Cегодня мучения вело-«Астаны» могут закончиться. Если за выходные менеджеры казахстанского клуба не сумели стать авторами современного экономического чуда, найдя в экстренном порядке 2 миллиона евро на погашение долга перед гонщиками, Международная федерация велоспорта отзовет у «Астаны» лицензию профессиональной команды. Эта малоприятная процедура приведет к развалу главного клуба в истории казахстанского спорта.
Даже если произойдет невероятное и Даниал Ахметов обнаружит Старика Хоттыбача, который потратит несколько волосков со своей бороды на решение всех проблем «Астаны», о причине кризиса в команде говорить будут ещё очень долго. В случае же закрытия клуба предстоит ещё услышать очень много слов об имиджевом ударе, понтах отечественного розлива и прочих справедливых негодованиях.
Об истоках финансового кризиса, затронувшего «Астану», пусть лучше говорят экономисты, а также представители тех компаний, что с конца прошлого года перестали вкладывать в клуб средства. Сейчас, в период то ли полураспада, то ли развала, нужно ловить уходящую натуру и вспоминать, как все это было.
Именно эти воспоминания, большей частью приятные для болельщиков команды, за которые они цепляются как утопающий за соломинку и позволяют сделать главный вывод о том, почему все произошло именно так.
В пылу звездной борьбы, оправданных вселенских амбиций как-то забылось, что началось все с нашумевшей операции «Пуэрто». Испанские полицейские после нескольких месяцев расследования заполучили факты применения допинга многочисленными спортсменами. Большая часть из них зарабатывала на хлеб с маслом крутя педали.
После того, как скандал достиг кульминации, от
команды «Либерти-Сегурос», пострадавшей не больше, чем другие, отказался титульный спонсор с немыслимой для наших широт формулировкой «в связи с потерей имиджа». Через несколько дней на её обломках и была создана «Астана-Вюрт».
В тот момент никто и не думал, что не зря существует народная мудрость о неспособности построить свое счастье на чужом горе. В то время в основном ходили слухи, за счет чего в кратчайшие сроки в Казахстане нашлись средства на формирование команды. На тот момент требовалась сумма, приблизительно равная 6 миллионам долларов, и её согласились выплатить шесть национальных компаний. Кто-то даже до сих пор считает, что было это сделано в добровольно-принудительном порядке, кивая на тогдашнего премьера Даниала Ахметова, для которого велоспорт — маленькая радостная жизнь.
С тех пор прошло почти три года, и круг замыкается. В жизни «Астаны» только в последний момент было больше приятных моментов, чем негатива. Альберто Контадор в составе клуба выиграл две крупнейшие гонки из трех — «Джиро д’ Италия» и «Вуэльту», а сама команда в прошлом году первенствовала сразу в 35 гонках.
Сейчас, когда подобные рассказы напоминают стенания о покойном, не лишним будет заметить, что в жизни этого достойного господина (о чьей кончине ещё официально не заявляли, и на чье выздоровление есть кой-какие шансы) были не совсем приятные моменты. Это и допинговый скандал-2007, потрясший больше не мировой спорт, а наше сознание, когда оказалось, что Александр Винокуров уличен в гемотрансфузии. Это и дальнейшее трусливое решение «Астаны» и Федерации велоспорта не цепляться любой ценой за Винокурова и Андрея Кашечкина, а оставить их один на один со своими проблемами.
В прошлом году, после очередного контадоровского триумфа, «Мегаполис» опубликовал свои несвоевременные мысли. Тогда, в разгар победных реляций, эти слова считали чем угодно (политическим заказом, отсутствием патриотизма и прочими негодяйскими атрибутами), а потому не лишним будет их повторить.
«В моменты пиршеств, здравиц и славословий все-таки хочется произнести крамольную фразу: учитывая, что слово „кризис“ волнует в Казахстане всех — от пионеров до пенсионеров, и что спонсоры из спорта стали убегать с пугающей регулярностью, не настанет ли время, когда это коснется команды „Астана“? И если таковое случится, с чем останется наш клуб? Гонщики будут крутить педали за другие коллективы, Брюнель отправится в другой — очень богатый клуб — где сполна отработает свою зарплату. А мы останемся у разбитого корыта. Как обычно».
«…За „Астаной“ не стоит ничего, кроме финансовых потоков, идущих из Казахстана на формирование команды. В ней нет места программе по воспитанию собственных Контадоров, Лейфаймеров и Винокуровых. В ней почти нет места собственным воспитанникам. А те, что есть, по уровню несопоставимы с иностранными звездами. И никаких намеков на то, что они таковыми станут, нет».
Не собираясь наряжаться в одежды пророка, остается лишь заметить: главная проблема нашего спорта (а это — отражение жизни в стране) — отсутствие системы. И самое симптоматичное в случае с «Астаной» то, как за три года, с деградацией экономики, эволюционировали болельщицкие ощущения. Если раньше они воспринимали сумасшедшие финансовые вложения как само собой разумеющееся, то сейчас задумываются: «А стоит ли вкладывать деньги в иностранцев?»
То, с чем столкнулась «Астане», рассказ из серии «Такова спортивная жизнь», которая на сей раз носит трагикомический характер. За те три года, когда клуб не касались проблемы, не было сделано ничего, чтобы создать какую-то основу, заложить фундамент и базу.
И почему-то не верится, что ситуация в казахстанском спорте изменится. Не будет «Астаны» — так появился «Локомотив»! Исчезнет этот футбольный клуб, и возникнет другой, не менее амбициозный проект с умопомрачительным финансированием. Который через несколько славных лет будет находиться на грани выживания.
...или войдите через аккаунт соцсети