2 февраля 2007 (08:17)Школа, которую создал Нурлан
В 80-е годы любой мальчишка, насмотревшись отечественных фильмов «Не бойся, я с тобой!» и «Пираты ХХ века», мечтал быть похожим на героев Талгата Нигматуллина и Льва Дурова. Сегодня другие времена и другие фильмы, герои и ценности. Но быть сильным, постоять за себя – это в крови и нынешних пацанов. Возможно, потому многие из них и выбирают Джезказганский центр таэквондо. И равняются на своего директора Нурлана Алтынбекова.
- Таэквондо WTF сегодня – уже олимпийский вид спорта. А в нашей стране еще и один из приоритетных и, естественно, перспективных. К примеру, на последних Азиатских Играх наши спортсмены завоевали три бронзовых медали.
- А как Вы пришли в таэквондо?
- Тогда было популярным каратэ-до. Но потом в начале 90-х из Турции в Казахстан приехал Мустафа Озтюрк, сын казахского народа, который и стал зачинателем популяризации данного вида спорта в нашей стране. Имангали Тасмагамбетов, тогда – первый секретарь ЛКСМ Казахстана, бросил комсомольский клич поддержать нашего знаменитого земляка, создать казахстанскую федерацию таэквондо WTF. А я тогда работал в городском комитете комсомола и занимался каратэ-до. Но мне стало интересно, и я поехал на семинар к Мустафе Озтюрку. Так в Сатпаеве появился первый клуб таэквондо. И мои воспитанники одними из первых в городе поехали на международные соревнования. А Казахстан в таэквондо WTF за последние 15 лет поднялся в мировой табели о рангах до 14 места из 130 стран. Так что зерна, посеянные Мустафой Озтюрком и Имангали Тасмагамбетовым, упали на благодатную почву.
- А эта школа таэквондо как появилась?
- У любого тренера главная мечта – собственная спортивная школа, или хотя бы специализированный зал. Мне повезло, на моем пути повстречался Руслан Борисович Юн. В то время он был директором рудника, а я – механиком шахты и параллельно занимался с детьми каратэ-до. Потом я ушел на комсомольскую работу, но работу с детьми продолжал. А когда мы переквалифицировались на таэквондо WTF, Руслан Борисович обратил на нас самое пристальное внимание. Этот человек поверил в нас и, не скрою, мы даже однажды злоупотребили его доверием. Но – только однажды, и, надеюсь, для всеобщей пользы. Мы просто сказали, что мечтаем о школе таэквондо. Руслан Борисович воспринял это как руководство к действию: начались поиски здания, проектный институт получил задание разработать соответствующий проект, экономисты – предоставить смету, и так далее. В мае 2003-го года мы вошли в здание собственной школы таэквондо. Вы знаете, это, к сожалению, еще не тенденция. Я знаю многих прекрасных тренеров, которые влачат полунищенский образ жизни, и когда близкие люди упрекают их в том, что они объедают своих детей, им ничего другого не остается, как бросать спорт и идти на производство.
- Но и Вы ведь прошли через это?
- Да. Моя супруга тоже в этом плане не исключение. Пилила меня, что нет мебели, нет одежды, что дети растут, и растут их потребности, которые надо удовлетворять хотя бы минимально. Приходилось где-то перехватывать, где-то суетиться (разовая коммерция), но и эти деньги потом расходовались на поездки, воспитанникам что-то приобретал из экипировки. Сейчас вспоминаю с содроганием: неужели такое было? Спасибо семье, сильно поддерживали меня и продолжают поддерживать.
- А сейчас Вы готовы были бы все начать заново?
- Готов. Хотя в то время люди были другими. Добрее, не как сейчас. Но любой тренер должен любить свое дело, быть наставником и педагогом для своих воспитанников. Вот у меня преподает Вероника Шахиджанова, сама студентка еще. Уже сейчас она пытается на практике реализовать свои педагогические навыки. Поэтому помимо таэквондо, с детьми и в футбол гоняет, и на плавание ходит, и на коньках бегает. Эти дисциплины у нее даже в расписании стоят. К каждому занятию подходит творчески, и дети идут за ней.
- А как вписывается женщина-тренер в силовые виды спорта?
- Нормально. Да и когда с детьми работает женщина-тренер, родители, в первую очередь, будут отдавать своих чад именно ей. Потому что у женщины больше терпения, человечности. А у мужчины на первом месте стоят порядок и дисциплина. Да и дети лучше идут на контакт именно с женщиной. Конечно, серьезный тренер-педагог может возразить: Веронику Олеговну еще саму надо учить. На что я отвечу: не у каждого мужчины найдется столько терпения, чтобы работать с детьми. И когда дети, впервые приходя на тренировку, тут же сталкиваются с грубостью, для них это шоковая терапия. Но в нашей школе грубиянов нет. Более того, здесь даже женщины-вахтеры помогут детям одеться-обуться, такси вызовут, если понадобится, в машину посадят и даже родителям позвонят, сообщат, чтобы встречали своего ребенка. Да вы лучше сами с родителями поговорите.
- Уже. Говорят, что условия здесь оптимальные. Конечно, они хотят, чтобы дети в будущем стали чемпионами, но если что-то не получится, то и того, что дала школа, им вполне достаточно.
- А вот здесь они, родители, немного лукавят. Как только ребенок начинает показывать хорошие результаты, многие родители начинают на него давить: еще, еще и еще! А вот это как раз и неправильно. У ребенка может появиться отвращение к спорту или же, наоборот, на первой же неудаче сломается. Жаль, что не все родители это понимают.
- Значит, кадровый вопрос у Вас серьезный?
- Нормальные кадры – проблема всеобщая. А у нас она возведена в степень. Понимаете, школа сама уже необычная. Мы учим не бить, а как правильно педагогически подойти к ребенку и раскрыть его возможности. В этом мне помогает Вера Елисеева. Привлекали мы и психолога для работы с тренерами, и теперь у каждого нашего тренера имеется заключение психолога – кому чего не хватает, и каков наш коллектив в целом. Также в школе работает инструктор из Южной Кореи Хонг Ки Сан. Ему 26 лет, но он тренирует в Казахстане с 1999 года. В прошлом году наши тренеры ездили в Москву, где прошли обучение в Университете физической культуры. Конечно, немаловажный фактор для удержания квалифицированного специалиста – зарплата, а она у нас далека от совершенства. Удерживать кого-то насильно не имею права. Да, помогаю, как могу в решении проблем с учебой, с кредитованием, но это не выход.
- Тем не менее, у Вас хватает кадров и на школу в Сатпаеве.
- Да, у нас есть филиал в Сатпаеве, ребята там на базе школы-гимназии № 1 занимаются. А вообще, наша школа славится своими воспитанниками. Правда, в этом году у нас нет юниоров, так получилось, что 90 % воспитанников покинули город и республику. И все же, перспективные и мальчишки и девчонки у нас есть: Володя Насибулин, Батырлан Енберген, Амир Байшин, Павел и Аня Трухины, Ростислав Беликов. Наша формула успеха проста: талант, трудолюбие и… немного везения. Иногда говорю сам себе: все, хватит, таэквондо ты уже объелся, все, что мог взять – взял: и заслуги, и черный пояс, и государственный тренер, и мастер спорта. Найди себе другое занятие, уйди, к примеру, в политику. Но стал я депутатом джезказганского городского маслихата, а спорт все так же тянет к себе. Да, сейчас я больше администратор, чем тренер-педагог, но тренировочный процесс продолжаю. Как говорят, человек в своей жизни должен родить сына, посадить дерево, построить дом. По-моему, я все это выполнил: сын – это мои воспитанники, дерево – на территории школы уже почти сад вырос, а дом – это наша школа. Я по-настоящему счастлив.
Нурия Ильясова
«Спортивная жизнь»
"Sports.KZ"
...или войдите через аккаунт соцсети