1 сентября 2006 (09:25)Стрельбе все возрасты покорны
Меткий выстрел для охотников - как заключительный аккорд после напряженного труда по отысканию, выслеживанию и добыче зверя или птицы.
Умение метко стрелять - это целое искусство
Известный казахстанский спортсмен-стендовик и профессиональный охотник Сергей Якшин уже давно с успехом его освоил.
Если не каждый охотник становится спортсменом-стендовиком, то представить себе стендовика не охотника мне лично сложно. Как правило, увлекаются стендовой стрельбой по двум причинам. Либо ребенок с детства принимал участие в охоте и ему захотелось стрелять чаще, чем раз в неделю, либо кто-то из родителей сам профессиональный спортсмен. Сергею повезло, его отец Александр Андреевич Якшин - кандидат в мастера спорта, один из тех, кто зарождал стендовую стрельбу в тогдашнем Целинограде в 1974-1976 годах, к тому же еще и профессиональный охотник. Он стал брать Сергея на охоту, когда тому не было еще и шести лет. Знакомил его с охотничьими традициями, учил правильно обращаться с оружием. Нет-нет давал пострелять из своего ружья по уткам и куликам.
Когда Сергею было 12 лет, Александр Андреевич после поездки на Олимпийские игры 1980 года в Москву, где он был одним из судей, подарил ему свое старое охотничье ружье, укоротив стволы и подогнав приклад. Для мальчишки началась новая жизнь и как для охотника, и как для спортсмена. Именно в это же время он стал заниматься стендовой стрельбой. Уже через четыре года, в 1984-м, Сергей выполнил норматив мастера спорта на чемпионате СССР среди взрослых, при этом параллельно стреляя за юниоров. Выигрывал первенства и Кубки СССР. В 1986 году стал мастером спорта международного класса. В 1985-м попал в юниорскую сборную СССР, потом перешел во взрослую.
В 1988 году установил мировой рекорд в соревнованиях среди юниоров: всего два промаха из 225 выстрелов, в 1987-м стал чемпионом Европы.
1990-е годы. Перестройка. Наступил момент, когда Сергей почувствовал необходимость изменений в своей жизни. На время отойдя от профессионального спорта, он поступил в сельскохозяйственный институт, отучился. В 1999 году вместе с отцом и другом основал компанию, занимающуюся как розничными, так и оптовыми продажами и являющуюся официальным дистрибьютором известных итальянских и турецких фирм - производителей оружия, а также российских производителей одежды и обуви. Но совсем бросить спорт для Сергея оказалось невозможным.
Бизнес и спорт - близнецы-братья
- В моей жизни спорт, охота и бизнес - взаимно дополняемые вещи, - говорит Сергей. - Не секрет, что спорт высших достижений требует больших материальных затрат, внимания со стороны государства. При Союзе государство спортсменов и кормило, и одевало, и квартиры выдавало, и вывозило на соревнования. Закончив же спортивную карьеру, стрелок также был обеспеченным человеком. В общем, тогда спортсмен, кроме улучшения своих результатов, ни о чем не думал. Сейчас прожить на зарплату ему очень тяжело. Потому дополнительную уверенность по жизни мне дает наш семейный бизнес. Справедливости ради добавлю, что последние года три ситуация в нашем спорте улучшилась, мы имеем возможность тренироваться и на соревнования выезжаем.
Стрельбе все возрасты покорны
- Теперь о стендовой стрельбе, - продолжает Сергей, - это особый вид спорта, увлекшись им однажды, трудно бросить насовсем. Да к тому же этот спорт, один из немногих, позволяет активно выступать на мировом уровне 25-30 лет кряду. Поэтому я без особого труда вернулся к нему после перерыва в пять лет. Последнему спортсмену, завоевавшему титул олимпийского чемпиона по стендовой стрельбе, итальянцу Бинелли было 45 лет. Мне сейчас только 38. То есть я еще дважды могу участвовать в Олимпийских играх и пытаться их выиграть. Бывает на соревнованиях и такое, что принимают участие деды, которым и по 60 лет! Да, результатов высоких они не показывают, но и стрельбу не бросают. Вообще я думаю, ко всему в жизни нужно подходить разумно, осторожно. Стендовая стрельба не исключение. Это как марафон, если равномерно распределишь свои силы, то будешь от занятий спортом получать удовольствие достаточно длительное время, не сумеешь - выдохнешься на полдистанции, сгоришь, как свеча.
Гусиная охота
Охота для меня, безусловно, является лучшим отдыхом, разрядкой, если хотите. Никогда не забуду свой первый серьезный трофей, добытый с первым ружьем ТОЗ-34, которое подарил мне отец. Это был гусь, которого я еле удерживал на вытянутой руке. Казалось, птица была больше меня. Дело, конечно, не только в весе. Гусь по сравнению с теми же утками очень умен. Даже опытные охотники часто остаются без добычи.
Именно на гусиной охоте проявляются слабые стороны стрелка: нетерпеливость, неумение подпустить птицу на нужное расстояние. Зрение у гуся намного лучше человеческого, он может увидеть блеск стекол очков или неосторожное движение и улететь. Многие не умеют маскироваться, правильно рыть окопы. Нюансов много. Так вот, у меня на счету не одна сотня добытых гусей. Когда в 17 лет я получил охотничий билет, мне с отцом довелось участвовать в продовольственной программе страны советов по отстрелу гуся (1988-1989 годы). Добывали и сдавали государству. Бывало, за три дня у нас набиралось порядка 300 гусей. Больших денег это не приносило, зато стрелять позволяло всласть. Да еще в таких местах, где в обычное время охота запрещена.
Что говорить, охота на птиц, в частности на гуся, мне нравится больше, чем охота на зверя. Причина простая: за один выезд здесь можно выпустить 50 патронов, тогда как чтобы добыть зверя, достаточно одного-двух выстрелов. Кроме того, в наших краях животных не так-то много (хотя ежегодно мы берем лицензии на косулю, отстреливаем рогачей), а с птицей проблем нет. Вся Акмолинская область находится на пути миграции гусей. Ездить на охоту куда-то далеко я не люблю. По мне так: выехал утром, добыл три-четыре гуся, а к обеду вернулся домой.
Порой до смешного доходит. Еду я, к примеру, в охотугодье, узнаю, где птица, и звоню домой отцу или друзьям, сообщаю свое местонахождение с помощью координат. Тогда только приезжают остальные охотники и по GPS меня находят. В общем, как говорится, время - деньги.
Ружье - верный спутник
Первое, подаренное отцом, - ТОЗ-34. Второе, ИЖ-2, я уже получил от спортивной организации, это ружье уровня кандидата в мастера спорта, третье - МЦ-108. В общем-то, за всю карьеру спортсмена у меня было немного ружей. Потому как я считаю: смена ружья надолго выбивает спортсмена из колеи. В стендовой стрельбе нужна стабильность. На протяжении последних семи лет стреляю из итальянского "Перацци" МХ-8 - это ружье стоит больше двух миллионов тенге.
Вот на охоте, в отличие от спорта, можно поэкспериментировать. Хотя, с другой стороны, никакое супернавороченное ружье не поможет попасть в цель, если вы не умеете стрелять. Каких-либо особо дальнобойных ружей не существует. Да они и не нужны охотнику, потому что дичь поражается в основном на расстоянии 30-40 м. К тому же с ружьем, обладающим сверхдальним боем, охотиться было бы просто невозможно, так как выстрел из него по обычной дистанции слишком сильно рвет дичь.
Семья
У меня прекрасная жена и трое детей - все девочки. Очень хотелось бы, чтобы хоть одна из них стала спортсменкой. Женская стрельба у нас не так развита, конкуренция небольшая, поэтому и пробиться будет легче. Но пока мои девчонки к оружию не проявляют никакого интереса, куклы их волнуют больше:
Наталья БОРОВАЯ, Акмолинская область "Экспресс-К"
...или войдите через аккаунт соцсети