В самом начале этого года стало известно о том, что в ближайшем будущем состав сборной Казахстана по лёгкой атлетике могут пополнить пять кенийских легионеров. Речь идёт о четырех стайерах — Кэролин Кипкируи, Шэдраке Коече, Норе Джеруто и Дэйзи Джепкимэй, — и их 28-летнем наставнике Кеннете Ротиче, которые уже успели получить казахстанское гражданство. Новость об этом в итоге довольно быстро разлетелась по просторам интернета и вызвала весьма неоднозначную реакцию у отечественных болельщиков...
Пока в нашем спортивном сообществе не утихают споры о перспективах натурализации пятерых кенийцев, корреспондент республиканского интернет-портала Sports.kz решил связаться с известным в недавнем прошлом десятиборцем, бронзовым призёром Олимпийских Игр в Афинах Дмитрием Карповым и поговорить с ним о том, к чему же может привести привлечение в нашу легкоатлетическую сборную африканских легионеров.
— Дмитрий Васильевич, в предыдщие месяцы в различных СМИ начала появляться информация о том, что выступающие за профессиональный легкоатлетический клуб «Алтай Атлетикс» стайеры из Кении Шэдрак Коеч, Кэролин Кипкируи, Нора Джеруто и Дэйзи Джепкимэй, а также работающий с ними кенийский тренер Кеннет Ротич, получили казахстанское гражданство и в дальнейшем, возможно, будут представлять нашу страну в международных соревнованиях. Что Вы думаете об этой инициативе?
— Нашей легкой атлетике это пойдёт на пользу только в том случае, если кенийцы будут тренироваться совместно с казахстанскими спортсменами. Нужно, чтобы наши сборники получали такую же нагрузку, тянулись к африканским легкоатлетам и улучшали свои результаты. Кенийский тренер также должен находиться на сборах вместе с нашими специалистами и передавать им свой опыт — чтобы завтра легионеры ушли, а знания остались, и их можно было использовать во благо казахстанской лёгкой атлетики.
— В тех дисциплинах, на которых специализируются перечисленные выше кенийские легкоатлеты, у нас сегодня пробует свои силы большое количество молодёжи. Как считаете, не поставит ли приход кенийских легионеров в сборную крест на мечтах наших молодых спортсменов о выступлении за сборную родного государства? Не лишит ли их это мотивации?
— Я повторюсь: пусть кенийцы будут являться лидерами сборной, главное — чтобы они проходили подготовку рядом с местными спортсменами, c нашей молодёжью. Если тренировки будут совместными, то для наших ребят это будет только большим плюсом. Ну, а если легионеры будут готовиться отдельно, то есть — вне сборной, то это уже другой разговор.
— Почему, всё-таки, в беге на длинные дистанции, — прежде всего, в таких олимпийских дисциплинах, как бег на 5 000 метров, 10 000 метров и 3 000 метров с препятствиями (стипль-чез), — казахстанцы пока выглядят не слишком убедительно? Почему у наших географических соседей из Узбекистана и Кыргызстана появляются хорошие стайеры, а нам здесь уже достаточно давно не удаётся отобраться на Олимпиаду?
— В этом направлении надо работать. Здесь был пробел, было упущение, не было нового резерва. Чтобы снова не оказаться в этой яме, нужно искать способную молодёжь, готовить её — вести в этой области системную работу.
— В одном из предыдущих сезонов натурализовать нескольких кенийских бегунов с целью их дальнейшего привлечения к выступлениям за сборную попытались в России. Однако там столкнулись с серьёзной проблемой — результаты кенийцев, которые в течение долгого времени оставались и тренировались в РФ, постепенно начали падать. Что интересно, как только эти бегуны вернулись на родину и прошли подготовку у себя дома, они снова начали выступать на своих дистанциях так же уверенно, как и раньше... Получается, если кенийские спортсмены всё же пополнят состав сборной Казахстана и будут тренироваться в нашей стране, делясь своим опытом с другими, они сами растеряют кондиции. Таким образом, остаётся только вариант, при котором эти стайеры будут регулярно проводить УТС в родной для них Кении, где, как многие считают, созданы идеальные условия для занятий бегом... Как в таком случае быть с совместными сборами кенийцев и наших спортсменов?
— Не важно где будут проходить сборы, пусть даже в Кении, — важно, чтобы, помимо упомянутых кенийцев, в них постоянно участвовало около 10 казахстанских сборников, плюс здесь же должен присутствовать тренерский состав, работающий в национальной команде с группой выносливости. Нужно, чтобы в нашей сборной изучали новые методики подготовки бегунов на длинные дистанции, чтобы наши воспитанники, занимаясь вместе с африканскими спортсменами, пытались что-то у них почерпнуть, — чтобы постоянно шёл процесс обучения.
— На последних Азиатских Играх наши легкоатлеты завоевали лишь одну золотую медаль. Это, безусловно, не тот результат, на который надеялись казахстанские болельщики. Чем его можно объяснить, и что нужно сделать для того, чтобы в будущем сборная Казахстана выступала в значимых стартах более успешно?
— Выводы о результатах сборной должен делать главный тренер. Я уже не нахожусь в команде, не знаю ситуации в ней, и мне трудно о чём-либо судить со стороны. Если же говорить о будущем, то сегодня, наверное, нужно популяризировать лёгкую атлетику у нас в стране, делать её более привлекательной для наших детей, которых в ней, к сожалению, сейчас мало. Лёгкую атлетику не случайно называют королевой спорта. Она, в действительности, присутствует во всех других видах. На мой взгляд, нужно делать ставку на молодое поколение, на детей, и стремиться к тому, чтобы они изначально совмещали занятия лёгкой атлетикой, общефизической подготовкой и какими-то другими видами спорта. Если всё это поставить у нас на системные рельсы, то тогда будет прогресс и результат. Потому что, условно говоря, не каждому дано стать футболистом или баскетболистом, но, в это же время, все смогут попробовать свои силы в лёгкой атлетике, где в тех же технических видах у нас в данный момент имеется немало перспектив. Яркий пример — Ольга Рыпакова. Главное, опять же, — чтобы здесь была система, чтобы мы привлекали к занятиям детей, и чтобы у них была возможность попробовать себя в разных видах спорта.
— Вернёмся к африканским легкоатлетам. На протяжении многих лет спортсмены с Чёрного континента не имеют себя равных в стайерском беге. Они, в данном случае, побеждают практически во всех крупных стартах. Как Вы считаете, в чём заключается секрет успеха африканцев, и существует ли он в принципе?
— Секрет у них, безусловно, есть: их дети с раннего возраста бегают в школу, преодолевая расстояния в 10-15 километров. На их родине бег это, можно сказать, — стиль жизни, они не могут по-другому, и там выживает только сильнейший. В настоящее время африканские стайеры выступают буквально по всему миру — не только за родные для них государства, но и за многие другие страны.
— И, всё-таки, имеет ли нам смысл делать в дальнейшем ставку на кенийских легионеров, при том, что в беге на длинные дистанции между выходцами с африканского континента сегодня просто невероятная конкуренция? И речь тут идёт как о тех многочисленных африканцах, которые продолжают отстаивать на международном уровне честь своих родных стран, так и о тех, кто пополнил ряды других национальных сборных... Не затеряются ли наши легионеры в общей массе? Не приведёт ли это к тому, что они так и не выиграют для нас хотя бы одну-единственную медаль на важных стартах?
— Это спорт. В других легкоатлетических видах также имеется серьёзная конкуренция. Дальше уже крайне важным будет то, какие условия будут созданы для спортсменов, какую работу удастся провести тренерам, как они организуют процесс подготовки. Понятно, что многое будет зависеть и уже непосредственно от тех, кого станут привлекать в состав сборной. На Олимпийских Играх и чемпионатах Мира у каждого участника соревнований имеются шансы подняться на пьедестал. А побеждает в конечном итоге тот, кто на данном этапе, в конкретный день и момент оказывается лучше подготовлен — как физически, так и психологически.
...или войдите через аккаунт соцсети