Сандис Озолиньш: «Мы молились, чтобы Грецки нам не забил»
Десятого августа в Астане стартует первый международный турнир по хоккею на Кубок президента РК. Участие в нем наряду со столичным «Барысом» примут команды Континентальной хоккейной лиги: подмосковный «Атлант», а также динамовские коллективы из столиц Беларуси и Латвии.
Рижские хоккеисты в последнем розыгрыше Кубка Гагарина преподнесли одну из главных сенсаций, выбив в первом круге плей-офф лидера Западной конференции — питерский СКА. А вел свою команду к успеху ее капитан — многоопытный Сандис Озолиньш. Тот самый, который как-то публично поправил президента США Билла Клинтона: глава Белого дома традиционно принимал обладателей Кубка Стэнли и назвал латвийского защитника Озолинским. Игрок не постеснялся внести свои коррективы. В качестве компенсации президент рассказал, что в свое время побывал в Риге, и она ему очень понравилась.
Это признание один из самых результативных игроков обороны НХЛ Озолиньш оценил. Как и еще одну откровенность Клинтона: оказывается, на хоккее он ни разу в жизни не был. Впоследствии американский президент эту ошибку исправил, отправившись в 1997 году поболеть (сам тому свидетель) за вашингтонский «Кэпитэлс». Тот забавный случай в Белом доме многие сравнивали с комичным эпизодом в оскароносном фильме «Форрест Гамп», где главный герой — ветеран Вьетнама, которого играет Том Хэнкс, на приеме в Белом доме показал президенту точное место своего ранения, приспустив штаны.
Что касается прошедшего сезона КХЛ, то Озолиньш может занести его себе в актив. Достаточно сказать, что он был вторым номинированным в состав «Матча звезд» — вслед за капитаном «Барыса» Кевином Далманом. С ним они составили первую пару защитников в символической команде Яромира Ягра. Время нисколько не изменило Сандиса, которого можно смело отнести к самым ярким «янтарям балтийского хоккея». Он непринужден в общении и предельно откровенен, вежлив и тактичен.
— …Многие известные легионеры, играющие в НХЛ, не раз жаловались на то, что их дети, проживая за океаном, говорят и думают уже на английском языке. А вы в одном из интервью как-то сказали, что ваши дети болеют уже за американцев.
— 11 месяцев в году мои дети проводят в американской среде. Они пошли в детский сад и школу в США, их друзья — американцы, их интересы связаны с американским мышлением. Лично мне это было очень тяжело перебороть. К тому же у нас была проблема: старший сын в пять лет перестал разговаривать, и тогда мы решили отдать его в американский детский сад и говорить с ним только на английском языке. Конечно, мы могли выбрать латышский садик, но нужно было реально смотреть на вещи — ведь сын все равно пойдет в американскую школу. А вот младший сын больше понимает по-латышски.
— Что нужно взять КХЛ из заокеанского опыта, а что не стоит слепо копировать?
— В каждой хоккейной лиге есть свои особенности. Следует учитывать, что КХЛ идет только третий год, а НХЛ насчитывает столетнюю традицию. Каждый новый сезон в КХЛ что-то пытаются улучшить — и для игроков, и для зрителей, чтобы было интереснее и смотреть, и играть. КХЛ — это очень хорошо для таких небольших стран, как Латвия: парни могут играть дома, им не надо ехать в Швецию, Финляндию или за океан. Латвия не такая большая хоккейная держава, и содержать свою лигу нам очень сложно.
— Во времена своей спортивной молодости вы играли вместе с Вячеславом Фетисовым. В прошлом сезоне он снова вышел на лед, пусть даже и на один матч. Что это, по-вашему, — пиар-ход или ностальгия?
— Да, ажиотаж тогда был большой. Многие судачили: «Будет играть Слава, или это он просто так сказал?». Фетисов вышел на лед после очень большого перерыва, поэтому я был удивлен, что он отыграл весь матч.
— В прошлом сезоне вы играли в «Матче звезд» с капитаном нашего «Барыса» Кевином Далманом. Что о нем скажете?
— На протяжении уже двух сезонов он лидер КХЛ среди защитников, и это о многом говорит. Игра в связке с Кевином на «Матче звезд» и для нас, и для зрителей была классным шоу. — Не жалеете, что не выиграли «Норрис Трофи» — приз лучшему защитнику НХЛ?- Нет, я никогда не ставил себе такую цель, потому что всегда считал себя командным игроком.- С кем из защитников прошлого и настоящего хотели бы сыграть в паре?
— С Вячеславом Фетисовым.- На протяжении 19 сезонов в НХЛ вы успели поиграть и в Калифорнии, и в Колорадо, и в Каролине, и во Флориде, и в Нью-Йорке. Существует ли разница в качестве льда? Где он лучше?
— Полагаю, что в КХЛ качество льда лучше…- Вот именно! К примеру, ледовую арену в Далласе называют «огородом».- Многие Дворцы спорта, где играются матчи КХЛ, предназначены только для игры в хоккей. А за океаном на ледовых площадках могут проходить и концерты, и баскетбольные матчи, и хоккей. В таких условиях трудно сохранить качество льда на должном уровне. Прибавьте к этому погодные условия: к примеру, влажность во Флориде, Техасе или Калифорнии.
— А против кого в НХЛ вам было тяжелее всего играть?
— Марио Лемье. С ним было очень тяжело. Как ни верти, но все испытывали к нему особое уважение. Все это осознавали, но я лично не хотел, чтобы он меня обыграл.
— Ну, а Грецки?
— Против Уэйна тоже было тяжело играть. Помню, перед игрой с нашей командой он забил свой 801-й гол в НХЛ, повторив многолетний рекорд легендарного Горди Хоу. Я так не хотел, чтобы он забил свою 802-ю шайбу именно в игре против нас. В Канаде такое событие крутили бы по телевизору целый месяц. Поэтому мы молились, чтобы не войти в историю таким печальным образом. Пронесло… Свою рекордную шайбу Уэйн забил в следующей игре.
— Кто повлиял на вас как на хоккеиста?
— Конечно, Хельмут Балдерис. Он был моим кумиром. Ну, а больше всего на мое отношение к хоккею и веру в собственные силы повлиял Василий Тихонов — сын известного советского тренера Виктора Тихонова.
— В одном своем интервью вы предельно откровенно рассказали о вашей борьбе с зеленым змием. Реальна ли эта проблема для игроков НХЛ или КХЛ?
— Могу сказать лишь о себе. Это очень деликатная проблема, она чисто индивидуальная. Это частная жизнь, это не хоккей.
— В свое время был Кубок Канады, потом Кубок мира. Нужны ли сейчас такие турниры?
— Трудно сказать… Кубок Канады существовал еще в советское время. Это был не столько хоккей, сколько политика. Помню, какой был ажиотаж: матчи проходили ночью, а игру показывали лишь на следующий день. Мистикой считалось, если кто-то тут же узнавал результат. А сейчас благодаря современным технологиям все доступно в прямом эфире. И никакой мистики.
— Несомненно, главным хоккейным турниром прошлого сезона стали Олимпийские игры в Ванкувере. Много говорилось о провале российской команды в матче с канадцами. Ваше мнение?
— Хочу заметить, что это был всего лишь один матч: одни выигрывают и продолжают турнир, другие едут домой. Поэтому я всегда был сторонником системы плей-офф — до четырех побед одной команды.
— А что это за история с мотоциклом?
— У меня был спортивный мотоцикл «Хонда». Как-то я выжал на нем 130 миль в час и не заметил, чью машину обгоняю. А за рулем этого авто сидел Кевин Константин, наш главный тренер. Колесо повело, а я был без шлема. Потом Кевин рассказывал, что очень испугался за меня. Я сам, кстати, сильно испугался.
— По гороскопу вы Лев. Чувствуете себя львом на льду?
— Увы, нет (смеется).
...или войдите через аккаунт соцсети