...или войдите через аккаунт соцсети

Зарегистрироваться Забыли?

Бокс/ММА


20 ноября 2010 (15:39)

Проверка на профи-пригодность

Проверка на профи-пригодность В предстоящий уик-энд возьмет официальный старт абсолютно новый и амбициозный проект — Всемирная серия бокса (WSB). Среди 12 команд, вступающих в турнир, есть и казахстанская — «Астана Арланс».

В общих чертах представление о формате поединков, о том, по каким правилам будут проходить бои, наши любители спорта могли получить 31 октября, когда в рамках конгресса AIBА в Алматы прошел демонстрационный матч с участием команд Астаны и Стамбула. В те же дни состоялась встреча с координатором по вопросам WSB в казахстанской федерации, генеральным директором клуба «Астана Арланс» Болатом Манкеновым, который ответил на вопросы, касающиеся нового проекта.

— Чем была продиктована эта инициатива AIBA?
— Дело в том, что мировой любительский бокс, к сожалению, стал одним из слабых звеньев в системе международного олимпийского движения, поскольку потерял былую зрелищность. Как показывает практика, на континентальных первенствах, чемпионатах мира, даже на Олимпийских играх поединки боксеров собирают мало зрителей. Упал интерес и со стороны телевидения, тогда как раньше ведущие телекомпании стояли в очереди, чтобы выкупить права на трансляции крупных турниров, матчевых встреч вроде СССР — США. Наверное, сказались упущения со стороны международной федерации, не совсем продуманные эксперименты. Поэтому руководство AIBA во главе с господином Ву предложило абсолютно новый проект по созданию Всемирной серии бокса. Зарегистрирована компания WSB, в которой 75 процентов принадлежат AIBA, а 25 — всемирно известной компании IMG. И в числе первых соглашение о франшизе подписала наша федерация.

— Команды каких стран и городов примут участие в турнире Всемирной серии бокса?
— Их 12, они разделены на три конференции. В Азиатской вместе с «Астана Арланс» выступят команды Пекина (Китай), Баку (Азербайджан) и Инчьона (Южная Корея). Последняя заменила первоначально заявленную команду Дели (Индия). В Европейскую вошли клубы Москвы (Россия), Милана (Италия), Парижа (Франция) и Стамбула (Турция), в Американскую — Лос-Анджелеса, Майами, Мемфиса (все — США) и Мехико (Мексика). Кроме того, AIBA заключила с 170 боксерами из других стран договора о том, что они могут быть выставлены на драфт и выбраны командами-участницами. Как вы, наверное, знаете, согласно регламенту WSB в каждой команде должно быть определенное количество «легионеров», которые и выбираются на этом драфте. Кстати, нас нередко спрашивают, почему в драфте не участвовали казахстанские боксеры. Дело в том, что по правилам WSB спортсмены тех стран, чьи клубы представлены в этой серии, не имеют такого права. Данный пункт записан с той целью, чтобы охватить боксеров из как можно большего числа стран, то есть ради популяризации WSB и вообще бокса во всем мире.

— Расскажите, как проходил драфт.
— Он состоялся в Лондоне, на него было выставлено, как я уже сказал, 170 боксеров. Разумеется, каждая команда хотела заполучить лучших, топовых бойцов, поэтому очередность выбора определялась по жребию (аналогичным образом проходят драфты в НБА, НХЛ — авт.). При этом все клубы должны были предварительно подать заявки с указанием того, представители каких весовых категорий их интересуют. Нам требовались боксеры в двух тяжелых весах, поскольку в легких и средних у нас достаточно своих. Так вот, при выборе боксеров в весе до 85 кг мы получили третий номер, а в супертяжелом — 9-й (из 12). И пока очередь дошла до нас, всех лучших супертяжей (тех, кого мы для себя приметили) успели разобрать другие. В этом смысле у нас тоже поначалу были вопросы: почему драфт, почему мы сами не можем выбрать боксеров по своему усмотрению? Но теперь мы понимаем, что здесь руководством AIBA также преследовалась цель популяризации нашего вида спорта во всем мире.

— Можно чуть подробнее о «легионерах», приглашенных в «Астана Арланс»?
— Они были выбраны нами в мае. Два месяца заняла процедура оформления документов — контрактов, виз и т. д. И два «легионера» приехали к нам в начале августа — это супертяжи серб Милутин Станкович и венгр Иштван Бернат. Оба успели побыть с нашими боксерами на первом восстановительном сборе в Актау на берегу Каспия. Еще один, Максвелл Ампонса из Ганы, который будет выступать в весе до 85 кг, присоединился к нам на сборах по общефизической подготовке, которые проходили в «Табагане». А вот с четвертым «легионером» нам не очень повезло. Это чемпион стран Карибского бассейна колумбиец Джейсон Варелла, неплохой и достаточно опытный боксер, который провел немало боев. Но у него возникли проблемы со здоровьем, а также какие-то семейные обстоятельства. После отказа Вареллы мы провели консультации со штабом WSB, и нам предложили взять вместо него кого-то из африканцев, не выбранных на драфте. Но мы посмотрели на них и пришли к выводу, что это абсолютно неподготовленные боксеры. Плюс ко всему мы учли, что с «легионерами» из дальнего зарубежья могут возникнуть дополнительные сложности — с оформлением виз, с логистикой, с питанием (они непривычны к нашей пище), а еще есть языковой барьер. Поэтому мы сказали людям в WSB, что хотели бы видеть у себя кого-то из стран СНГ. На примете у нас оказался перспективный парень Шынгыс Борбашев из Кыргызстана — он как раз боксирует в весе до 85 кг. В отношении его кандидатуры мы разговаривали с главным тренером сборной этой страны. Принципиальное согласие мы получили, единственное — они попросили, чтобы Борбашев отбоксировал на летних Азиатских играх в Гуанчжоу (он у них является первым номером), после чего приедет в «Астана Арланс». Я надеюсь, что мы заключим с ним контракт и тем самым закроем последнюю вакансию.

— Главный тренер команды Бейбут Есжанов, говоря про «легионеров», заметил, что в принципе «материал» хороший, но с ним еще нужно работать и работать. Все-таки они, в отличие, от наших боксеров, не прошли многоступенчатой подготовки, не привыкли к такому напряженному тренировочному режиму. Сейчас, по прошествии двух сборов, можно сказать, что они в чем-то прибавили?
— Перед демонстрационным матчем с командой Стамбула у боксеров «Астана Арланс» был спарринг с членами национальной сборной, которые готовились к Азиатским играм. Участвовали те, кто должен был выйти против стамбульцев 31 октября, кроме Бахыта Сарсекбаева. И, судя по тому, что мы увидели, скажем, Ампонса провел за свою карьеру боев десять — не больше. Но при этом у парня хорошие физические данные, он координирован. Действительно, как говорит Есжанов, «материал» очень хороший, но не хватает опыта. Станкович и Бернат — еще более молодые ребята, им по 20 лет, оба весят больше 100 кг. Например, Бернат всего три года занимается боксом, а до этого увлекался бодибилдингом. Потенциал у ребят есть, но им нужно время. Все они уже адаптировались, и вообще атмосфера в команде мне нравится. Наши, казахстанские, боксеры учат их говорить на русском и казахском. С командой работают такие квалифицированные специалисты, как Бейбут Есжанов, Олег Ковальчук, Карим Махмудов (личный тренер Сарсекбаева — авт.), кроме того, привлекли Виктора Демьяненко, огромный опыт которого тоже может быть полезен. Из числа казахстанцев мы взяли в «Астана Арланс» в основном молодых, амбициозных боксеров, которые могут в скором времени попасть в национальную сборную. В то же время мы стараемся, чтобы наши интересы не пересеклись с интересами сборной, поэтому каждое свое решение согласовываем с ее главным тренером Мырзагали Айтжановым.

— А почему не пригласили боксеров из соседнего с нами Узбекистана? Там же есть очень сильные бойцы.
— Узбекские боксеры были выставлены на драфт, и они есть в командах Стамбула, Милана и, кажется, Москвы. Но поймите: мы не можем просто так взять и пригласить какого-то зарубежного боксера только потому, что хотим видеть его в своей команде. Есть стратегический курс WSB, есть утвержденные правила и регламент, и мы обязаны им следовать.

Сейчас в нашей команде 15 боксеров — это с учетом иностранцев. Первоначально мы вообще хотели иметь 22-х, но тогда среди них должно было быть уже 6 «легионеров». На сокращенном варианте мы остановились в целях экономии средств, исходя из установленного нам бюджета. Ведь каждому «легионеру» необходимо платить. Зарплата зависит от категории боксера. Например, боец уровня Романа Капитоненко (украинский супертяж, призер прошлогоднего чемпионата мира — авт.) должен получать порядка 6 тысяч долларов в месяц. Трое же наших «легионеров» имеют категорию «D» и соответственно зарплату в 2,5 тысячи долларов каждый. Это все прописано в регламенте. А казахстанские боксеры получают по 150 тысяч тенге, с которых надо платить налоги, делать отчисления в пенсионный фонд. Но они имеют право заключать контракты со спонсорами. Например, у Сарсекбаева такой спонсор есть. Я не знаю, сколько он платит Бахыту, но наш олимпийский чемпион вроде бы не жалуется. Будем искать спонсоров и для других ребят.

— На каждую матчевую встречу будут выходить по пять боксеров от команды. Могут это быть только казахстанцы? И вообще должна быть какая-то ротация состава, или же во всех матчах можно выставлять одну и ту же пятерку?
— Каждый заявленный боксер между боями должен отдыхать, как минимум, 12 дней. А поскольку в ходе регулярного сезона матчевые встречи проводятся еженедельно, то после первой вся пятерка должна взять паузу. Значит, ротация неизбежна. Здесь надо учитывать еще один момент. Понятно, что команда должна побеждать, но есть еще и личный рейтинг, ведь, как вы знаете, по одному лучшему боксеру в каждой весовой категории получат олимпийские лицензии, что тоже очень важно. Поэтому наш тренерский штаб должен стратегически все правильно выстроить, чтобы по максимуму решить обе задачи.

— Допустим, Сарсекбаев завоюет путевку на Игры в Лондон. Но тот же Айтжанов может сказать: нет, я хочу взять на Олимпийские игры Серика Сапиева, который отобрался через чемпионат мира…
— Если такая ситуация возникнет, то будем обсуждать, принимать решение. Есть федерация, есть тренерский совет.

— Почему деление на весовые категории в WSB не соответствует тому, которое принято на официальных международных соревнованиях по любительскому боксу?
— Мы тоже поднимали этот вопрос. Но, скорее всего, организаторы WSB решили максимально приблизить формат турнира к профессиональному боксу — это касается и весовых категорий, и увеличения продолжительности каждого боя до пяти раундов, и экипировки боксеров (без шлемов). Почему пошли по такому пути? Вспомним, с чего началось падение популярности любительского бокса в мире. Перед Олимпиадой 1988 года в Сеуле руководство AIBA решило допустить к Играм всех боксеров — без отбора, без лицензионных турниров. Грубо говоря, человек, впервые одевший перчатки полгода назад, мог встретиться на ринге с чемпионом мира. По этой причине в Сеуле было порядка 70 нокаутов. Медицинская комиссия НОК была в шоке, стали звучать предложения об исключении бокса из олимпийской программы. И чтобы этого не произошло, AIBA стала вводить новшества — на боксеров одели шлемы, изменили правила и т. д. Все это отрицательно сказалось на зрелищности. И чтобы вернуть ее, AIBA хочет, насколько это возможно, ввести в WSB как можно больше элементов профессионального бокса. И если говорить о делении на весовые категории, то, в принципе, если спортсмен завоюет лицензию, скажем, в весе до 85 кг, то полегчать до 81 кг (олимпийская категория) ему не составит таких уж огромных усилий. Например, Костя Цзю перед боем с Хаттоном в течение трех месяцев сбросил 22 кг. С другой стороны, «профессионализация» любительского бокса должна быть постепенной, без резких движений. Эксперимент с WSB находится под контролем медицинской комиссии МОК, все команды прошли серьезное медицинское обследование. И если этот эксперимент удастся, если мы докажем, что бои в таком формате не представляют угрозы здоровью и жизни спортсменов, то, не исключено, что после лондонской Олимпиады всех профессионалов «амнистируют».

— То есть нынешние профессионалы смогут участвовать в соревнованиях, проводимых под эгидой AIBA? Скажем, Геннадий Головкин или Бейбут Шуменов, если захотят, смогут поехать на чемпионат мира или на Олимпийские игры?
— Официально об этом говорить рано, но подобное возможно. При этом нельзя форсировать процесс, надо все делать поэтапно. И именно такой стратегии придерживаются господин Ву и его команда. Например, сначала мы обрадовались, решив, что сможем включить в команду таких ребят, как Асет Айсин, Жанат Жакиянов и другие, которые в состоянии боксировать по 8–12 раундов. Но оказалось, что нельзя. Даже Каната Алтаева (хотя он не топовый боксер, но все-таки выступает в проблемной для нас супертяжелой категории) мы не смогли заявить, потому что он провел несколько боев на профессиональном ринге. И, наверное, это правильно с точки зрения чистоты эксперимента.
Автор: Женис Байхожа Республиканская газета «Sport&KS»

Комментарии

Комментировать могут только авторизованные пользователи, или зарегистрируйтесь

...или войдите через аккаунт соцсети