...или войдите через аккаунт соцсети

Зарегистрироваться Забыли?

Хоккей


14 апреля 2016 (13:28)

«С бездомными конями не сталкивались». Жизнь казахов глазами белорусского хоккеиста и его жены

«С бездомными конями не сталкивались». Жизнь казахов глазами белорусского хоккеиста и его жены

33-летний нападающий Артем Сенькевич в белорусском чемпионате добился почти всего. Несколько чемпионств с «Юностью» и «Шахтером», победа в Континентальном кубке, две награды лучшего форварда оборонительного плана. Всю свою карьеру хоккеист провел в Беларуси, а прошлым летом решился на первый легионерский опыт, отправившись в чемпионат Казахстана. Сенькевич выступал за «Кулагер» из Петропавловска и выиграл со своей командой бронзовые награды. В 50 матчах форвард набрал 27 (9+18) очков. Вернувшись на родину, Артем вместе со своей супругой Юлией рассказали Вадиму Кнырко о своей поездке в Среднюю Азию.

Турнир

Артем: Условия в Казахстане и Беларуси сейчас примерно одинаковые. Просто с белорусскими командами я выиграл все, что было можно — чемпионат Беларуси, Континентальный кубок, Кубок страны. Всю жизнь свою провел в ОЧБ — хотелось уже попробовать себя в другом чемпионате. Вариантов было не так уж много. В клубах ВХЛ финансовая ситуация сейчас не самая хорошая. А вот в Казахстане есть команды, которые могут предложить неплохие деньги. Более того, некоторые русские хоккеисты уезжали из «вышки» в Казахстан и принимали тамошнее гражданство, чтобы не считаться легионерами. В последнем сезоне практически в каждой команде чемпионата Казахстана играли хоккеисты, имеющие опыт в ВХЛ. Теперь примерно понимаешь, какой там уровень. Хочу отметить, что уровень конкуренции в Казахстане на порядок выше, чем в Беларуси. Если в экстралиге примерно 5-6 сильных команд, то в Казахстане — 9. Что говорить, если за месяц до плей-офф девятая команда лиги обыгрывает третью со счетом 8:2? С любым соперником нужно быть начеку. Лишь одна команда выпадала — в «Астане» играли совсем уж молодые ребята, много масочников. Чемпионат стандартный — 54 игры. Затем плей-офф. Любопытно, что в нокаут-раунде регламент «неравномерный». В четвертьфинале в случае ничьей команды играют 10-минутный овертайм до буллитов. В полуфинале — уже 20-минутный дополнительный период до буллитов. Нам только объяснили, что бесконечный овертайм применяется только в решающей встрече серии. Тем не менее, в полуфинале «Арлана» и «Иртыша» в седьмом матче команды сыграли 20-минутный овертайм и судьи тут же назначили послематчевые броски.

— Регламент на ходу поменяли, что ли?
А: Может, мы что-то не так поняли.
Юлия: Судьи в Казахстане очень слабой квалификации. Даже нам, девушкам, это было заметно. То офсайды метровые не фиксируют, то удаления непонятные, то вратарь накрывает шайбу в запретной зоне, а его никак не наказывают. Очень странные.

«Кулагер»

А: Как оказался в Петропавловске? Поинтересовался у Атварса Трибунцова (бывший игрок «Гомеля» — Tribuna.com) по поводу агента, он посоветовал Рудольфа. На деле агент оказался не только профессионалом своего дела, но и просто хорошим человеком. В итоге я выбирал между «Бейбарысом» (финалист сезона — Tribuna.com) и «Кулагером».

— Не было опаски, что переходишь в новую команду?
А:
Команда-то новая только по названию и месту прописки — до этого клуб назывался «Арыстан» и базировался в Темиртау. Поэтому вообще не опасался. Да и подсказали многие ребята, за что я им благодарен. Взвесил все «за» и «против» — и поехал. Причем деньги тут не были основным фактором. Для меня гораздо важнее, чтобы семья чувствовала себя комфортно. Не думаю, что в Атырау Юля была бы в восторге. Так что выбор в пользу Петропавловска делал не наобум. Антон Дубинин и Филип Бьерк (бывшие хоккеисты «Шахтера» и «Гомеля» — Tribuna.com) рассказывали, что в этой команде всегда отличный коллектив, с которым можно что-то выиграть. И действительно — коллектив был отличный. Плюс болельщики прекрасные. А еще очень рад, что в «Кулагере» мне довелось поработать с молодым, но очень перспективным тренером Дмитрием Крамаренко. Из-за травмы ему пришлось довольно рано завершить игроцкую карьеру, но зато человек нашел себе применение в тренерской деятельности. Уверен, что об этом специалисте мы еще услышим. Во всяком случае, в Петропавловске с ним было интересно работать.

— Что такое «Кулагер»?
А:
Кулагер — это исторический персонаж. Любимый конь одного из местных ханов.
Ю: Конь для казахов — это все. Священное животное, как корова в Индии. В Казахстане в каждом городе есть памятники и монументы коню.
А: Да, на коне и поездить можно, и поесть его :).

— А правда, что на улицах в Казахстане можно встретить бездомных коней?
Ю:
Это из интервью Майка Дэнтона :)? Возможно, из-за этого интервью мы в Атырау и не поехали.
А: Не знаю. В Петропавловске, например, мы с бездомными конями не сталкивались. Но однажды ехали в поезде и по полю целый табун скакал — лошадей пятьдесят. Не знаю, дикие они или на выпасе — но факт.
Ю: А вот котов бездомных в Казахстане очень много. На наших глазах выросли четыре котенка, которые жили возле нашего подъезда. Причем одна кошка уже сама беременная :).

Переезды

А: Переезды в Казахстане сложные. И почему-то организаторы турнира не всегда рассматривают логистические интересы некоторых команд. Иногда приходилось перерабатывать маршруты выезда непосредственно в пути — банально не успевали. Наездил за год очень много километров. Причем перемещались мы по-разному — и на автобусе, и на поезде, и на самолете. Особенно тяжело, конечно, зимой. Зимы в Казахстане лютые, со снегом — не то, что у нас в последнее время. Когда трассы заносит, мобильные операторы отправляют смс-рассылку: «Уважаемый абонент, дороги по таким-то направлениям закрыты». Несколько раз, когда были на выезде на автобусе, приходилось в экстренном порядке искать билеты на поезд. Причем в транспортный переплет мы попали даже во время полуфинальной серии. Отыграли два гостевых матча в Атырау: через два дня на третий — матч дома. Но из-за плохой погоды наше путешествие затянулось. Добрались на поезде до города Тобол — там пересели на автобус. Поехали дальше. Ехали-ехали, пока не поняли, что дальше все — дорога перекрыта и никакого соединения с другой трассой нет. Пришлось возвращаться обратно. Смеялись с ребятами потом: по пути вперед заезжали на заправку за едой, а на обратном снова попали на ту же заправку, потому что все запасы уже съели и выпили :). В общем, домой мы добрались лишь в день игры — в 4 утра. Уже в 9:00 раскатка. Ну как раскатка — на льду полусонные постояли :). Очень непросто было физически. Вечером играли исключительно на эмоциях — непонятно, откуда силы брались. Правда, в итоге все равно проиграли 0:1.
Ю: Еще одного лютого переезда ты избежал, благодаря супруге :).
А: А, да. Сыграли матч в Темиртау — заехали в гостиницу. Должны были переночевать и утром домой выбираться. Но Юля позвонила, попросила пораньше вернуться. Мы собрались с ребятами, подошли к тренеру, отпросились — он отпустил. Взяли билеты на прямой поезд до Петропавловска. А парни в итоге на следующий день ехали и попали в снег — 12 часов в автобусе ночевали. А нам вот повезло, что пораньше сорвались. Казахстан огромен. Когда мы в Павлодаре с «Иртышем» играли, нам вообще приходилось через Россию ехать — так быстрее. И на границах постоянно проверяли: не так, как у нас — зашли в автобус, документики проверили. Там нас выгоняли на улицу в «-30» спокойно. В кабинку помещается человека три, а остальные на улице мерзнут. Баулы иногда проверяли. И вот так за выезд по четыре проверки.
Болельщики
Ю: Кстати, болельщики в Казахстане хоккей не особо жалуют. Даже на топовые команды порой не собирается и половины дворца. Когда смотришь трансляцию в интернете, слышно все — что говорят судьи, о чем беседуют хоккеисты, как ругаются тренеры. Тишина полнейшая — как в театре. Катастрофа! Мне особенно непривычно такое отношение к хоккею после сплоченного солигорского боления.

— В Петропавловске такая же ситуация?
Ю:
Нет, в Петропавловске как раз ажиотаж был.
А: Мы с ребятами говорили: «Пусть остальные команды нам завидуют» :). Болельщики «Кулагера» — это нечто. Единственный минус — маленький дворец всего-то на тысячу мест. Порой люди приходили к арене в день игры и уходили домой, потому что в кассе уже не оставалось билетов. Но аким области распорядился, чтобы летом во дворце провели реконструкцию и достроили целую трибуну. Вероятно, до 1,5-2 тысяч вместимость расширят.

Инфраструктура

Ю: Инфраструктура в Петропавловске очень развита. В каком-то плане там даже уютнее жить, чем в Беларуси. Мы вот приехали в Минск, ходили по городу и просто искали банк. Там же банки есть едва ли не на каждой улице. Магазины? Та же история. В каждом дворике есть магазин со всеми необходимыми продуктами и товарами. Мне как хозяйке там очень понравилось. Казахстан — мясная страна. Выбор огромный — баранина, говядина, конина, курятина, свинина, индейка.
А: У казахов три места можно найти где угодно — на каждом шагу. Первое — стоматология. Причем все клиники в Казахстане частные — государственных в нашем регионе не было. Второе — нотариальная контора. И третье, почему-то всегда рядом с нотариусом, — ломбард.
Ю: Индустрия красоты тоже развита отлично. Различных салонов и парикмахерских много. Причем цены — ниже минских. Наверное, связано с тем, что высокая конкуренция — все хотят, чтобы приходили именно к ним. К слову, благодаря индустрии красоты у меня появились мои казахские подружки, которые как раз и познакомили с культурой и традициями страны. А еще в одном из магазинов мы попали на интересную акцию: каждый сотый чек — стопроцентная скидка. Набрали товаров долларов на 30 — и все унесли бесплатно.
А: Знали бы, что так попадет — еще больше набрали бы :).

Менталитет

Ю: Самое главное у казахов — накормить и напоить. И советом ближнему они всегда помогут. Когда приходила на рынок, продавец сразу же начинала осыпать вопросами: «А что ты будешь готовить? А ты замужем? А дети есть?» У них искренние интерес к людям и открытость. Когда приходишь на рынок второй раз, они тебе еще больше вопросов зададут, и ты получишь еще больше советов о том, какое мясо сегодня лучше взять. Если расскажешь, что будешь готовить — они еще и специи в подарок дадут. Мне очень понравилось отношение ко мне именно казахских женщин — окутывали прямо материнской заботой.
А: Ну, это на севере. На юге все совершенно иначе. Различие в менталитетах у людей огромное. Помню такой случай. Перед матчем в Атырау ребята на улице разминались — в футбол поигрывали. Мяч отлетел в сторону — там мужик стоял. Наши парни спокойно, вежливо попросили: «Подайте мячик, пожалуйста». Мужик только голову повернул: «Я те чо, подавала, что ли?» Весьма показательно.
Ю: Доходит до того, что этнические казахи, не зная казахского языка, специально не разговаривали с русскими. Просто делали вид, что не понимают, или отвечали односложно. В Петропавловске все иначе. Наверное, из-за того, что там до России пара сотен километров.

— Что белорусам нужно перенять от казахов? Гостеприимство?
А:
Ну, почему же? Мы тоже гостеприимные — у каждого своя гостеприимность.
Ю: Казахи намного проще относятся к жизни — это и надо перенимать. Если что-то идет не так — казах не опустит руки, не расстроится. Они живут по такому принципу: «Если проблему можно решить, то это не проблема». Они живут сегодняшним днем — своими родными, своими друзьями.
А: Наверное, все люди из азиатского региона относятся к жизни одинаково. В прошлом году мы отдыхали в Таиланде, общались с местным жителем. И он нам рассказывает: «У меня дом недавно сгорел. Но ничего страшного. Я живой, мои семья и близкие в порядке — все будет хорошо».

Цены

Ю: Мы сами себе постоянно ищем проблемы. То доллар подскочил, то еще что-то. Кстати, казахи внимания на доллар вообще не обращают — абсолютно не привязываются к валюте. У них есть тенге — все. Хотя курс там рос так же, как и у нас. В ноябре — 280, в январе — 380, сейчас — что-то около 350. Люди на это внимания не обращали.
А: Они не смотрят на доллар. За квартиру мы платили в тенге — и с ростом курса оплата не менялась. Знакомые делали ремонт — строителям платили в тенге. Тамада, другие услуги — все в тенге.

— А как с ценами делами обстоят?
Ю:
Чуть меньше наших, хотя доходы у населения примерно на том же уровне. Такси, например, около доллара, хотя у нас меньше трех ты вряд ли заплатишь. И таксисты там добрее наших. Не хватает какой-то копейки: «Иди». У нас же ведь таксист обязательно разобъет купюру где-нибудь в ларьке и даст тебе сдачу.Мясо в Казахстане стоит примерно столько же, сколько и в Беларуси, но там выбор огромнейший. А еще замечал, как у нас пахнет в мясных магазинах? Специфический такой аромат. Там в магазинах реально пахнет мясом.
А: Да, даже наша собачка успокаивалась, когда туда заходила :). На самом деле, стерильная чистота. Каждый вечер полки, витрины и полы вымывают до блеска. И мясо там не залеживается: если закончилась какая-то часть, мясник за стеклом на твоих глазах разделывает тушу и приносит свежий кусок.

— Рестораны?
Ю:
Цены намного ниже наших.
А: Такое чувство, что они берут деньги только за приготовление. Когда ходили с друзьями в ресторан, то средний чек на человека составлял примерно 300 тысяч на наши деньги. Это при том, что брали и бутылочку вина, и стейки, и салаты, и нарезки.

— Необычное что-нибудь кушали?
Ю:
Я попала на местный праздник — Наурыз. Это едва ли не главное торжество для казахов. Наурыз — праздник весны и обновления природы. А главное блюдо на этом празднике — наурыз коже. Состоит из 7 ингредиентов — воды, мяса, соли, бараньего жира, муки, злаков и молока. Непривычный вкус весьма — для наших вкусовых рецепторов особенно. А еще я попробовала местную баранину и после этого хочу кушать только такое мясо :).

— Казахи любят еду поострее или наоборот?
Ю:
По всякому. Главное, чтобы еды было много — это главное условие.

Мусор и погода

— Неужели в Казахстане так все хорошо, что ничего плохого нет?
Ю:
По сравнению с Беларусью там очень грязно.
А: Иначе и быть не может. Ветра постоянные, иногда до 30 метров в секунду. В такую погоду ветер все из контейнеров достанет и по городу разнесет.
Ю: В Астане попали в песчаную бурю. Казалось, нормальная погода и ничего не предвещало. Но ветер налетел резко — потом песок везде был: и в зубах, и в волосах. А еще зимой метели иногда страшные.
А: Это да. А вот морозы — вполне себе приемлемые. «-35» — как у нас «-15». Очень легко переносится, потому что там сухо. Зима вообще долгая — в октябре снег выпадает и только в начале апреля тает.
Ю: И много-много снега. Настолько много, что пошли на рынок и купили себе валенки :). Даже одолжили санки у друга. Снега выпало столько, что качелей и лавочек во дворе не видно.
А: Зато дороги зимой раз в сто лучше становятся. Нет снега — ямы сплошные. А зимой — просто полотно. Очень ровненько — автобаны немецкие.
Ю: Казахи шутят, что у них единственная страна, где дороги лучше зимой :).

Традиции и порядки

Ю: На севере традиций не так много. Старших почитают — это да. Ну и праздники, конечно, шумные. Свадьбы обычно проходят в несколько этапов. Как только наступает четверг — понеслась! И продолжается торжество до воскресенья. И свадьбы там человек до 500. Сначала со стороны невесты празднуют — там около 150-200 гостей. Потом со стороны жениха — там до 200-300. Есть и еще одна отличительная черта — у них на праздниках не так много алкоголя. Пьяных в городе практически не встречали. У казахов интересные порядки. Причем заметно это даже на улицах. Интересно постовые патрулируют улицы: не ходят по три, как у нас, а стоят на перекрестках спиной к спине и следят. А еще тамошние милиционеры очень настойчивые — особенно гаишники. Едва ли не каждую ночь просыпаешься из-за звука сирены и голоса в мегафоне.
А: Зато в Петропавловске очень культурные автомобилисты — ПДД соблюдают исправно. Когда стоишь на светофоре, ты спокойно перейдешь на зеленый, не обходя машин — все останавливаются перед стоп-линией. В Минске же на перекрестках иногда приходится лавировать между автомобилями.
Ю: Вообще о самобытных казахских традициях очень здорово можно узнать из фильма «Келинка Сабина» (келинка — невестка) — КВНщики из «Астаны KZ» снимали. Очень интересное кино. Реально описывает быт казахов. Например, гостю нельзя наливать полную кружку чая — это неуважение. Нужно наливать чуть больше половины кружки — это свидетельствует о том, что ты готов гостю добавить еще. А вообще, в разных районах Казахстана разное количество чая «с уважением». Еще я конкретно подсела на чай с молоком — тоже очень популярно у казахов. Причем пакетики с чаем «3 в 1» продаются прямо в магазинах — как у нас кофе.

Спорт

А: Я даже не знаю, что казахи любят. О хоккее сказали раньше. Футбол? Примерно на том же уровне, что и хоккей. Ну, понятно, на «Астану» в Лиге чемпионов народ потянулся. Хотя в Астане и «Барыс» достаточно популярен, и баскетбольный клуб.
Ю: Кстати, я через интервью хочу сказать огромное спасибо нашим «Цмокам». Осенью я летела к мужу, а ребята-баскетболисты — на игру с «Астаной». И они мне очень помогли — дотащили все мои сумки, ручную кладь, собаку. Даже не знаю, как без них справилась бы.
А: Кстати, еще о спорте. Мне вот рассказывали про самую популярную национальную забаву. Не помню, как называется, но технология очень интересная. Чем-то похоже на поло. Играющие разбиваются на две команды — все по коням. Играют тушей барана, которого убили непосредственно перед состязанием. Суть — затащить этого барана в чужую зону, чтобы засчитали очко. Задача соперника — тушу эту отобрать. А после игры обе команды вместе этого барана кушают — после того, как они его обваляли в грязи и пыли :). Не для слабонервных зрелище, наверное.
Ю: А мне мои местные подружки рассказывали, что прототип боулинга придумали в Казахстане. Мол, у них с древнейших времен была такая игра: маленькие косточки барана расставлялись в ряд, а играющий должен был другой косточкой потяжелее (со свинцом) попасть в эти «кегли».
Возвращение
А: Хочется ли мне вернуться? Скорее да. Мне все понравилось в «Кулагере» и Петропавловске. На вручении медалей общался с акимом и он сказал, чтобы в следующем году я обязательно приезжал. Но контракт закончился, а отпуск только начался. Тем не менее, если позовут, я готов вернуться. Командой в городе хотят заниматься — это подкупает.
Ю: Я тоже вернулась бы. Мне понравилось в Казахстане. Не думала, что найду там настоящих подруг. Мы только приехали в Минск, а они мне уже на второй день начали писать в вайбере, что скучают :). 

tribuna.com

Комментарии

Комментировать могут только авторизованные пользователи, или зарегистрируйтесь

...или войдите через аккаунт соцсети

  • Петропавл сравнили с Атырау=)) смешно, не сравнивайте палец с жопой! Выбирал из двух команд, наверное это тебя не взяли в Бейбарыс хехехеОтветить

    • 18 апреля 2016, 21:56
    • Казахстан
    • 89 записей
    • 3438 дней на портале
  • Ничего себе интервью, как будто роман "Война и Мир" прочитал. Ответить

    • 16 апреля 2016, 18:41
    • Астана / Нур-Султан
    • 210 записей
    • 3296 дней на портале
  • По сути, приехали из одной дыры в другую дыру. Но почитать было интересно. Вот про кокпар только наврали. Ответить

    • 16 апреля 2016, 09:08
    • Павлодар
    • 6104 записи
    • 6552 дня на портале
  • Читал и умилялся)) Ответить

    • 15 апреля 2016, 15:12
    • Бишкек
    • 2044 записи
    • 3480 дней на портале
  • Артем и Юлия видимо не представляют себе стоимость лошадей . Просто улыбнуло про "бездомных коней", это то же самое как в Минске увидеть бесхозный ну БЕЛАЗ, что ли :)Ответить

    • 15 апреля 2016, 14:12
    • Казахстан
    • 1 запись
    • 3405 дней на портале
  • для НиКоЛаЙ:«Позвольте с вами не согласиться. в ДЕРЕВНЯХ ели из одного чугунка сковороды и т.д. Но каждый своей ложкой. И не дай бог кому то взять хозяйскую ложку. В каждой избе так же были и гостевые ложки. И на счет туберкулеза вы очень сильно ошибаетесь. Просто откройте по заболеваниям статистику за 19-20 век.»

    Ели одной ложкой - это не повод кого-то задеть, это просто официальная статистика, таким был быт простолюдинов. Своя ложка появилась гораздо позже, и да, из общей кастрюли. Туберкулез был бич населения, и даже многие представители среднего класса страдали, тот же Чехов умер от tbс, у нас молодой Валиханов. И в KZ tbc был, это же контактная, социальная болезнь, а/б не было, у нас лечили кумысом (скорее, кумысом укрепляли иммунитет), но с появлением антибиотиков болезнь пошла на убыль, появились другие /если Вы заметили, я никогда не проверенную или сомнительную информацию не выкладываю/Ответить

    • 15 апреля 2016, 14:09
    • Казахстан
    • 1 запись
    • 3405 дней на портале
  • для НиКоЛаЙ:«Позвольте с вами не согласиться. в ДЕРЕВНЯХ ели из одного чугунка сковороды и т.д. Но каждый своей ложкой. И не дай бог кому то взять хозяйскую ложку. В каждой избе так же были и гостевые ложки. И на счет туберкулеза вы очень сильно ошибаетесь. Просто откройте по заболеваниям статистику за 19-20 век.»

    Раньше одной ложкой ели почти везде. Здесь ничего досадного; одна семья же. Просто, это - не тема для спора. Ответить

    • 15 апреля 2016, 09:34
    • Хабаровск
    • 109 записей
    • 3356 дней на портале
  • для Божбан:«Многие казахи с юмором объясняют наш быт, многие вещи. иностранцы воспринимают это всерьёз. Мне понравилось когда российские казахи на вопрос- "Вы что до сих пор руками едите?", ответили-"Это мы здесь обрусели, а до этого ногами ели". »

    Тамаша айтқан екен!Ответить

    • 15 апреля 2016, 09:25
    • Хабаровск
    • 109 записей
    • 3356 дней на портале
  • для Sunlight:« А у меня был бы такой ответ: когда мы ели руками, вы ели ногами. И кстати, в рф крестьяне ели одной ложкой из общей миски - отсюда дикий рост туберкулеза (у Чехова был такой рассказ; статистика подтверждает). Так что когда северные соседи начинают что-то из себя изображать, приходится напоминать, что ну далеко у них не родина слонов»

    Позвольте с вами не согласиться. в ДЕРЕВНЯХ ели из одного чугунка сковороды и т.д. Но каждый своей ложкой. И не дай бог кому то взять хозяйскую ложку. В каждой избе так же были и гостевые ложки. И на счет туберкулеза вы очень сильно ошибаетесь. Просто откройте по заболеваниям статистику за 19-20 век.Ответить

    • 14 апреля 2016, 23:07
    • Павлодар
    • 17 записей
    • 3561 день на портале
  • позитивное интервью, так же как и интервьюируемые. удачи им. Ответить

    • 14 апреля 2016, 22:34
    • Казахстан
    • 5 записей
    • 3360 дней на портале