16 февраля 2007 (10:41)Прошло пять лет, как ушел из жизни Саян Шаймерденов
…Все дальше день, вырвавший из наших рядов Саяна Сафуановича, но еще больше желание раскрыть его характер, который стал бы примером для нового поколения казахстанцев. Улица в Алматы, названная в его честь, всего лишь малая толика того, чем мы можем сгладить горечь утраты, и особую ценность обретают воспоминания людей, знавших легендарного спортсмена.
Рассказать о Саяне Шаймерденове мы попросили его маму – Багдат-апу, на глазах которой и происходило становление человека, служившего казахстанскому и советскому спорту верой и правдой.
– Саян был единственным сыном у нас с Сафуаном. Кроме него были три дочери. Однако этот факт не являлся поводом для особенных привилегий. Мы никогда его не баловали и не давали поблажек. Сама я всю жизнь проработала учительницей. Вы знаете, какое уважительное отношение сложилось у нашего народа к учителям. Находясь в центре внимания, мы не могли себе позволить, чтобы наши дети были объектом порицания, и со своей стороны относились к ним чуть требовательней, чем к своим ученикам. Росший в творческой атмосфере, Саян с детства являл собой пример добросовестного отношения к людям и возложенным на него обязанностям. Не помню ни одного случая, чтобы он проявил хулиганские наклонности, всегда был трудолюбивым и добросовестным учеником. Где-то с десяти лет мы стали замечать, что он по-особенному относится к спорту. После уроков в школе он до позднего вечера проводил время на спортивной площадке, где с товарищами по двору играл в футбол, хоккей. Потом он начал посещать секцию хоккея с мячом и проявил себя как способный и подающий надежды спортсмен. Тренеры, увидевшие его талант, стали привлекать его в юношеские и молодежные сборные, и в конечном итоге он стал одним из лучших спортсменов Советского Союза под руководством Эдуарда Фердинандовича Айриха.
– Как вы воспринимали тот факт, что сын известного писателя выбрал делом своей жизни, казалось бы, не очень серьезное увлечение?
– Мы нормально относились к его выбору, понимая, что, будучи хорошим спортсменом, он добьется поставленных целей. Правда, я мечтала, что после окончания школы Саян поступит в КазПТИ (ныне – КазНТУ) и станет инженером. Однако после десятого класса он уже определился с жизненным кредо и самостоятельно поступил в КазИФК. Мы не противились, потому что к тому времени спорт в его судьбе занимал главное место.
– Багдат-апа, каждый ребенок своими достижениями делится с родителями. Саян-ага рассказывал вам о своих успехах?
– Он всегда был скромен, когда говорил о себе. Больше рассказывал об успехах своей команды, будь то «Динамо», молодежная или национальная сборные СССР. Больше гордился знакомством с великими спортсменами, много рассказывал о них, например, о Мишеле Платини, с которым был знаком лично. Когда уезжал в подмосковный Новогорск, где базировалась сборная страны, то звонил и говорил мне: «Мама, читай «Советский спорт», там будет написано о нашей команде». Благодаря ему, я неплохо ориентировалась в спортивных вопросах. Когда «Динамо» играло в Алма-Ате, то мы с Сафуаном бросали все дела и посещали эти матчи. Мы были своего рода талисманом команды (смеется). Эдуард Айрих даже интересовался накануне матчей у Саяна: «Мама придет сегодня болеть за нас? Если придет, то победа обеспечена».
– Наверняка вы общались с людьми, которые окружали Саяна Сафуановича, как он строил отношения с ними?
– Могу отметить, что он пользовался уважением и рабочего, и академика, и сам с почтением относился ко всем. Не могу сказать, что Саян был жестким тренером. Скорее, требовательным, и его подопечные девочки называли его «папой», внимая всем установкам и требованиям к тренировочному процессу. Помню, как они плакали на его похоронах, будто потеряли настоящего отца... Мама Алибека Днишева, с которым Саян дружил с детства, всегда приводила Саяна в пример и не раз говорила, что из всех соседей лишь Саян и Алибек добились высот в жизни. Отмечу, что свое соболезнование по поводу утраты пять лет назад прислали Нурсултан Назарбаев и Имангали Тасмагамбетов. Значит, он представлял ценность для нашего народа.
– Популярность Саяна-ага распространялась на вас лично?
– Когда я работала учительницей и вела казахский язык в русскоязычных школах, то некоторые из моих нерадивых учеников «покупали» меня своей заинтересованностью успехами сына. Помню, захочу поставить кому-либо двойку и вдруг слышу: «А где сейчас играет ваш сын?» И я прощала своих учеников.
– Можно узнать, чем живут сейчас ваши внучки, дочери Саяна Сафуановича?
– Старшая, Камиля, бывшая легкоатлетка, выпускница нашего института физкультуры, создала свою семью. Средняя, Дина, изучила японский язык и получает образование в Москве, в академии имени Плеханова. Младшая, Алия, в этом году должна закончить 11-й класс. Все они переняли лучшие качества своего отца и только радуют родных и близких. Как говорится, Аллаху тоже нужны хорошие люди, и это несколько успокаивает мое сердце, когда думаю о Саяне. Он ушел от нас в 49 лет, но оставил о себе светлую память в народе, и я горжусь тем, что воспитала его достойным человеком.
Талгат Садыков, Алматы
"Литер"
...или войдите через аккаунт соцсети