В январе 2008 года Зульфия Чиншанло и Майя Манеза сделали поистине судьбоносный выбор, переехав в Казахстан из Китая и приняв гражданство нашей страны. В то время никому не известные, совсем юные девчонки только начинали свою спортивную карьеру.
О том, как росли олимпийские чемпионки, прославившие нашу республику на весь мир, в эксклюзивном интервью «Казахстанской правде» вспоминает их первый наставник, тренер юношеской и юниорской сборной РК по тяжелой атлетике Леонид Дегай.
— Леонид Николаевич, расскажите, как вы познакомились с Чиншанло и Манезой. Как начинали работать с ученицами?
— Девочки приехали в Алматы в начале 2008 года, их разместили в гостинице при республиканском колледже спорта. В этой же гостинице жили и мы, тренеры. Я сам встречал их у ворот колледжа и могу сказать: Майя и Зульфия мне понравились сразу, с первой же встречи. Такие скромные, вежливые, доброжелательные.
Не скрою, адаптация поначалу шла тяжело — все-таки здесь и климат другой, и менталитет, и традиции, и кухня. Были у них и проблемы со здоровьем: боли в суставах, мозоли, нагноения. Наши врачи из Центра олимпийской подготовки провели медосмотр, подлечили спортсменок. И постепенно они стали привыкать к казахстанским условиям.
Кстати, в Китае они не входили даже в сборную провинции, не то что страны. И нужно отметить большую заслугу главного тренера нашей команды Алексея Геннадьевича Ни, который на совместных с китайскими спортсменами тренировочных сборах обратил внимание на молодых штангисток. Это он разглядел их блестящий талант.
Здесь же, в спортзале колледжа, я начал тренировать девочек, которых мне передали в нагрузку к парням-юниорам. Первое время фактически с утра до позднего вечера находился рядом с новыми подопечными, стал для них своего рода нянькой…
— Как они проявили себя на тренировках? Как шло становление будущих олимпийских чемпионок?
— Удивительно трудолюбивые, дисциплинированные и целеустремленные, они сразу влились в наш дружный коллектив. Не скажу, что девочки были совсем неподготовленными, определенная база имелась, но я выявил много технических погрешностей. Потому что индивидуально с ними раньше мало работали, и в этом отличие китайской системы подготовки штангистов от нашей. У них на одного тренера приходится по 30 атлетов, а у нас пристальное внимание уделяют каждому спортсмену. В этом есть свой резон — говорят же: алмаз засверкает только тогда, когда отточишь каждую его грань.
Единственное, что требовалось: грамотно выстроить учебно-тренировочный процесс, шаг за шагом улучшать спортивное мастерство девчат. Такую цель поставил я перед собой — и мне самому было интересно: справлюсь или нет? Не хочу хвалиться, но, как показало время, задачу удалось выполнить. Доказательство чему — победы на чемпионатах мира, Азиатских играх и особенно нынешний триумф на лондонской Олимпиаде.
— Трудным ли был путь к золотому пьедесталу?
— Легким он не бывает никогда. Жизнь любого спортсмена проходит от тренировок до учебных сборов, от сборов до соревнований. В конце сезона выпадает лишь месяц-другой на отдых, передышку, а потом все по новому кругу.
Помню, вначале Зульфия на тренировках в рывке поднимала 75 килограммов, в толчке — 95. Это значительно ниже ее нынешних показателей. А уже в марте 2008-го, спустя всего два месяца после приезда в Казахстан, обе девушки впервые выступили на чемпионате республики и выиграли золотые медали. Вот так и начиналось восхождение наших богатырок на спортивный Олимп.
Замечу, что в Китае они не участвовали даже в местных спартакиадах, не имели ни званий, ни титулов. Естественно, природные данные у них были, но нужно было найти эти самородки, отшлифовать и дать раскрыться их потенциалу. Из года в год девочки совершенствовали свои навыки, прогрессировали, и за всем этим — огромный кропотливый труд.
— Жаль, что они не выступили в том же 2008 году на Олимпиаде в Пекине, где, наверное, имели шанс завоевать медали…
— Безусловно, могли побороться за пекинское «золото». Но Зульфия по возрасту не подходила, ей на тот момент не исполнилось еще и 15, а Майя не приняла участия в Играх из-за травмы локтя. Хотя еще накануне Олимпиады Зуля «рвала» 92 килограмма, а «толкала» 125. Майя увеличила вес в этих дисциплинах, соответственно, до 110–142 килограммов. Это весьма высокие результаты.
Дело в том, что мы поменяли технику выполнения упражнений, исправили все погрешности, из-за которых, к примеру, Майя раньше частенько набивала шишки и ссадины. В итоге в ноябре 2009-го обе наши штангистки победили на чемпионате мира, а затем в 2010 и 2011 годах повторили свой успех, став двукратными чемпионками планеты.
— Так они пришли к лондонской Олимпиаде, нацеленные только на победу…
— По сути, за последние несколько лет Зульфия и Майя, а также их товарищи по команде Илья Ильин и Светлана Подобедова произвели настоящий фурор в мировой тяжелой атлетике. В этом есть немалая заслуга тренера-консультанта сборной Энвера Туркелери, который значительно улучшил тренировочный процесс, увеличив нагрузку не только на учеников, но и наставников.
Честно говоря, перед лондонским выступлением нашей олимпийской дружины мы, конечно, верили в ее успех, но не такой ошеломительный. Ведь то, что сотворили наши штангисты, — это просто чудо! Сразу четыре золотые награды: такое только в сказке могло случиться!
Я знаю, что к Казахстану и Майя, и Зульфия испытывают самые трепетные чувства. Ведь именно здесь фортуна улыбнулась им. Исключительно благодаря включению в казахстанскую команду тяжелоатлетов они достигли нынешних вершин в спорте. А наши болельщики просто не дают им проходу. Куда с ними вместе не пойдешь, даже в магазин — сразу узнают, поздравляют, просят автографы.
На днях вместе с большой представительной делегацией Алматинской области я встречал своих учениц в аэропорту Алматы. Обнял их по-отечески, поцеловал. Пользуясь случаем, хочу еще раз поздравить девочек с их блестящей победой, пожелать им большого счастья, причем не только спортивного!
...или войдите через аккаунт соцсети