Несостоявшееся в этом году ралли Париж – Дакар уже вошло в историю. Впервые за 30 лет гонка не состоялась, и не прошла она тогда, когда в ней собирались принять участие казахстанские пилоты. По прибытии в Алматы из Лиссабона, где должен был состояться старт ралли, пятерка отечественных гонщиков – Айдын Рахимбаев, Бауыржан Исабаев, Вадим Притуляк, Денис Березовский и Жусуп Аяпов – провела пресс-конференцию.
Такого скопления журналистов давно не наблюдалось. Да оно и понятно – интерес к тому, как восприняли несостоявшиеся дебютанты решение об отмене самого знаменитого ралли чрезвычайно высок. «Решение об отмене гонки стало для нас шоком, – говорит Айдын Рахимбаев, один из членов команды. – Еще в день предполагаемого старта мы проходили технические проверки, и никаких намеков на такой поворот дела не было. Когда же в 12 часов участников оповестили о том, что гонка не состоится, в зале наступила мертвая тишина. И эта тишина продолжалась десять минут. А потом были эмоции, даже слезы, и постепенное осознание, что все усилия, затраченные на подготовку напрасны». Еще одна сторона медали помимо морального ущерба. Финансы в нашей жизни играют не последнюю роль, а финансовые потери организаторов «Дакара» – компании ASO, официально объявленные ее президентом Этьеном Лавинем, – составят 52 млн долларов. Эта сумма складывается из неполученной выручки от телевизионных трансляций и спонсоров, а также возвращенных участникам взносов, составляющих около 11 тыс. евро с человека. Однако еще более значительные убытки понесли участники ралли. «Прецедента отмены ралли не было, но особая статья по поводу компенсаций существует в регламенте оргкомитета, – сказал Вадим Притуляк. – Накануне, я как чувствовал, взял в руки положение и открыл как раз на странице, где описываются условия возврата денег. Там сказано что в случае отмены ралли по политическим мотивам, команды имеют право на возврат только суммы взносов, а она несоизмеримо мала по сравнению с теми деньгами, которые мы потратили на подготовку, перелет, проживание и еще множество нюансов гонки». К примеру, потери российской команды «Камаз-мастер» оцениваются в 2,5–3 млн долларов, затраченных на подготовку автомобиля и команды. Наши пилоты свои потери не обнародовали, но, похоже, по выражениям лиц, сумма в тех же пределах. «С каким трепетом мы ожидали старт, – делится Айдын Рахимбаев. – Когда Этьен Лавинем беседовал с нами – новичками, то сказал, чтобы мы через два дня были готовы войти в ад. Да для того и приехали, чтобы пройти испытание на прочность. Участники «Дакара» все авантюристы, и африканская пустыня с ее песками, застывшей лавой – самое для нас место узнать свои возможности. Даже угроза терактов не стала бы для нас преградой. Мы даже шутили по этому поводу с россиянами. Давайте, говорим, зашлем бронированный «Камаз» с пушечным арсеналом и ни один террорист за сотню миль не покажется. Но мы были вынуждены согласиться с оргкомитетом. Хотя возможность проведения ралли была, но французы отказались страховать мавританские участки, а это очень большая сумма, которую никто не потянет». А что же дальше? Есть вероятность, и тема уже у всех на слуху, что «Дакар»-2009 состоится … в Южной Америке. Абсурд, да и только. Там даже города нет с таким названием. Единственное, что там есть трасса, схожая с африканской. Уже сейчас известно, что намечаемый маршрут от Буэнос-Айреса до Сантьяго будет включать в себя горные участки, перемежающиеся с равнинами, а также, что немаловажно, песчаные этапы, по своей сложности близкие к африканским. Но один приятный момент во всей этой истории есть. Нет «Дакара» – попробуйте другого. В июне 2008 года стартует ралли Санкт-Петербург – Пекин, возобновленный аналог прошлого – Париж – Пекин. А маршрут пройдет не только по России и Китаю, а также и Казахстану. А принять участие изъявили все те, кто заявился на «Дакар». Было бы счастье, да несчастье помогло. Теперь многие казахстанцы, которые к тому же автолюбители, а это фиксируется пробками на дорогах, смогут воочию понаблюдать за сорвиголовами в шлемах. Тем не менее проект «Дакар», скорее всего, будет жить. Бренды с тридцатилетней историей, в которые вложены миллиарды долларов, не исчезают в одночасье.
...или войдите через аккаунт соцсети