...или войдите через аккаунт соцсети

Зарегистрироваться Забыли?

Другие


22 августа 2009 (10:30)

Трамплин в будущее

Трамплин в будущее Менее полугода осталось дол начала зимних Олимпийских игр в Ванкувере. О том, как к ним готовятся казахстанские «летающие лыжники», о перспективах этого вида спорта в нашей стране мы беседуем с вице-президентом Федерации прыжков на лыжах с трамплина Андреем Вервейкиным.

Ошибки и выводы


— Андрей Юрьевич, судя по результатам наших спортсменов, минувший сезон получился для них не самым удачным…
— Да, в целом их результаты оказались похуже, чем в предыдущем сезоне. Хотя, скажем, на главном турнире — чемпионате мира в Либереце (Чехия) — план в личных соревнованиях был выполнен. Там стояла следующая задача-максимум — кто-то из ребят должен пробиться в число двадцати сильнейших, а план-прогноз предусматривал, чтобы хотя бы один пробился в первую тридцатку. И Николай Карпенко стал 26-м. Если бы погодные условия во время его прыжка были более благоприятными, он мог бы подняться и повыше. Получилось так, что спортсмены, занявшие места с 19-го по 26-го, показали примерно одинаковые результаты по метражу, но ветер помешал Николаю выполнить прыжок качественно, и он получил низкие баллы. А вот что касается зимних этапов Кубка мира, то там ребята могли бы выступить и получше.

— И какие выводы были сделаны?
— Весной, проанализировав итоги сезона, мы решили пораньше отправить команду в Европу, чтобы ребята набрали достаточно большое количество прыжков перед летними соревнованиями. Они работали в спокойной обстановке на хороших трамплинах. Были в Оберстдорфе (Германия), затем в Австрии, после чего снова переехали в Германию, а сейчас участвуют в летних этапах «Гран-при». Если эта схема подготовки сработает, то попробуем сделать то же самое осенью, чтобы создать хорошую «базу», а перед Олимпиадой немного снизим объемы, чтобы ребятам не «приелись» прыжки. Может, в январе даже вернем их домой, чтобы психологически «разгрузить». То есть, ошибки, допущенные в прошлом сезоне, учтены, и в нынешнем постараемся их избежать.

— Какие задачи ставятся перед командой на Олимпийские игры?
— Основная — попасть в число 20 лучших в одной из двух дисциплин личных соревнований. В первую тридцатку наши ребята входили уже неоднократно — и на мировых первенствах, и на этапах Кубка мира, поэтому надо ставить перед собой более высокие задачи. Что касается командных соревнований, то надо бороться за место в первой десятке. Для этого нужно, чтобы в сборной, помимо трех нынешних лидеров — Николая Карпенко, Радика Жапарова и Алексея Королева, появился ещё хотя бы один, который бы выступал примерно на их уровне. «Обкатываем» Анатолия Карпенко — младшего брата Николая, также есть молодой прыгун Евгений Левкин. Не сбрасываем со счетов и Ивана Караулова с Асаном Тохтахуновым. Если кто-то из этой четверки приблизится к трем лидерам, то, думаю, командой мы тоже сможем бороться, причем бороться успешно. Возможно, нынешний сезон выявит ещё какие-то моменты, над которыми надо будет работать, и в следующем году мы планируем уже с 10 мая начать подготовку к Азиатским играм уже на нашем алматинском комплексе трамплинов — строители вроде бы обещают сдать к тому времени его основные объекты. Мы вообще хотим, чтобы все следующее лето ребята готовились именно на этих трамплинах. Ну, может, два-три наших лидера поедут на этапы «Гран-при». Но потом они вернутся сюда и продолжат подготовку к Азиаде здесь. Зачем это нужно? А затем, чтобы трамплины стали для них «своими», родными, и тогда будет реально бороться с японцами за «золото» Игр.

Зимний вид спорта или летний?


— По телевизору приходилось видеть покрытие для летних прыжков с трамплина. Оно зеленого цвета и как бы повторяет природный ландшафт. Но из чего оно состоит?
— Там специальный состав — полипропилен, различные добавки. Это так называемая пластиковая щетка, очень пластичная (не ломается). Если полить её водой, то скользишь как по снегу. А разгоняются спортсмены перед прыжком по керамической лыжне — её тоже поливают водой, и они раскатываются как по льду. Кстати, летом даже безопаснее прыгать, чем зимой, поскольку обеспечивается идеальное скольжение. Кроме того, в это время года спортсмены меньше зависят от погодных условий. Поэтому не только наша, но и все сборные делают основной акцент на летнюю подготовку. Хорошо, что руководство Комитета по спорту прекрасно все понимает — нам даже не понадобилось ничего доказывать, чтобы команде выделили необходимые средства.

— А на строящемся алматинском комплексе трамплинов летнее покрытие предусмотрено?
— Оно обязательно будет. Сейчас мы убеждаем тех, кто занимается объектами Азиады, чтобы они закупили именно финское оборудование. Дело, что в том, что работающий в Финляндии завод, который выпускает эти пластиковые щетки, имеет 125-летнюю историю и обеспечивает своей продукцией практически все современные трамплины. Установив на алматинском комплексе такое оборудование, мы получим возможность в течение многих лет осуществлять здесь подготовку прыгунов высокого класса.

— В зимние месяцы проблем со снегом не возникнет?
— Там предусматривается установка системы создания искусственного снега. Ведь этот комплекс проектировался с таким расчетом, чтобы на нем можно было организовывать самые крупные международные соревнования, в том числе олимпийские, — как вы знаете, Алматы может быть выдвинут в качестве кандидата на проведение зимней Олимпиады. А значит, объект должен соответствовать самым современным требованиям. И, кстати, FIS внимательно следит за ходом строительства комплекса. Международная федерация заинтересована в проведении на нем этапов Кубка мира, её представители побывали здесь и заявили, что планируют в будущем включить его в маршрут азиатского турне, которое «закольцует» Японию, Южную Корею и Казахстан.

Конфликт исчерпан?


— Вернемся к нашей команде. Жапаров, который ещё недавно добивался наилучших результатов среди казахстанских «летающих лыжников», прошлый сезон фактически потерял. Известно, что из-за конфликта с главным тренером Дионисом Водневым он оказался вне сборной. Кто был больше виноват в случившемся — Жапаров или Воднев?
— Раз спортсмен нарушает режим, то, конечно, в первую очередь виноват именно он, а уже потом идут нюансы — кто и что сказал, кто пошел на принцип и т. д. Атлет такого класса, как Жапаров, должен понимать, что от того, как он относится к работе, к дисциплине, зависят его результаты. Если что-то в этом плане идет не так, то он рубит сук, на котором сидит. Так в общем-то и получилось. Кстати, со стороны Радика подобное имело место и раньше, но, учитывая его талант и то, что он был лидером команды, ему многое сходило с рук. Однако в прошлом году главный тренер сборной решил настоять на своем и наказать его. После этого Жапаров попробовал тренироваться индивидуально, но из этого мало что вышло — его результаты заметно ухудшились. Этого и следовало ожидать, поскольку спортсмен, занимаясь самостоятельно, не получит того, что дает подготовка в составе команды. Теперь, я думаю, он все осознал. Сейчас Радик снова тренируется в сборной, и, как сообщает главный тренер, нареканий к нему нет.

— Жапарова и Карпенко любители спорта знают уже довольно давно, а вот Королев знаком им не так хорошо…
— Он самый молодой среди трех наших лидеров, ему 22 года, у него большой потенциал. Алексей с каждым годом понемногу прогрессирует, а самое главное — у него есть желание и есть та серьезность, которой порой не хватает тому же Радику Жапарову. Он очень ответственно относится к себе, к режиму. В общем, дисциплинированный (это, наверное, связано и с тем, что он армеец, контрактник) и целеустремленный спортсмен. С ним мы связываем надежды и в том плане, что в будущем он сможет потянуть за собой молодежь, как это делает сейчас Николай Карпенко. Вот этих двоих спортсменов не надо подгонять — наоборот, их иногда приходится даже сдерживать. После Азиатских игр 2011 года Николай, возможно, закончит спортивную карьеру, а затем он планирует перейти на тренерскую работу. И я думаю, что именно Королев может заменить его в команде, стать примером для молодых прыгунов, которые будут готовиться уже к зимней Олимпиаде в Сочи.

— В прыжках с трамплина отбор на Олимпиаду уже закончился или ещё продолжается?
— Лицензии на Олимпиаду будут разыгрываться до января 2010 года на этапах Кубка мира, континентального Кубка — в соответствии с градацией разработанной FIS (Международная федерация лыжных видов спорта — Ж.Б.). Но у нас лицензий в общем-то достаточно — в минувшем сезоне семеро казахстанских прыгунов заработали допуск на Олимпиаду. Всех их я уже назвал. Теперь их этой семерки уже мы сами должны отобрать четверых, которые поедут в Ванкувер. Возможно (если удастся заручиться согласием спортивного руководства), будет и пятый, запасной, — на случай травмы или болезни кого-то из ведущих прыгунов. Этот внутренний отбор планируется уже ближе к Олимпиаде — скажем, по итогам «Турне четырех трамплинов». Пока же все семь человек являются кандидатами на участие в Олимпийских играх.

Можно обойтись без «легионеров»


— Действительно ли в вашем виде спорта выплачиваются хорошие призовые, и могут ли элитные прыгуны, такие, как Моргенштерн, Амман, жить на них?

— Те, кого вы назвали, наверное, могут. На разных этапах Кубка мира выплачиваются различные суммы, потому что спонсоры разные, — где-то чуть больше, где-то чуть меньше. Но за сезон сильнейшие прыгуны могут заработать свыше 100 тысяч долларов — это хорошие деньги. Понятно, для того, чтобы получать такие призовые, надо занимать очень высокие места. И руководство FIS, конечно, сделало большое дело. Во-первых, оно поддержало ведущих прыгунов и дало другим серьезный стимул для повышения спортивного мастерства, а во-вторых, это обеспечило нашему виду спорта большую популярность в Европе.

— А как обеспечены в финансовом плане лучшие казахстанские прыгуны?
— Трое наших лидеров находятся на контрактах с Комитетом по спорту, по которым получают примерно по 500 долларов в месяц. Плюс зарплата, питание, другое обеспечение. Этого достаточно, чтобы нормально жить, питаться. Правда, есть проблема с жильем. Когда у нас существовала база ЦСКА, те же Карпенко, Жапаров жили там, а сейчас приходится снимать квартиры. Но если они выиграют Азиатские игры, то, думаю, им помогут с жильем. Говоря другими словами, у них есть стимул.

— Если говорить о раскладе сил в Азии, то японцы — лидеры, мы — вторые, за нами — корейцы. А в Китае прыгуны с трамплина есть?
— Да, они выступают на этапах континентального Кубка — это как бы вторая лига. В Китае прошла Всемирная зимняя Универсиада, там построены два трамплина — средний и большой. То есть база есть. И на Азиатские игры в Алматы китайские прыгуны обязательно приедут. Но, конечно, основные наши соперники — это японцы, они лидеры на нашем континенте. Тем не менее, я думаю, мы можем с ними бороться, а «домашние стены» нам в этом должны помочь. Кстати, в Японии насчитывается 25 прыжковых баз, на которых готовятся как «чистые» прыгуны, так и двоеборцы — а этот вид лыжного спорта в Японии, как вы знаете, является чуть ли не национальным. Для сравнения: на всем пространстве СНГ в ближайшие годы будут только две современные базы — у нас и в Сочи, где к зимней Олимпиаде 2014 года тоже строится подобный объект.

— В ряде видов спорта, в том числе зимних, решили пригласить тренеров и спортсменов из дальнего зарубежья. В прыжках с трамплина такой необходимости нет?
— Мы же приглашали три года назад немецкого специалиста, чтобы он передал какой-то современный опыт нашим молодым тренерам. Но получилось, что, проработав с командой почти целый сезон, он ничего за собой не оставил. Да и, откровенно говоря, наши тренеры вряд ли могли чему-то у него научиться,-то, что он пытался объяснить, мы давно прошли в институте физкультуры. И, похоже, у него была единственная цель — подольше «посидеть» на хорошем контракте. Мало того, он «натаскивал» на наших ребятах молодого немецкого специалиста. Это нас, понятное дело, не устраивало, и потому мы настояли на смене главного тренера. Тем более что контрактные деньги там были большие, а тогда, три года назад, у нас возникли проблемы с финансированием команды, поскольку основные государственные средства были направлены на подготовку сборных Казахстана по летним видам спорта к пекинской Олимпиаде. К тому же у нас самих очень хорошие традиции в прыжках с трамплина — в советские годы алматинская школа считалась одной из сильнейших Союза. И сейчас из тех тренеров восемь по-прежнему в строю, хотя уже и в возрасте. Наша задача — создать такие условия, чтобы они могли максимально полно передать свой опыт молодым специалистам. Мы очень надеемся, что ветераны нашего тренерского цеха успеют поработать на новых трамплинах, поделиться своими знаниями с молодыми наставниками. И тогда, подготовив смену, получив в свое распоряжение современную базу, мы вполне сможем сами, не приглашая никого со стороны, готовить прыгунов высокого класса.
Автор: Женис Байхожа camonitor.com

Комментарии

Комментировать могут только авторизованные пользователи, или зарегистрируйтесь

...или войдите через аккаунт соцсети