...или войдите через аккаунт соцсети

Зарегистрироваться Забыли?

Другие


4 мая 2007 (12:36)

Сплав, полеты, автогонки и проблемы экологии

Сплав, полеты, автогонки и проблемы экологии

На реке Или подняла паруса уже седьмая по счету Или-Балхашская регата – народный и самый массовый в Казахстане сплав, на целый месяц объединяющий в одну большую семью сантехников, инженеров и директоров крупных компаний. Более 800 километров составляет протяженность Или на территории нашей республики. И каждый ее отрезок от китайской границы до Балхаша будет пройден участниками регаты на самых разнообразных плавсредствах.

Регата продлится до конца мая. Так изначально было решено, что временем проведения этого беспрецедентного акваралли станет последний месяц весны. Летом в бассейне Или слишком жарко. И, соответственно, вот уже седьмой год подряд первомайские праздники для самых активных жителей Алматы, Капшагая неразрывно связаны с массовым выездом на природу. В этом году к ним присоединились романтики из Каскелена, Чунджи и Панфиловского района.

Старт регаты уже традиционно оборачивается глобальным спортивным праздником в урочище Тамгалы-Тас. По берегу Или на дватри дня устанавливают свои палатки несколько тысяч человек. Почетным гостем нынешнего празднества стал глава делегации Еврокомиссии в Казахстане Андриан Вандермейстер, пожелавший удачного отдыха всем собравшимся. В программе дня было огромное количество всевозможных развлечений. Учебнотренировочные сборы скалолазов – можно посмотреть и попробовать взобраться на скалу самому. Соревнования по национальным видам конного спорта. Шикарную игру продемонстрировали две областные команды по кокпару, после чего джигиты боролись верхом на лошадях и на скаку поднимали с земли монеты. В это же время в небе крутили фигуры высшего пилотажа летчики, парили воздушные шары, радиоуправляемые электромодели, мотодельтапланы и парашютисты. Алматинские автогонщики, в свою очередь, провели показательный этап настоящего гравийного ралли, а ближе к вечеру громом барабанов ущелье наполнили участники фестиваля ударной музыки «Жасыл Дабыл». В-общем, скучать было некогда. И все это во имя встречи участников первого наиболее популярного этапа регаты – от Капшагайской плотины до Тамгалы-Тас. В этом году его прошли порядка шестидесяти команд. Суда, как всегда, самые разные. От самодельных плотов и надувных рыбачьих лодок до дорогих фирменных катамаранов.

В прошлые годы мне довелось оказаться в числе участников большого Или-Балхашского приключения. Спокойная и величавая Или – уникальное место для пассивного отдыха на свежем воздухе. В отличие, допустим, от горного туризма, здесь путешествуют с комфортом. С собой можно взять даже походный телевизор и мини-холодильник, наполненный мороженым. С утра, отчалив от берега и вырулив на середину реки, вы доверяетесь течению и плавно скользите сначала до места обеденного привала, затем – до ночлега. И так несколько дней. В среднем прохождение одного этапа занимает от 3-4 дней до недели. Перед стартом у нас была четкая установка: мы – экологические туристы! Поскольку идейным вдохновителем регаты является экосоюз «Табигат». На деле это означало, что мы подчистую собирали не только собственный мусор, но и прихватывали окружающий, исполняя роль эдакой мусороуборочной команды. На фоне этих воспоминаний с особой силой бросалась в глаза живописная картина: мусорные контейнеры и в метреполутора от них – пакеты, бутылки и прочие банкисклянки.

– После того как гулянья закончились, – рассказывает зампредседателя «Табигата» Бахтияр Албани, – поляна была буквально усыпана бытовым мусором. Ну нет у наших людей культуры отдыха на природе. Никак она у нас не приживается. Каждый год приходится вызывать мусоровоз и рабочих. Перед тем как уехать, все побережье было очищено. Только надолго ли…

На вопрос, есть ли практическая польза от проведения регаты, Бахтияр Албани уверенно ответил: «Конечно».

– Седьмой год мы организуем этот сплав под единым девизом: «Больше чистой воды под килем». Наша цель вызвать общественный резонанс по проблемам реки Или и озера Балхаш. После того как Китай увеличил на своей территории водозабор из Или и построил на ее берегу кожевенный завод, река оказалась в критическом положении. Это большая международная беда. Мы пытаемся пригласить представителей Китая на все свои мероприятия, которые касаются данной проблемы. Они игнорируют наши призывы. Только один раз приехала группа китайских ученых, но на все волнующие нас вопросы они отвечали, что это не их компетенция. Нас радует, что идея проведения регаты нашла отклик в сердцах людей, и каждый год на протяжении целого месяца Или и Балхаш находятся в центре внимания.

Или-Балхашская регата-2007 состоит из шести этапов и проводится в режиме эстафеты. Каждый экипаж может принять участие в одном или нескольких участках, посоревноваться в 35-километровой марафонской гонке и спринтерском заплыве на 8 км, где зачет будет вестись на время. Первый этап сплава уже позади. Заключительным отрезком общего пути станет парусная гонка вдоль Капшагайского водохранилища. Там же пройдет церемония награждения по итогам водных путешествий целого месяца.

Юлия Копцева
"Известия"

Комментарии

Комментировать могут только авторизованные пользователи, или зарегистрируйтесь

...или войдите через аккаунт соцсети