Эстонская версия сайта Sputniknews.ru расскажет о допинговом скандале в лыжном спорте с участием казахстанцы Алексея Полторанина.
«Среди лыжников полыхает грандиозный допинговый скандал — горячие новости долетают даже до людей, максимально далеких от спорта.
Завершившийся на прошлой неделе в австрийском Зеефельде лыжный чемпионат мира мог бы запомниться безграничным доминированием норвежских лыжников (10 золотых медалей из 12 возможных), но внезапно получил главный сюжет из криминальной истории с участием австрийской полиции и пяти спортсменов, арестованных за использование кровяного допинга.
Лыжников поймали в доме, замаскированном под парикмахерскую, прямо возле отеля, в котором жили команды. Там спортсменам подпольно переливали их собственную кровь, собранную заблаговременно. Старый метод для улучшения выносливости, больше тридцати лет назад запрещенный в спорте, является нарушением антидопинговых правил — а в Австрии это еще и уголовное преступление. Поэтому полиция, аресты, допросы, расследование — антидопинговый рейд планировали заранее.
Среди задержанных оказались два эстонских гонщика — 29-летний Карел Таммъярв и 24-летний Андреас Веэрпалу. Посредственные по меркам лыжной элиты спортсмены уровня второй мировой полусотни, но беспрекословно лучшие в стране — регулярные чемпионы Эстонии, участники Олимпийских игр, часть большой лыжной команды Team Haanja, которую тренировал знаменитый Мати Алавер.
Оба сразу сознались в применении допинга, через несколько дней к ним присоединился третий эстонец Алго Кярп, и все щедро делились подробностями: допинг использовали осознанно на протяжении нескольких лет, кровь забирали за полгода до переливания, с контактами врача помог тот самый тренер Алавер, работавший с эстонскими (и не только) лыжниками.
Алавер, пожалуй, вообще самая важная и в чем-то даже трагическая фигура в этой истории. Заслуженный 65-летний специалист, который вырастил легенд эстонских лыж Андруса Веэрпалу (дважды олимпийский чемпион и чемпион мира, отец попавшегося Андреаса), Яака Маэ (две личные олимпийских медали), а в 2011-м Алавер едва не согласился на предложение Елены Вяльбе возглавить сборную России.
Теперь он главный злодей лыжного мира. Человек, который сконструировал допинговый позор в эстонском спорте, заодно загубив карьеру самому титулованному ученику — Алексею Полторанину из Казахстана. И, конечно, самому себе.
«Подтверждаю, что дал Карелу Таммъярву контакты немецкого спортивного врача Марка Шмидта в 2016 году. Это самая большая ошибка в моей жизни, и я искренне раскаиваюсь. Приношу извинения спортсменам, их близким, любителям лыжного спорта и спортивной общественности. Моему поступку нет оправдания», — это мужественная исповедь Алавера, на которую до него не решался, пожалуй, ни один тренер в мире.
Но после признания в «допинг-сутенерстве» Алавер угодил в жуткую опалу, а в Эстонии началась решительная зачистка допингового поля:
— Президент Эстонии Керсти Кальюлайд своим указом лишила тренера государственных наград — ордена Красного креста IV степени (вручен в 2001 году за победу Веэрпалу на чемпионате мира) и ордена Белой звезды III степени (вручен в 2006 году за победу Веэрпалу на Олимпиаде). Такое происходит только в случае недостойного поведения их обладателей;
— Эстонский лыжный союз обратился в Госпрокуратуру с просьбой проверить, являются ли действия Алавера уголовным преступлением по статье 195 Пенитенциарного кодекса — склонение к использованию допинга. Максимальное наказание по такой статье — 3 года тюрьмы;
— Олимпийский комитет Эстонии отозвал тренерскую лицензию у Алавера (а заодно и у Веэрпалу-старшего), вывел его из Исполкома, лишил членства, а еще предложил Министерству юстиции и прокуратуре ужесточить ответственность за применение допинга до уголовной. Сейчас она наступает только за склонение к использованию допинга;
— Эстонское антидопинговое агентство получит дополнительные гранты для профилактики и контроля нарушений.
Жесткая и мгновенная реакция — тот случай, когда по-другому просто нельзя.
Не уходить в тотальное отрицание, не выгораживать заслуженных тренеров и топ-спортсменов, не искать безумных оправданий после поимки с поличным, не прятать голову в песок — пожалуй, самая верная государственная позиция после мощного удара по спортивной репутации. От которого — теперь это очевидно — не застрахована ни одна страна. Даже самая нетерпимая к допингу.
«Произошедшее в России не только влияет на российских спортсменов, но и бросает тень на все антидопинговое сообщество. Потребуется немало времени и усилий различных сторон, пока доверие к антидопинговой деятельности полностью восстановится», — это архивные слова Элины Кивинукк, члена правления Эстонского антидопингового агентства, призывавшего отстранить российских спортсменов от Игр-2018 в Пхёнчхане.
Спустя два года выяснилось, что эстонские лыжники долго обманывали антидопинговую систему (по рассказам Таммъярва, для отрицательного допинг-теста ему достаточно было выпивать стакан соленой воды после гонки), а в длинной цепочке к подпольному допинг-притону участвовали десятки спортсменов, тренеров, врачей.
Теперь Эстония проверяет на себе — легко ли восстановить доверие к спортсменам, которых можно считать лжецами только за компанию с теми, кто попался», — пишет СМИ.
...или войдите через аккаунт соцсети