Бронзовый призер последнего чемпионата мира карагандинец Серик Сапиев ещё до старта мирового первенства расценивался мировой боксерской общественностью как главный кандидат на золотую награду первенства планеты. В итоге двукратный чемпион мира принес в копилку сборной Казахстана единственную медаль из одиннадцати возможных, по признанию самого Сапиева эта награда не стала для него утешением.
О результатах чемпионата мира и о многом другом капитан национальной команды рассказал корреспонденту «PROСПОРТ».
— Чемпионат мира прошел очень быстро, — говорит Серик Сапиев. — Организация была на высшем уровне, единственная проблема, с которой пришлось столкнуться, это питание. Мой вес сейчас составляет 71 кг, надо немного подсушиться, и все будет нормально. Чувствую себя в новой для себя весовой категории до 69 кг великолепно.
— Ты говоришь, что в Милане плохо кормили, в чем это особо было заметно?
— Первого блюда не было, потом полное однообразие, это, наверное, специфика итальянской кухни. Хорошо, что с собой взяли казы, икру… В первые дни бывало, что чай давали только по утрам, а в обед и вечером чай почему-то уже не предлагали.
— Какая встреча, не считая полуфинальной против россиянина Андрея Замкового, выдалась самой сложной?
— В общем, в Милане я провел пять боев и лишь в последнем поединке, скорее всего, сломался психологически, сильно хотел выиграть, в связи с этим торопился, суетился и проиграл. Наверное второй бой против украинца Тараса Шелестюка прошел в нервной обстановке, пропускал много ударов в первом раунде, но в последующих двух я взвинтил темп, украинец подустал, и мне удалось сперва сравнять счет, а затем полностью взять ситуацию в ринге под свой контроль. Если бы мне удалось также сконцентрироваться с россиянином, то победа досталась бы мне, здесь без вопросов!
— Может, на тебя давил груз ответственности? Все-таки до стадии полуфинала из казахстанцев добрался лишь ты. Наверняка во встрече с Замковым ты элементарно перегорел?
— На подсознательном уровне да, этот факт постоянно забивал голову, мешал сосредоточиться. На чемпионате мира я мало думал головой, а на ринге неизменно нужно думать, по-спортивному быть хитрым, нужна полная концентрация, увы всего этого у меня не было. Обычно, когда я пропускаю два-три удара, начинаю совладать с обстановкой, включаюсь, и не позволяю противнику действовать в атакующей манере, в основном в это время атакую я. На первенстве планеты же этого почему-то не получалось, был как будто под гипнозом. Чемпионат мира пролетел словно сон.
— Тренер Замкового в интервью российским СМИ заявил, что они основательно готовились к первенству мира и в первую очередь опасались тебя…
— Да, я помню в прошлом году на одном из УТС мы стояли с этим боксером в парах, подробностей боев не помню, так как они были лишь тренировочными, там не было цели «убить» друг друга. Также мне известно, что Замковой пять месяцев упорно шел к чемпионату мира. В принципе у меня был отличный шанс выиграть у россиянина, но я его не использовал. С удовольствием встречусь с этим боксером вновь и докажу, что тогда был просто не мой день.
— Что случилось в первом раунде? Ты проигрывал 0:6, но уже во втором имел все, чтобы переломить ход поединка.
— Даже не знаю, вроде накручивал темп, накручивал, сократил счет до минимума, но… чего-то не хватило.
— Что говорили в тот момент тренеры?
— Что проигрываю 6 очков, надо наверстывать, набирать обороты, в тот момент думаю: все, надо включаться. После второго периода опять стал пропускать необязательные удары, хотя если бы меня в тот момент раскрепостили, сняли груз ответственности, я считаю, было бы все по-другому. Я сильно переживал, думал, как бы не проиграть, был чересчур уверен в собственных силах. Мне нужна была поддержка, нужно было меня успокоить в психологическом плане, сказать, Серик, выходи спокойно, ни о чем не думай, покажи все, на что способен. Во время боя только чувствуешь, что с тобой что-то не так, ощущаешь дискомфорт. А вот после боя сразу заметно, что не все получалось, неоправданно много торопился, суетился. Нет чтобы подергать, измотать соперника, я сразу большими силами пошел вперед, за что в итоге поплатился. Из-за того, что был плохо готов психологически у меня не пошло тактически.
— Было ли плохое предчувствие перед чемпионатом мира?
— Наоборот, был в прекрасной форме, рассчитывал завоевать третье золото. Перед соревнованиями мне два раза снился сон, где я стал чемпионом мира, а один раз приснилось, что стал третьим. Тогда никому ничего не рассказывал, не придавал этому особого значения.
— Сильно ли отличается уровень прошедшего чемпионата мира от аналогичного первенства в Чикаго в 2007 году?
— Однозначно. Это в первую очередь заметно на уровне подготовки спортсменов. Уровень бокса во всем мире растет, меняется тактика, сейчас многие страны перенимают друг у друга опыт.
— Успел ознакомиться с центром деловой моды Милана?
— По Милану гулял всего один раз, после злосчастного поединка с боксером из России. Ребята, кто закончил выступления на ранней стадии, успели более подробно изучить местные достопримечательности. Что я увидел в Милане, меня глубоко поразило! Одним словом — красота.
— Какая обстановка царила в сборной Казахстана по ходу соревнований?
— Конечно, все были расстроены результатами. В некоторых поединках как, например, в случае с Василием Левитым и Гани Жайлауовым, в равных боях судьи присуждали победу оппонентам. Многие мог ли выступить более удачно, но нехватка опыта выступлений на международных аренах, я считаю, сказалась на некоторых наших боксерах. Бельгибаев у индуса выигрывал два очка, и полез на него, нет чтобы повызывать, подергать, поменять тактику. Он же с кикбоксинга перешел в бокс, опыта парню не хватает, и таких примеров можно привести достаточно. Одной из главных наших проблем является неумение менять ход поединка в тактическом плане.
— В целом как можно расценить работу судейства?
— Обычное судейство могло быть и намного хуже. Претензии к ним всегда будут, они же живые люди, не роботы, им тоже свойственно ошибаться. По большому счету, судейство было нормальное, не то что на Олимпийских играх в Пекине, вот там да, рефери не всегда честно делали свое дело. На чемпионате мира нужно было доказывать на ринге, что ты сильнее, тогда к судьям не было бы никаких претензий! Когда судья себя предвзято ведет на ринге, сразу заметно.
— На твой взгляд, какая самая большая ошибка тренерского штаба?
— Мне не этично отвечать на этот вопрос. Но все же скажу, что на «мир» могли поехать и другие боксеры. Не вижу никакой особой разницы между подготовительным периодом к чемпионатам мира прошлых лет и нынешним, все было примерно одинаково. Готовились, как всегда, основательно, к сожалению, нам не удалось реализовать весь свой потенциал.
— Серик, а как тебе удобнее боксировать: четыре раунда по две минуты или три по три?
— Не совсем привык к новым правилам, так как до этого дважды становился чемпионом мира, боксируя четыре периода по две минуты, а прошедший чемпионат стал вторым после чемпионата Азии серьезным турниром, где мне пришлось драться три раунда по три минуты. Я думаю, что все-таки три по три к лучшему, и времени отдыхать меньше стало и зрелищности прибавилось. Хотя в последнее время бокс видоизменяется, все гонятся за очками, из-за этого бокс немного теряет в зрелищности, многие боксируют в закрытой манере, редко когда увидишь обоюдоострый бокс. Я думаю, нужно начинать наказывать боксеров за пассивный бокс, если противник тянет время, он должен быть вначале предупрежден, а затем, как в футболе, и вовсе наказан. Тоже самое касается и тех боксеров, которые проповедуют грязный тягучий бокс. Судьям надо быть более жесткими справедливыми и квалифицированными.
— Существует также мнение, что одной из основных причин неудачного выступления сборной Казахстана в Милане является отсутствие в судейском корпусе АИБА своего представителя. Выскажи свое мнение.
— Я категорически не согласен с таким мнением. Даже если бы такой человек у нас был?! Все было бы точно также! Сами виноваты, и не нужно сейчас искать крайних.
— Не кажется ли тебе, что итоговый результат первенства планеты с одной стороны должен быть воспринят как горький урок. И может это к лучшему? Все-таки этот год является промежуточным после прошлогодней Олимпиады и теперь, отталкиваясь от показателей прошедшего первенства, нас не будут расценивать как фаворитов.
— Лучше было бы, если бы мы выступили намного удачнее. Раньше мы постоянно занимали лидирующие позиции на всех крупных турнирах, и нам желательно всегда поддерживать реноме казахстанского бокса на мировой арене как одной из самых сильных держав мирового бокса! Нужен стабильный состав, чтобы молодые не на одного меня равнялись, а на нескольких спортсменов, за плечами которых имеется опыт. У ребят есть потенциал, главное, его правильно использовать! Впереди Азиатские игры, множество различных лицензионных турниров перед Лондоном, именно там мы должны показать высокие результаты. Нужно совершенствоваться. Тренерам нужно больше внимания уделять тактическим построениям, постоянно искать креатив, уметь перестраиваться.
— В этом году тебе исполнится 26 лет, многие в этом возрасте, добившись определенных высот в спорте, заканчивают карьеру. Как ты считаешь, кто из боксеров, завершивших карьеру, мог принести пользу нынешней команде.
— Таких много. Но в то же время это их выбор. На чемпионат мира отправились в основном молодые боксеры, для которых первенство мира было чуть ли не первым серьезным испытанием.
— Перед чемпионатом мира казахстанцам были обещаны баснословные премиальные за хороший результат, не повлияло ли это обстоятельство на печальный итог.
— Возможно, кто-то и думал об этом, меня, да, скрывать не буду, иногда посещали разные мысли, но чтобы постоянно думать о деньгах, такого не было. И без таких гонораров стимулов было предостаточно, чтобы ставить себе высокую планку!
— Какие планы на ближайшее будущее?
— Немного отдохну, и снова в бой. — (Улыбается.) Начну с втягивающих занятий, футбол, бег, штанга. В следующем году ожидает очень важный старт — Азиатские игры, надо к ним подойти во всеоружии. На предыдущих континентальных Играх я был только третьим, поэтому постараюсь улучшить этот результат. Думаю, до Олимпиады в Лондоне я ещё точно буду боксировать.
— В весе до 69 кг наверняка твоим основным конкурентом на Азиатских играх будет узбекский боксер Батыржон Махмудов, который также, как и ты, завоевал бронзу мирового первенства.
— Мне приходилось с ним встречаться на последнем чемпионате Азии в июне, там он мне особых проблем не доставил. На чемпионате мира я увидел совершенно другого Махмудова, видно, хорошо поработал парень перед стартом турнира. За годы выступления в моей профессиональной карьере не было случая, чтобы я проиграл спортсмену из Узбекистана. Дай Бог, чтобы так продолжалось до окончания карьеры. (Смеется.) Хотя до боя с Замковым я тоже ни проиграл ни одного боя представителю России…
— Что для тебя значит бронзовая медаль чемпионата мира после двух золотых?
— Особняком в моей коллекции стоят две золотые награды 2005 и 2007 годов. Нынешняя бронза, наверное, третья по значимости награда, хотя в моей копилке имеется золото Кубка мира. Для кого-то третье место успех, для меня бронза словно поражение.
— Известно, что ты служишь в рядах ЦСКА МО РК, расскажи поподробнее о своей службе.
— Служу я в контрактной службе ЦСКА с 2004 года, сейчас мое воинское звание лейтенант, в дальнейшем планирую связать себя с ЦСКА.
— За бронзу звание повысят?
— Вообще-то в следующем году должен получить звание старшего лейтенанта, не исключено, что получу его уже в этом году.
— Как твои близкие отреагировали на бронзовую медаль?
— Подбодрили, сказали, чтобы не расстраивался. Благодарен своим родным и близким за поддержку. Некоторые, как например ты, поздравляют, всем спасибо!
— В сборной Казахстана не было представлено ни одного боксера из Южно-Казахстанской области. Карагандинская область ещё с советских времен славилась своими талантами, но почему-то в нынешней команде из этих двух крупных областей было очень мало представителей. Это говорит о спаде?
— Везде есть способные ребята. И в Шымкенте, и в Караганде, и в других регионах, нужно готовиться, тренироваться, доказать, что достоин места в сборной. Уровень казахстанского бокса ни в коем случае не упал, просто в мире возрасла конкуренция в этом виде спорта, об этом говорит тот факт, что медали различного достоинства завоевали спортсмены из 22 государств. Монголы — молодцы, за последние два года продемонстрировали отличные результаты на двух важных стартах, на Олимпиаде в Пекине и в Милане. Для всех нас показатели прошедшего турнира должны послужить толчком к дальнейшему росту как спортсменов, так и тренеров. Нам всем нужно совершенствоваться, улучшать свои показатели не только на тренировках, но и на официальных стартах.
— Сборную Казахстана доверили тренировать специалисту из Шымкента Мырзагали Айтжанову. Хотя до этого муссировались слухи, что дружину может возглавить кубинский наставник. Что бы это дало нашей команде?
— Полный бред! Я не представляю, что бы он смог сделать?! Такой шаг это ущемление для отечественного тренерского цеха. Это не только мое мнение, так считают многие, кто разбирается в боксе.
— Расскажи о своем личном тренере Александре Стрельникове?
— Трудолюбивый специалист, фанат своего дела. Я благодарен ему за все, и от всей души хочется сказать огромное спасибо за все, что он для меня сделал. Он постоянно говорил, что я для него бриллиант, который нужно грамотно обработать.
...или войдите через аккаунт соцсети