...или войдите через аккаунт соцсети

Зарегистрироваться Забыли?

Другие


30 мая 2010 (00:02)

Счастье, когда ты нужен людям

Счастье, когда ты нужен людям

Совсем недавно профессор Казахской академии спорта и туризма, Казахского национального педагогического университета имени Абая Сауле Кадыровна Юмашева отметила свой 70-летний юбилей.

Поздравляли ее не только бывшие студенты, коллеги, родные и близкие, но и многочисленные спортсмены. Наверное, так и должно быть. Своей добротой, открытостью и принципиальностью она снискала любовь у тех, кто прошел ее школу. Сауле Кадыровна всегда была на переднем крае спортивной жизни республики. Отдала любимому делу пятьдесят лет. В юности выступала за алматинскую гандбольную команду «Буревестник», которая играла в высшей лиге Советского Союза. И не просто играла в составе, а всегда была ключевым игроком на площадке. Болельщики шестидесятых годов помнят ее красивые сейвы, после которых мяч оказывался в сетке ворот соперников. Добрая в жизни, неуступчивая на площадке черноглазая девчушка стала любимицей публики. Да и потом, где бы она ни трудилась, делала свое дело на совесть. Спросите любого, кто ее знает, ответят: «Добрейший души человек, настоящий профессионал».

Недавно Сауле Кадыровна стала гостьей нашей редакции. По моей просьбе привел ее брат, известная личность в республике, заслуженный тренер СССР и Казахской ССР Шора Кадырович Юмашев, воспитавший не одну плеяду замечательных спортсменов.

Она потянулась за братом


— Сауле Кадыровна, и что же привело вас в спорт?
— Был пример для подражания. Мои братья очень увлекались подвижными играми. Наверное, это передалось по генам. Отец наш тоже любил спорт. На парадах, которые проходили, он «играл» Амангельды Иманова. Даже центральная газета как-то поместила его снимок, где папа с шашкой в руках едет на скакуне во главе колонны. Хотя я его практически не помню. Ведь он погиб в 1944 году в Западной Украине. Кстати, накануне своего дня рождения я и мои родственники получили подарок: племянница Светлана, дочь Шоры, ра­зыскала место гибели своего деда. 60 лет он значился как без вести пропавший. Теперь мы знаем, где похоронен наш отец.

Наше поколение, которое выросло сразу после войны, хотело быть сильным. В обязательной школьной программе кроме игровых видов были легкая атлетика и другие дисциплины. Я всегда старалась быть лидером. И меня приглашали в различные сборные команды: и бегала, и прыгала, и в баскетбол играла, и даже на состязаниях по велоспорту участвовала. У нас в Талгаре этому виду спорта, по-моему, до сих пор уделяют большое значение. Отсюда и результат. Помню, как мы радовались, когда наш однокашник Володя Жарков стал чемпионом республики по велоспорту.

После школы я поступила в сельскохозяйственный техникум. Брат уже учился в Алма-Ате в физкультурном. Играл в футбол, баскетбол. Затем перешел на тренерскую работу. Я иногда завидовала ему доброй завистью, на что он говорил: «Занимайся — и ты поступишь в институт физкультуры».

— И ведь поступили?
— Мне всегда везло в жизни. Какая-та невидимая сила всегда приходила на помощь в трудные времена. Когда окончила техникум, меня вызвали к директору и сказали: «Вы одна из активных девушек. Спортсменка. Хотим вам дать направление в институт физкультуры. Как на это смотрите?» Я растерялась. Но душа пела. Вот так я оказалась в том вузе, о котором мечтала.

Гандбол на футбольном поле


— Ваша мама была против такого выбора?
— Нисколько. Она видела, как Шора любит спорт, и меня благословила. Потом ректор института Хамза Мухамеджанович Мухамеджанов, фронтовик, говорил, что нужны кадры коренной национальности. Нас было тогда очень мало. И я сразу попала в сборную вуза по баскетболу, ходила также на волейбол. А через год, когда стали культивировать гандбол, меня впервые пригласили в команду. Не поверите, мы тогда начинали тренироваться на футбольном поле. Вспоминаю это, и даже самой смешно. Играли одиннадцать на одиннадцать. Представляете, какая физика нужна была. Попробуй пробежать с мячом с одного края на другой.

— А ворота тоже футбольные были?
— Ворота были гандбольные.

— И когда вы впервые стали играть на обычной гандбольной площадке?
— Через год. Тогда по всему Союзу бросили клич: формируется высшая лига по гандболу. Мы собрали команду института, укрепились еще несколькими студентками из других вузов республики и поехали на отбор в Ташкент и Душанбе. Преимущественно это были девушки, которые раньше играли в баскетбол. И, знаете, к удивлению многих, наша команда, названная «Буревестник», оказалась сильнее своих среднеазиатских соперниц и завоевала путевку в высшую лигу.

— Сколько лет вы выступали за алматинскую команду?
— Шесть сезонов. Это были годы становления гандбола в республике. Мы делали все, чтобы удержаться в высшей лиге.

— Но вы мастер спорта СССР. И это звание давали не за красивые глаза?
— Я была на ведущих ролях в команде. Много забивала. И один сезон очень удачно сложился для нас. Мы стали шестыми в чемпионате СССР, и основные игроки получили звания мастеров спорта.

— Вспомните, кто тогда отстаивал честь республики?
— Очень верный вопрос. Нас мало кто помнит. Но команда девушек была боевитой и дружной. И все это благодаря наставнику Юрию Александровичу Минееву, брату пятиборца, призера Олимпиады Виктора Минеева. Наш тренер сумел сплотить коллектив, помогал оттачивать мастерство. Большое внимание уделял тактике. Гандбол ведь существенно отличается от баскетбола. А из подруг назову Дани Сулейменову, Свету Егорову, Валю Пономареву, Свету Андрееву и других.

— Ваша не осуществленная в ту пору мечта?
— Каждый спортсмен мечтает о крупных международных соревнованиях. Я мечтала попасть в сборную СССР. Но…

— Вы совмещали учебу и участие в соревнованиях. Не трудно было?
— Мы успевали. Сегодня я понимаю тех студентов, которые и выступают в различных командах, и учатся. Порой они приходят неподготовленными. Я им всегда говорю: «Все зависит от вас самих. Надо находить время и на учебу». И снисхождений не должно быть ни к кому. Даже чемпиону.

А финиша еще не видно


— Чем вы заняли себя после окончания спортивной карьеры?

— Решила не сходить с дистанции. Тем более после завершения карьеры в команде мне предложили попробовать свои силы на тренерском поприще. И я охотно согласилась работать в спортивном обществе «Буревестник». Тренировала девушек. Выиграла с ними несколько престижных турниров. Одновременно пробовала себя и в преподавательской деятельности. Именно тогда появилось желание заняться анатомией и биомеханикой. В спорте — это в то время неосвоенная целина. Я изучала спортивную морфологию. И не случайно тема моей кандидатской работы — «Некоторые особенности строения тела, развития отдельных групп мышц и подвижности суставов у гандболистов, велосипедистов и лыжников-гонщиков». Вообще мною написано 60 научных работ в области анатомии, спортивной морфологии и биомеханики. За годы работы внедрила в учебный процесс 22 рационализаторские идеи, включая разработки и материал для студентов казахского отделения.

— Вы много лет проработали в Казахской академии спорта и туризма. Но сегодня являетесь и профессором педагогического университета имени Абая?
— Я поняла ваш вопрос. Институт физкультуры дал мне путевку в жизнь. И я благодарна этому вузу, его коллективу. Но все мы когда-нибудь покидаем насиженное гнездышко. В университете имени Абая открылся факультет начальной военной подготовки и физического воспитания. До этого была кафедра. И меня пригласили помочь. Думала, думала и согласилась. И нисколько об этом не жалею. Здесь, как и в академии, дружный коллектив.

— Пусть ваша спортивная дистанция будет долгой.
— Спасибо. Постараюсь быть всегда в форме. Я сегодня испытываю большое счастье от того, что еще нужна людям, что могу принести пользу обществу.
Автор: Алим Анапьянов vecher.kz

Комментарии

Комментировать могут только авторизованные пользователи, или зарегистрируйтесь

...или войдите через аккаунт соцсети