Завершились летние Азиатские игры в китайском городе Гуанчжоу. Казахстанская сборная вернулась, завоевав общекомандное пятое место. Итоги выступления наших спортсменов на летней Азиаде мы подвели вместе с начальником управления спорта ФСО «Динамо» Николаем Дмитриевичем Князевым, который представлял нашу страну в составе спортивной делегации.
Сбился прицел
— Николай Дмитриевич, какое впечатление произвели на вас прошедшие в Китае комплексные состязания?
— В целом поразила организация. По масштабам Азиатские игры не уступали даже Пекинской Олимпиаде. Достаточно сказать, что в этих Играх приняли участие все страны, входящие в состав Олимпийского совета Азии. А их 45. Обширной была программа соревнований. Но наша команда принимала участие только в тех видах, которые входят в олимпийскую программу.
— Ставилась задача завоевать 25 наград высшей пробы и занять свое четвертое место в командном зачете. Однако посланцы нашей страны довольствовались только 18 золотыми медалями. Это отбросило их на пятое место по итогам Азиады. В чем причина такого спада?
— Однозначно, мы недоработали запланированное. Где-то не повезло, где-то в отдельных видах допустили серьезные просчеты. Анализ, конечно, будет сделан не только руководством министерства, но и тренерским штабом. Для того чтобы как-то выявить причины наших неудач, начну с примера. На прошлой Азиаде в Дохе в активе стрелков Казахстана было три первых места. А в Гуанчжоу — только одно. По потенциалу сборная РК по пулевой стрельбе как минимум должна была повторить этот успех. Но не заладилось выступление у лидера Ольги Довгун. Она стала только второй. За чертой призеров оказались Подлесный, Юнусметов. Хотя по потенциалу они стоят выше других спортсменов Азии, которые стали победителями.
Расчет делался и на гребцов, которые традиционно сильны на континенте. Если вы помните, в Дохе они произвели фурор, завоевав три медали высшей пробы. А на последнем чемпионате Азии в активе гребцов было восемь золотых медалей. Но в Китае пять раз они поднимались на вторую и четыре раза на третью ступень пьедестала почета. Причины в том, что спортсмены прибыли в Гуанчжоу раньше, нежели их лодки. Было потеряно несколько драгоценных дней для тренировок. Был просчет и со стороны наставников. Они не сумели подвести пик спортивной формы атлета именно к этим состязаниям. В итоге мы в этом виде спорта уступили Китаю и даже Узбекистану. У наших соседей три «золота» в гребле. Это настораживает.
Борьба — не только рук сплетение
— По вашему мнению, борцы свою задачу выполнили?
— Не полностью. Порадовался за нашего молодого тяжа в греко-римской борьбе Нурмахана Тыналиева, который весь турнир прошел без поражений. Даже одолел опытного иранца. А Елена Шалыгина — опытный боец. От нее мы ждали только первого места. И она свою задачу выполнила. Спасибо Айым Абдильдиной, которая, проявив характер, завоевала «бронзу». Это для девушки большой успех. Медаль же такого отлива Гузель Манюровой — шаг назад для спортсменки.
А вот мужская сборная по вольной борьбе ничем себя, можно сказать, не проявила. От них болельщики и все руководство ждали золотых медалей. Только двое поднялись на третью ступень пьедестала почета. Причина такого провала не в наших недоработках. Тигиев вышел на ковер не- готовым абсолютно. Когда не хватает силенок, спортсмен идет на нарушение правил. Мне трудно обвинять его в безвольности, но он действовал в схватке с иранцем не лучшим образом. Судьи сняли нашего спортсмена с соревнований. Пытался, опять же с иранцем, исправить положение дел Катаев, но соперник ему нанес серьезную травму. После схватки Нуржан показал мне палец на руке, который был ободран до костей.
— Иранцы за счет борьбы обошли наших в командном зачете?
— У них борцы традиционно сильны. В их активе было несколько медалей высшей пробы.
Хотя по количеству наград у нас большое превосходство. Разница — плюс двадцать. Но по качеству мы отстали. У меня почему-то была уверенность, что займем пятое общекомандное место. Даже тогда, когда мы шли на 11-й позиции. Ведь к тому времени не выступали легкоатлеты, гребцы, уверенно шли боксеры.
Потенциал у нас большой
— Что вас порадовало?
— От Азиады у меня осталось двоякое чувство. С одной стороны — неудовлетворенность, с другой-то, что потенциал у нас есть. Это доказали боксеры, завоевавшие две награды высшей пробы, тяжелоатлеты, которые в последние годы одни из сильнейших в мире. Отмечу Свету Подобедову. У нее практически не было соперниц. Перевыполнили свои планы легкоатлеты. Четыре «золота» — это большой успех. Не выступала из-за травмы наша прыгунья в высоту Марина Аитова. Отмечу среди призеров Наталью Ивонинскую. Она ничем не уступила сопернице. Даже показалось, что наша спортсменка была на финише первой. Но видеозапись определила, что у нее только второе место.
— Хочу спросить еще вот что: тяжелоатлету Ильину победа на сей раз далась трудно?
— После рывка, где Илья показал 170 кг, я сказал, что он выиграет. В толчке ему равных нет. Так и случилось. А то, что он ненамного опередил своего основного соперника, ни о чем не говорит. Главное — победа в кармане.
— Вы как руководитель динамовской организации не отметили своих спортсменов.
— Представителей нашего общества в составе сборной РК было 144 человека. Динамовцы завоевали 70 процентов наград. Из них —
7 золотых.
— Всегда на Азиадах наша команда неизменно занимает четвертые-пятые места. На ваш взгляд, в перспективе мы сможем бороться хотя бы за попадание в тройку?
— Все возможно. Работать надо не покладая рук. Но есть одна причина того, что мы не можем соперничать с тем же Китаем. В КНР есть большой людской ресурс. Они выбирают, к примеру, из 300 миллионов, а мы — из 3 миллионов детей. Поэтому против «дракона» пока у нас нет приема. Намного выше демографическое положение у тех же японцев и южнокорейцев. Больше населения и в Иране, не говоря уже об Индии. Кстати, там уже тоже стремительно развивают спорт. Это показали результаты Азиады. Индусы стали шестыми. Поэтому нам остается только уповать на квалифицированную подготовку резерва. Сегодня говорят о строительстве новых спортивных арен. А их у нас явно недостаточно. Но показали же пример легкоатлеты, которые из-за ремонта Центрального стадиона УТС проводили на маленьких, не приспособленных для занятий аренах. Я знаю, что они тренировались в Талгарском районе на базе ЦСКА. В итоге их выступление в Гуанчжоу стало лучшим.
— И какой же вывод?
— Несмотря ни на что — работать и работать.
...или войдите через аккаунт соцсети