Сбылась мечта патриота. Казахстанская вело-команда «Астана» стала победителем самой престижной многодневки планеты «Тур де Франс», что называется, за явным преимуществом. Испанец Альберто Контадор за 85 с хвостиком преодоленных часов ни разу не дал усомниться в собственном превосходстве, а легендарный американец Лэнс Армстронг финишировал третьим в общем зачете.
Топовые велогонщики «Астаны» на этой «Большой петле» выглядели не представителями рода человеческого, а куда более выносливой и живучей биологической расы. До того спокойно и уверенно было шествие «астанчан», а все потуги конкурентов с люксембургскими паспортинами выглядели смехотворными. И даже перепалка двух медведей в казахстанской берлоге — Контадора и Армстронга — иногда смотрелась специально режиссированной, дабы показать, что и в этой команде собраны люди, с присущими им грешками и пороками.
В общем, все довольны, все аплодируют, казахстанский велоспорт — самый лучший в мире. Скажите, а лично вы рады этой победе? Вам нравится наблюдать, как иностранная махина, обряженная в цвета нашего флага, уверенно перемалывает соперника, а единственный казахстанец проехал гонку, оставшись фактически не замеченным? Вы получаете удовольствие только от факта победы или для вас все-таки важно не только, КАК она достается, но и то, КТО её добывает?
Все споры о необходимости вкладывать в «Астану» колоссальные финансовые средства (около 17–18 миллионов евро в год) обычно сводятся к банальной перепалке, где апологеты столичной
команды, чувствуя себя как рыба в воде, начинают оперировать фразами, более подходящими для политтехнологов. Это и «пиар молодой столице», и «небольшие траты по сравнению с рекламой государства на канале Euronews», и проведенные подсчеты, сколько зрителей смотрели «Тур де Франс» и сколько фильм «Борат» — и тому подобным атрибутам раскрутки и промоушена. Даже президент федерации Даниал Ахметов, отвечая в прошлом году на вопросы корреспондента «Мегаполиса», не удержался, заметив, что «бренд „Астаны“ давно „забил“ этого Сашу Коэна!»
«Астана» — имиджевый проект» в мире казахстанского спорта — стало понятием нарицательным, почти словарным. Оно расшифровывается просто: «Мы за ценой не постоим. Даже во время кризиса. Всё во имя победы!» И ведь, действительно, за последние два года этот велоклуб добился уникальных успехов. Выиграны все «Гранд туры», главнейший из них и вовсе сверхуверенно. Альберто Контадор на самом деле выдающийся гонщик, а менеджменту «Астаны» стоит поаплодировать — такой состав действительно оказался собранием звезд, любящих не только играть на велосипедном рояле, но и умеющим его таскать.
Эти вечные, почти вселенские споры об «Астане» и необходимости вкладывать в клуб большие средства имеют под собой самое простое объяснение: до сих пор между сторонниками и противниками нынешнего развития клуба нет точек соприкосновения. Первая категория людей путает чистый спорт с пропагандой, а вторая, не понимая этого, искренне недоумевает: «Как можно на своем горбу ковать славу иностранцам?»
Именно в демонстративном стремлении менеджеров «Астаны» строить клуб из всего самого лучшего и лежит корень всех бед. О том, что на последней Олимпиаде ни один из поехавших казахстанцев и близко не подобрался к подиуму, — сказано пересказано. И за прошедшее время ничего не изменилось! «Джиро д’Италия» проехал всего один казахстанец: Андрей Зейтц. Такое же количество наших гонщиков казахстанская команда делегировала и на «Тур де Франс» — Дмитрия Муравьева. А опытный Андрей Мизуров, уехавший из родного клуба в иранский, говорит в одном из интервью, что в «Астане» наши гонщики — самые забитые. И что быть казахстанцем в «Астане» не престижно.
Именно поэтому тем, кто спонсирует «Астану», добывает для нее средства, громогласно заявляет об её успехах, следует определиться: либо это целиком и полностью имиджевый проект, а гонщики — элитная часть агитбригады, или же это все-таки спортивный клуб. Если будет выбран первый вариант, то тогда не возникает никаких вопросов. В противном случае нужно не только строить велосипедный колосс, но и налаживать инфраструктуру. Вкладывать средства в ДЮСШ (годовой бюджет каждой 25–30 миллионов тенге), добиваться того, чтобы молодые казахстанские гонщики становились мастерами, не только работая на иностранного дядю, но и являясь уважаемыми людьми в своей команде. Тогда-то победы «Астаны», пусть даже с помощью легионеров, и не будут вызывать столь неоднозначное отношение.
Развитие «Астаны» в очередной раз доказывает: у нас снова перепутали спорт с политикой. И в то счастливое время, в которое велокоманда выигрывает «Гранд туры», большинство видов спорта в Казахстане мечтает о том финансовом минимуме, что должен быть. Уже давно позабыто, что, когда-то в Казахстане существовали прыжки в воду, практически вымирает спортивная гимнастика, тихо погибает водное поло, а о будущем хоккея с мячом остается только догадываться…
...или войдите через аккаунт соцсети