Член исполкома Федерации хоккея с шайбой Сергей Шавернев о венгерском преображении, австралийских дворцах и главной злобе дня.
— На чемпионате мира среди юниоров, прошедшем в Белоруссии, сборная Казахстана заняла четвертое место. Этот результат вас шокировал или просто расстроил?
— Он расстроил всех. Мы всегда надеемся, отправляя любую команду за рубеж, что ребята поборются, приложат все силы… В этот раз шансов обыграть белорусов практически не было, но вера оставалась. В итоге же мы получили очередное наглядное подтверждение, что наши ожидания далеко опережают само развитие хоккея в Казахстане. Обиднее всего не поражение от польской команды — игра, судя по счету, была равной, и уступили ребята в овертайме, и даже не разгром от белорусов 1:6, а матч с венграми. В нем наша команда проиграла 1:6. И это — первый случай в истории, когда мы уступили венграм на уровне сборных.
— Появление столь сильной венгерской молодежи — приятный генетический сбой?
— Нет. То, что эта страна хочет чего-то добиться в хоккее, было понятно ещё в 2003 году, когда Венгрия получила право на проведение чемпионата мира в Дебрецене в первом дивизионе. И уже тогда у них был изумительный Дворец спорта на 15 тысяч зрителей. Плюс недалеко от города находились небольшие хоккейные площадки. Они идеально подходят для подготовки резерва и обходятся не настолько дорого, как арены, — порядка 2,5 миллиона евро. И это все только в масштабе Дебрецена! В других городах, насколько мне известно, ситуация такая же.
— Каковы три главных слагаемых венгерского успеха?
— На самом деле в любой стране мира хоккей получает хорошее развитие при государственной (или спонсорской) поддержке, при наличии ледовых дворцов и сильного чемпионата. В Венгрии все это есть: там даже имеется специальная правительственная программа по развитию хоккея!
— В Казахстане по сей день действует решение правительства, принятое в 1999 году. Быть может, оно уже морально устарело?
— Это распоряжение имеет юридическую силу, но не дает должного эффекта. Сегодня нужно идти дальше. Звучит банально, но в наше время у хоккея другие требования. Тогда, в 1999-м, это решение стало для нашего вида спорта большим прорывом — оно послужило созданию клубов и требовало от акимов идти навстречу хоккею. Так случилось в Астане, где появился «Барыс». В Алматы большой хоккей отсутствовал 15 лет, и возродили «Енбек». И принятие новой правительственной программы по развитию хоккея сейчас для нас самая злободневная тема. Потому что наш вид спорта сдает позиции. Ни мужская, ни женская сборные на Олимпиаду не пробились, молодежная сборная на чемпионате мира в Канаде выступила просто кошмарно. Да и тех же белорусов, чьим юношам наша сборная проиграла 1:6 в Минске, догнать будет сложно.
У них, кроме господдержки, есть множество малобюджетных катков, в их первенстве страны играют команды Польши и Литвы, кроме того, ведется мощная работа со стороны федерации по привлечению в страну крупных турниров для поднятия интереса к хоккею в своей стране. Тот же чемпионат мира по юношам в первом дивизионе — Международная федерация такими турнирами не разбрасывается! Их нужно заслужить. У нас же, к примеру, подобный старт прошел 6 лет назад. И всё.
— Главный тренер сборной Белоруссии Глен Хэнлон вызвал в тренировочный лагерь 17-летнего защитника юниорской team Готовца. Есть ли у нас такие ребята, которых можно пригласить в главную команду Казахстана?
— Однозначно нет. На то же первенство мира в Минск поехало несколько ребят, имеющих опыт выступления на молодежном первенстве мира. Но и они не смогли реально помочь сборной…
— В чем наши молодые хоккеисты уступают своим сверстникам из других стран? Чего им не хватает?
— Суть проблемы в том, что у нас очень мало ДЮСШ и отделений хоккея. Фактически они есть в основном только там, где имеются хоккейные клубы. И этим самым отсекаются от хоккея мальчишки из тех регионов, где команд нет…
К тому же юношеский хоккей лежит на плечах родителей. Экипировка, поездки — все это оплачивается ими. И опять же здесь мы теряем ещё парней, чьи мама и папа в силу экономических причин не могут потянуть такие траты. А те, кто остаются, принимают участие в малом количестве соревнований. В том же детском чемпионате страны всего три тура. Этого мало.
— Очень часто, распевая горестную песнь о том, где мы, а где они, многие наши тренеры — в различных видах спорта — говорят, что это происходит не только потому, что у нас спад. А потому, что во многих странах подъем. Вы с этим согласны?
— Если говорить о хоккее-то целиком и полностью! Возьмите Словению. Да, мы никогда не знали её как хоккейную страну! А сегодня у них есть хоккеист, выступающий в НХЛ! Или достаточно вспомнить Китай. Когда мы только начинали играть в Азии, они нас просили: не забивайте нам много, пожалуйста! А потом обыгрывать их стало гораздо сложнее. И, если у нас ситуация не переменится, боюсь, как бы нам уже не пришлось просить их не забивать нам много…
Но самый показательный пример другой: в той же группе, что и наша национальная сборная, на чемпионате мира играет команда Австралии. По состоянию на 2000 год в этой стране согласно справке Международной федерации хоккея было двадцать ледовых арен! И сейчас эта команда проигрывает не так крупно, как раньше. Это означает, что они развивают не только плавание и футбол, но и «неприоритетные виды спорта».
— В то время, как те же венгры создают собственный чемпионат, в нашем участвует малое количество клубов…
— У нас в некоторых регионах долгое время многое оставляли на самотек. И живой пример — алматинский «Енбек», чьим президентом многие годы был я. Росчерком пера в 2008-м прекратили существование команды! Я не говорю, что это произошло по вине акима города Есимова. Но те чиновники, что отвечают за развитие спорта в южной столице, мало того, что не понимают наш вид, так ещё боятся брать ответственность. Им было легче закрыть команду, чем приложить силы, чтобы её спасти. Понимаете, сейчас за хоккей нужно драться. Нужно уметь принять решение и добиться его претворения. И делать это надо на многих позициях. Необходимо искать тех детских тренеров, кто будет не просто довольствоваться тем, что имеет, а выкладываться! Мы сейчас хотим начать вести с ними методическую работу, потому что многие наставники даже не знают, как нужно правильно готовить детей!
— Есть ли выход в сложившейся ситуации?
— На самом деле хоккей — дело государства. Потому что нужно создавать условия, чтобы родители не стояли перед выбором: будет ли у ребенка хоккей или образование, а могли выбрать и то и другое!
Нам нужна государственная поддержка детского хоккея. Наш вид спорта дорогой в техническом плане. И необходимы площадки, где дети будут учиться кататься, отрабатывать различные упражнения. В Алматы вот заново строится Дворец спорта. И хочется верить, что после ввода в эксплуатацию он будет использоваться не под конкурсы парикмахеров, а для спортсменов!
— Какова была аренда льда в этом Дворце до его закрытия?
— 43 тысячи тенге в час. А теперь посчитайте, сколько нужно тратить средств в месяц на один лед, если игроки фарм-клуба должны работать на нем три часа в день. А мальчиков ведь нужно ещё кормить, экипировать, поддерживать витаминами. Вот почему нужна госпрограмма: чтобы какие-то расходы по воспитанию резерва закрывались из бюджета. Или хотя бы создавались льготные условия для той же аренды льда…
...или войдите через аккаунт соцсети