В преддверии чемпионата мира по конькобежному спорту среди студентов Sport.zakon.kz решил узнать, как готовят лед на «Медео».
— На «Медео» находится система бетонного поля, в бетоне проходят трубы которые его охлаждают, — рассказывает о строении ледовой арены инженер по подготовке льда, директор Mega Ice Ерлан Умбетов. — На нем работают пять холодильных агрегатов, общей мощностью 4 МВт. Они охлаждают этиленгликоль, который подается на поле, за счет этого бетон охлаждается до −11 градусов С. Далее бетон заливается холодной водой, вода замерзает толщина первого слоя льда 0,5 см. Затем лед красится белой краской, толщина краски составляет 0,2 мм. После заливается вода, прошедшая через систему очистки. Следующий этап — нанесение разметки, в нашем случае это 400 метровая конькобежная разметка. Затем вручную наносится еще 0,5 см воды, следом наступает очередь ледово-заливочной машины. Таким образом, толщина льда для соревнований скороходов составляет 4 см.
Пять планшетов (центральное поле, два беговых радиусных и два длинных) расположенных на поле следят за температурой льда. На каждое поле ведет труба, которая подает охлажденный этиленгликоль.
В емкостях, охлаждающих поля, порядка 80 тонн этиленгликоля, его температура −22 градуса С. Требование для конькобежного спорта составляет −8 градусов.
— А ведь когда-то «Медео» заливали горной водой...
— Раньше воду заливали с водопада, еще в те времена, когда на «Медео» не было трибун. Сейчас же вода проходит фильтрацию, с целью очистки от примесей. Преимущество высокогорных катков заключается в разряженности воздуха, солнечной активности. Таких катков в мире только два: у нас и в Канаде.
— Какие этапы соревнования охватывает ваша работа?
— Работаем мы круглосуточно. Занимаемся варкой льда, варим его за счет горячей воды, холода, ветра. Наша задача дать хороший лед для конькобежцев. Хороший лед должен быть гладким, чистым, ровным.
— Может ли навредить покрытию непогода Южной столицы?
— В среду ожидается пасмурная погода, может пойти дождь, снег. Эти факторы могут навредить льду. У нас есть системы, которые мы отрабатываем.
— Сколько человек следят за подготовкой и качеством льда?
— В общей сложности за льдом следят 26 человек. Это специалисты по подготовке льда, инженер КИПиА, инженера по холодильному оборудованию, заливщики, электрики, эксперт по льду.
— После массовых прокатов лед «Медео» в очень плохом состоянии, — продолжает наш разговор эксперт по льду, отвечающий за подготовку Ледового дворца «Алау» в Астане Вадим Шайдулин. — Постараемся сделать все, что можно. Но все будет зависеть от погоды. В Алматы ожидается дождь, тогда нам следует ждать снега. Готовить лед мы еще не начинали, желательно готовить его за неделю до важных стартов. Во время массовых катаний мы заделывали трещины.
— Можно ли при помощи льда повлиять на результат конькобежца?
— Результат спортсмена зависит от качества льда. К примеру, у нас в «Алау» мы можем создать идеальные условия. На трибунах у нас +16, на поверхности льда −6. Заливаем его горячей водой при 70 градусах. Поэтому наш каток седьмой по скорости в мире. На «Медео» же все зависит от погодных условий.
В 1988 году в Алматы был чемпионат мира среди мужчин по классическому многоборью. Я присутствовал на нем в качестве зрителя. Был такой момент, солнце скрылось за Махнатку, восточная прямая стала подмерзать. Те кто бежал, когда обе стороны были на солнце, показали не очень хороший результат. А 46-летний норвежец, выступавший за Францию, занял третье место.
— Сможем ли мы повлиять на результаты казахстанских скороходов при помощи льда?
— Нет, все будут бежать в равных условиях. Единственное, кто-то может попасть под снег или ветер. Если бы мы могли управлять погодой, то могли бы создать благоприятные условия для наших спортсменов. Мы молимся, чтобы погода способствовала нашим конькобежцам, и ветер дул им только в спины.
— Какие инновационные разработки применяются в мире конькобежного спорта?
— Сейчас во всем мире популярны присадки ко льду. Они нужны для того, чтобы менять лед: для спринтеров — помягче, для стайеров — пожестче. Я был в Норвегии, там есть специалист, отвечающий за химические добавки. У нас нет таких специалистов. На мой взгляд, присадки большой помощи не приносят. Все, в первую очередь зависит от спортсменов.
...или войдите через аккаунт соцсети