...или войдите через аккаунт соцсети

Зарегистрироваться Забыли?

Другие


13 октября 2009 (00:08)

Станислав Лапидус: «Уезжаю, не сжигая мостов»

Станислав Лапидус: «Уезжаю, не сжигая мостов» Самым громким событием прошедшей недели в казахстанском спорте вполне можно назвать новость о том, что главный тренер национальной команды Казахстана по пулевой стрельбе Станислав Михайлович Лапидус подал в отставку и уезжает работать в другую страну.

Один из самых опытных специалистов, чья команда на прошлых Азиатских играх в Дохе произвела фурор, завоевав 18 медалей, принял предложение Индии возглавить винтовочную сборную этой страны. Корреспондент нашей газеты побеседовал со Станиславом Михайловичем и выяснил истинные причины этого события.

— Станислав Михайлович, почему решили уехать?

— Забегая вперед, я хочу сразу сказать, что дверьми не хлопаю, мосты не сжигаю и грязь ни на кого не лью. Уезжаю спокойно. Но причины у моего отъезда конечно, есть. В последнее время планомерно сокращалось финансирование национальной команды Казахстана по пулевой стрельбе. И конца-краю этому не было видно. Я слышал Президента нашей страны, который сказал, что нужно быть готовым к жесткому режиму экономии до 4 квартала 2010 года. Последней каплей, переполнившей чашу терпения, стало решение о том, что традиционный турнир на Кубок Казахстана по пулевой стрельбе не будет финансироваться государством. В таких обстоятельствах очень трудно плодотворно работать, и я надеюсь, что своим поступком привлеку вниманию людей, от которых напрямую зависит развитие нашего вида спорта, к существующим проблемам.

— Но ведь сегодня ваша Федерация является одной из наиболее активных в стране, и сборная команда в этом году добилась больших успехов…
— Да. В самом деле, в уходящем сезоне наши спортсмены добились неплохих результатов, особенно если не забывать о существующих проблемах. Но в том-то и дело, что не команда, а отдельные спортсмены. Сегодня многие спрашивают, что меня собственно не устраивает? В этом году казахстанские стрелки приняли участие в четырех этапах Кубка мира, выступили на трех международных турнирах, юношеских Азиатских Играх, и ниоткуда наши спортсмены не возвращались без медалей. А на чемпионате мира по стрельбе по движущейся мишени представительница нашей страны выиграла золотую медаль. Но при всем этом нужно отметить следующий факт. На Азиатские Игры в будущем году, как и на чемпионат мира в составе нашей национальной команды должны будут поехать не менее 20 человек. Качественно подготовить такое количество спортсменов у меня нет никакой возможности. Сегодня мы можем отправлять на международные соревнования лишь по 2 — 3 человека. Раньше состав в сборной на таких турнирах входили по 10–15 человек. Уровень финансирования падает постоянно. То есть рассчитывать в таких условиях на успешное выступление на Азиаде и на чемпионате мира — почти утопия.

— Как формируется финансирование федерации пулевой стрельбы, и насколько оно сократилось?
— Надо сказать, что львиная доля финансирования нашей национальной команды — это деньги государственного бюджета, поступающие из Дирекции штатных национальных команд, вторая составляющая — деньги Федерации, то есть помощь людей заинтересованных в развитии этого вида спорта в нашей стране. И такие люди находятся в основном благодаря активности президента федерации И. Н. Тасмагамбетова. На сегодняшний день поступления из ДШНК сократились в разы. То есть, работать порой приходится на общественных началах. У нас 6 групп оружия, по три человека в каждой. Это 22 — 24 человека в составе национальной команды. В этом году 50 тысяч патронов приобретаются за счет государства, 200 тысяч за счет Федерации. Но и это всего лишь половина от наших потребностей.

— То есть уже сегодня можно говорить, что в будущем году у казахстанских стрелков начнутся проблемы с завоеванием наград на международных соревнованиях?
— Это зависит от очень большого количества различных фактов. Я все же надеюсь, что ситуация будет меняться в лучшую сторону. Но хочу сказать вот о чем — в борьбе за медали на Азиатских Играх в первую очередь нам придется столкнуться с китайцами, у которых нам нужно выцарапывать эти награды. Объективно, китайцы сегодня лучшие в мире. Половина всех золотых наград на прошлогодней Олимпиаде представители Поднебесной оставили себе. Ещё 2 награды высшего достоинства в Пекине выиграли стрелки из Кореи и Индии. Весь остальной мир завоевал там только 3 золота. То есть уровень Азиатских Игр мало чем уступит чемпионату мира. И от нас ждут на этих соревнованиях успешного выступления.

— Уровень финансирования в других азиатских странах также сокращается из-за кризиса?
— Не везде. Но такого плачевного положения дел, думаю, нет ни в одной стране, реально претендующей на медали. Во всей Азии очень много стран, которые соревновательный опыт своим спортсменам обеспечивают в гораздо большем объеме. В этих странах пулевая стрельба — доминантный вид спорта. В нашей стране специализированные тиры, в которых готовятся спортсмены, есть лишь в трех регионах: Алматы, Шымкенте и Павлодаре. И все. Нет ни одного специализированного спортивного стрельбища! В то время как у всех наших конкурентов этих тиров и стрельбищ не по одному. Вдумайтесь, в одной Баварии работают 2 500 тиров, включая простейшие, и стрельбищ. У нас же 250 спортсменов во всей стране. Мы же существуем и добиваемся результатов вопреки, а не благодаря. Во всем мире действует принцип, чем основание пирамиды шире, тем выше сама пирамида. В Казахстане в нашем виде спорта рассчитывать на ширину основания, на массовость, не приходится. Поэтому мы вынуждены работать более индивидуально, с каждым спортсменом, отслеживая его с первых шагов в спорте.

— Вы полностью прекращаете деятельность в Казахстане?
— Нет. В начале недели состоялось заседание исполкома Федерации, на котором сразу несколько человек выступили с предложением в мой адрес, о том, чтобы я не выходил из состава исполкома, и оставался генеральным секретарем Федерации, даже находясь зарубежом. При нынешних средствах коммуникаций это возможно.

— Когда к вам обратилась Индия?
— Впервые ко мне поступило предложение работать в этой стране задолго до пекинской Олимпиады. Тогда я согласился. Сначала я возглавлял национальную команду Индии, потом по персональному контракту работал личным тренером со спортсменом Абинавом Биндра, который в Пекине, первый раз в истории Индии, стал индивидуальным олимпийским чемпионом. В 2006 году я уехал на родину, но продолжал из Казахстана контролировать подготовку этого спортсмена. При этом уговоры со стороны индусов вернуться в их сборную продолжались, но было некорректно и даже бессовестно просто думать об отъезде из Казахстана, ведь я уже возглавил нашу сборную. Более того, если хотя бы одному казахстанскому стрелку светило добиться выхода на Олимпиаду в том упражнении, в котором выступает Абинав Биндра, я прекратил бы сотрудничество с индусом. Не хочу, чтобы мои слова звучали высокопарно, но я патриот своей страны.

— Как на ваше решение снова уехать в Индию отреагировало руководство спорткомитета нашей страны?
— После того, как я подал заявление об отставке, я встречался с руководством Спорткомитета и с министром туризма и спорта Темирханом Досмухамбетовым. На этой встрече я назвал все причины моего решения. Мне объяснили, что сейчас сложное время — кризис, секвестр бюджета, необходимость большего финансирования команд по зимним видам спорта перед Олимпийскими Играми 2010 года. Было видно нежелание меня отпускать. Меня очень удивила реакция наших руководителей — никто не стал бросать камни мне в спину. К моему решению отнеслись с пониманием и сказали, что двери для меня всегда открыты, если я соберусь вернуться на свою должность. Хотя внутренне я уже был готов к тому, что сожгу своим шагом все мосты к возвращению. Ведь беглецов не любят. Поэтому не скрою, я очень благодарен министру за его позицию и теплые слова. Кроме того, Темирхан Мынайдарович пообещал, что уже в следующем году ситуация в казахстанской пулевой стрельбе будет меняться к лучшему.

— Как можно прокомментировать финансовую сторону вопроса?

— Не буду лукавить, я не альтруист, и финансовая сторона дела сыграла определенную роль. Я буду зарабатывать в Индии кратно больше, чем зарабатывал в Казахстане. В общем то, по казахстанским меркам и здесь я получал неплохие деньги, но в Индии все абсолютно на другом уровне. Хотя моя зарплата и её величина повлияли на решение уехать в меньшей степени. Если бы меня интересовала только зарплата, я уехал бы гораздо раньше. Главным фактором для меня являются перспектива и возможность эффективной подготовки спортсменов. В Индии мне предлагают все, без ограничений. Полный карт-бланш. Я бы даже сказал — тот бюджет будет трудно освоить. Согласитесь, это предложение, от которого трудно отказаться.

— Вам поступали подобные предложения из других стран?

— Да. Меня приглашали из ряда арабских стран, но я отклонял все эти предложения, просто потому что работу эту видел абсолютно бесперспективной. В этих странах по ряду причин трудно было бы развивать пулевую стрельбу, даже несмотря на наличие инфраструктуры и достаточной материальной базы.

— Когда улетаете?
— 14-го октября. 9-го октября в присутствии председателя Спорткомитета я символически передам команду новому главному тренеру, которого он представит.

— Нынешний сезон можно считать завершившимся или остаются какие-то старты?

— Ещё будет в конце октября финал Кубка мира, а в декабре пройдет чемпионат Азии по стрельбе из пневматического оружия в Катаре. И здесь я хотел бы отметить, что, дав добро индусам на работу с их сборной, уже имея контракт, подписанный с индийской стороны, я поставил условие, что вместе со сборной Индии я должен тренировать на их базах и двух казахстанских спортсменов. Сначала это условие было принято в штыки и мне было отказано, ведь это нонсенс, когда Индия будет готовить своих конкурентов на свои деньги. Но я настоял, они подумали и согласились на то, чтобы я готовил там одного спортсмена, при условии, что это будет не Ольга Довгун. Думаю, это согласие им далось непросто. Ко мне в Индию будет приезжать тренироваться 19-летняя Александра Малиновская.

— Почему ваш выбор пал на нее?
— Это очень перспективная девушка. Она будет участвовать в финале Кубка мира, пройдя шестой по годовому мировому рейтингу в стрельбе из мелкокалиберной винтовки из трех положений. Была 4-й на этапе Кубка мира в Мюнхене. В прошлом году Саша стала многократной медалисткой студенческого чемпионата мира. Кроме того, что не менее важно, она свободна от семейных уз. Кстати министр отреагировал позитивно на это обстоятельство и пообещал, что Малиновская будет обеспечена всем необходимым, чтобы продолжать подготовку со мной ко всем важнейшим соревнованиям вплоть до Олимпиады в Лондоне. И если говорить объективно, для её успешной подготовки в Индии условия гораздо лучше, чем дома. Если ничего не помешает, то надеюсь, что, даже работая за рубежом, смогу принести реальную пользу своей стране.

— Оставляете ли вы преемника?
— Конечно, я предложил кандидатуру. Буквально сегодня мы провели общее собрание штатной команды, на котором присутствовали большинство наших тренеров и спортсменов. Мы провели тайное голосование, хотя эта процедура не требовалась, по большому счету было достаточно только рекомендации Федерации на этого кандидата, но для меня было важно, чтобы мое мнение совпадало с пожеланиями большинства. Из 32 человек 23 проголосовали за этого кандидата. Это Геннадий Романович Насонов. Старший тренер ЦСКА, в его багаже чемпионы Советского Союза победители этапов Кубка мира. Ныне действующий тир ЦСКА в свое время был построен практически на его энтузиазме. Главный тренер должен быть всегда объективен, честен с самим собой. Геннадий Романович такой человек.

— Долго ли продлится ваше отсутствие?
— Контракт предусматривает работу до Олимпиады 2012 года, но я остаюсь генеральным секретарем Федерации пулевой стрельбы Казахстана. Буду стараться, как можно активнее принимать участие в казахстанской работе. В принципе в моем контракте есть пункт, согласно которому я имею право в любой момент просто по собственному желанию прекратить работу со сборной Индии и вернуться в Казахстан. Для этого мне будет необходимо за месяц предупредить индусов, отработать этот месяц бесплатно и лишиться бонусов за текущий сезон. И я сделаю это в том случае, если увижу, что ситуация в казахстанской пулевой стрельбе действительно меняется к лучшему в значительной степени, если здесь качественно изменится инфраструктура.

— На какие результаты рассчитываете в работе в Индии?
— Одна — две медали в 5 видах программы на Олимпийских Играх в Лондоне. Думаю, этого результата добиться вполне реально. В Индии значительно шире скамейка запасных, чем у нас. Там 80 винтовочников выступают только в сборной страны по трем возрастным категориям. Перспективы у их команды хорошие. Я отберу из общего числа спортсменов примерно 10 — 12 стрелков и буду с ними работать вплоть до Лондона. В следующем году в Дели пройдут игры стран Британского Содружества. Эти соревнования проходят с помпой и имеет огромное значение для Индии. Его традиционно открывает английская Королева Великобритании. От меня ждут, что первые результаты будут уже на этих Играх.

— Что ждет национальную команду Казахстана в будущем сезоне и Лондоне?
— Я, конечно, надеюсь, на самое лучшее будущее казахстанской пулевой стрельбы. И если, начиная с сегодняшнего дня, условия для подготовки наших спортсменов начнут улучшаться, если все со всех сторон сложится удачно, думаю, казахстанцам тоже по силам взять в Лондоне 1 — 2 медали.

— Вы отдаете себе отчет в том, что с вашим отъездом ситуация в казахстанской пулевой стрельбе может ещё более ухудшиться?

— Сложно ответить. Конечно, если я увижу в ближайшее время, что мой отъезд действительно негативно повлиял на казахстанскую пулевую стрельбу, совесть меня грызть будет. Будет очень больно. Но я все же рассчитываю, что своим шагом привлеку внимание общественности и руководства Спорткомитета Казахстана к проблемам Федерации пулевой стрельбы. Поэтому я уезжаю, не сжигая мостов.
Автор: Евгений Гайдамакин prosportkz.kz

Комментарии

Комментировать могут только авторизованные пользователи, или зарегистрируйтесь

...или войдите через аккаунт соцсети