неприлично мало. Да и те – под какие-то события.

– Мне непонятно, когда подбирается повод и какой-то человек, собирая своих друзей, заодно проводит вечер бокса. А бокс эзотеричен, и подобного он не терпит. И ведь в итоге поводы забываются, а то, что связано с ним, запоминается надолго...

Словосочетание «профессиональный бокс – телевидение» на Западе уже давно воспринимается как само собой разумеющееся. Американский рынок поделен двумя могущественными телекомпаниями HBO и Showtime, решающими подчас судьбы титульных боев и влияющими на расстановку сил в любой весовой категории.

В той же Германии интерес к боксу запределен. Особо показательно количество телеболельщиков в этой стране, посмотревших январский бой Александр Поветкин – Эдди Чемберс: 5 миллионов человек. Эту битву показывали и в России, а телеканалы сражались за право транслировать сие действо.

– Ваши боксеры представляют большой интерес для промоутеров, – отмечает Влад, – Тем более что некоторые из звезд после Олимпиады планируют завершить карьеру в любителях (поговаривают, что пекинские Игры могут стать последними для Бахтияра Артаева и Серика Сапиева. – Авт.). Но вопрос в том: какой канал в Казахстане показывает еженедельно бокс? Ни-ка-кой. А ведь перед тем, как подписать контракт с файтером, любая уважающая себя промоутерская организация обязательно проводит маркетинговое исследование. И она определяет: сможет ли этот талантливый, титулованный парень принести им доход? И если в своей стране к ним нет интереса, то чего ждать от иностранцев?

«200 долларов за раунд? Это очень мало!»

Краеугольный камень спортивного мироощущения – деньги. В Казахстанском профессиональном боксе лишь топовые бойцы получают достойно. Начинающие зарабатывают около 200 долларов за раунд – именно в такую сумму оценивается их труд…

– Я бы посоветовал тому, кто платит эти 200 долларов за раунд, два раза в день потренироваться, поистязать себя на спаррингах, побегать среди раскачивающихся бревен, пару раз удариться о бревно головой, животом. Это очень мало! – комментирует сумму Влад. – Тем более, что такой заработок не означает, что боксер будет проводить 5-6 поединков в год. Именно поэтому я сориентирован на сотрудничество с западными промоутерами – в контрактах, заключаемых с ними, четко оговорено количество боев. А ведь сколько бывает случаев в мире, что боец весит 63 кг, а ему говорят: «Через две недели ты будешь выступать в 57!» У него нет денег, парню некуда деться, и он идет на это. А это уже не бокс…

Разговор о заработках собственных боксеров Влад тактично обходит, подчеркнув лишь, что «тот же Джимми Капанов, проведший пять боев, получает в разы больше. Кроме гонорара за поединок покрываются все расходы, связанные с подготовкой, а на сборах платятся суточные…»

P.S. «Когда бой моего боксера складывается неудачно, у меня возникает ощущение, что боксирует мой ребенок». К этим словам можно относиться по-разному, от восхищения до неприкрытой иронии. Но я видел глаза Влада, когда он это произносил. Врать или лукавить в тот момент было просто невозможно. Наверное, именно поэтому продвигаемый не только конторой Зауэрланда, но и Хрюновым Александр Поветкин за 15 поединков завоевал право на титульный бой с Владимиром Кличко. И не факт, что он его проиграет.

А в Казахстане ТАК сказать о своих подопечных – «будто дерется мой ребенок», не может никто. К сожалению.

Вместо послесловия

Почему при сильной любительской школе в Казахстане так слабо развит профессиональный бокс?

Александр Лебзяк, олимпийский чемпион-2000, главный тренер сборной России по боксу. В профессионалах провел один бой. Выиграл нокаутом.

– С этой проблемой сталкивается не только Казахстан, но и многие страны. В профессиональном боксе очень много зависит от финансов, и не раз бывают случаи, что хорошие боксеры, которые могли добиться в профи многого, не уходили, потому что получали больше.

Воспитание чемпиона – это очень долгий путь, где бывшим любителям порой приходится очень непросто. Оттого-то и не все хорошие бойцы проявляли себя в профессионалах. Хотя те же Рой Джонс, Али брали медали на Олимпиадах, а потом становилась суперзвездами в профи.

Болат Манкенов, государственный тренер по боксу

– Все дело в том, что хотя корни любительского и профи-бокса одинаковые, в настоящее время у нас нет таких боксеров, которые были бы полностью готовы к выступлениям профи.

15 лет назад, когда мы начинали развивать профессиональный бокс, мы проводили 15-16 вечеров бокса в год. Это немного. Но нужно учитывать, что организация одного шоу обходится от 50 до 70 тысяч долларов. И это минимальные суммы.

После Олимпийских игр в Пекине мы планируем открыть лигу боксеров Казахстана, где будут проходить соревнования среди клубов. И вот там будет большое поле, чтобы найти подходящие кандидатуры для профи.

– Быть может, проблема еще в отсутствии менеджеров? У нас, кроме Ерика Жайлауова, и нет никого…
– Вы правы. На протяжении 15 лет об этом непрерывно говорится, но индустрии спорта в нашей стране нет, к сожалению. Собственные же промоутеры появятся тогда, когда будет спортивный телеканал, на котором можно будет транслировать бокс, привлекать рекламодателей. Тем более что исследования в разных странах мира доказывают: после работы 80 процентов мужчин смотрят спорт. У нас же такого канала нет…
Мегаполис

Комментарии

Комментировать могут только авторизованные пользователи, или зарегистрируйтесь

...или войдите через аккаунт соцсети