8 февраля 2007 (07:48)У малой ракетки немало своих прелестей
О теннисе и о себе «ЛИТЕР-Неделе» рассказывает первый номер казахстанского рейтинга, лидер сборной республики актюбинец Руслан Тургамбаев.
О них мало пишут. И говорят немного. Мастера настольного тенниса не привыкли выставлять себя на показ, играть на публику, эротично вздыхать и охать, принимая мяч, как это делают их коллеги из тенниса большого. Да что говорить, многие из нас даже за спорт настольный теннис не очень-то считают. Мол, скачи себе на месте да маши легонькой ракеткой. Красота! Между тем играть в настольный теннис профессионально – огромный труд. Здесь, как и в любом другом виде спорта, есть свои подводные течения и камни, свои законодатели мод и олимпийские мечты и медали. О теннисе и о себе «ЛИТЕР-Неделе» рассказывает первый номер казахстанского рейтинга, лидер сборной республики актюбинец Руслан Тургамбаев.
ЛИТЕР-Неделя: Руслан, ты играешь в теннис много лет. С чего началось это увлечение?
Р.Т.: Когда мне было семь лет, моя семья переехала из одной квартиры в Актюбинске в другую. Так вот там, в подвале нашего нового дома, был небольшой зал настольного тенниса. В секции занимались ребята, и несколько раз я ходил на их игру посмотреть. После двух-трех таких посещений-просмотров мне тоже предложили приступить к тренировкам. С тех пор моя жизнь крутится вокруг столов, ракеток и мячей. В общей сложности в теннис я играю 12 лет. Правда, в моей спортивной карьере был шестилетний перерыв, связанный с учебой.
ЛИТЕР-Неделя: Что привлекло тебя, маленького мальчишку, в настольном теннисе? Другими словами, почему не традиционные бокс или футбол?
Р.Т.: Больше всего мне понравился момент неожиданности. Мне интересно предугадывать полет мяча, мне нравятся скорость игры и азарт, который меня при этом охватывает.
ЛИТЕР-Неделя: Как относились к часам, проводимым тобой в спортзале, родители?
Р.Т.: Положительно! Всячески поддерживали меня. Отец даже несколько раз ездил со мной на турниры в качестве тренера, поддерживал меня морально. Сам он играет в теннис как любитель, на уровне третьего разряда, но этот вид спорта обожает. Мама и брат до сих пор рядом со мной, точнее, на расстоянии телефонного звонка. Это очень приятно.
ЛИТЕР-Неделя: Когда пришли первые успехи?
Р.Т.: В 1995 году я в первый раз попал на чемпионат мира среди юниоров, который проходил в Японии. Там вошел в группу 32 сильнейших, что было неплохим результатом. После этого был перерыв, спад и спад большой. Это было связано с переездом моего тренера, который работал со мной в Актюбинске. Когда я остался без наставника, появилось такое ощущение, словно земля ушла из-под ног, я словно потерялся в жизни и спорте. Решил взяться за учебу, поступил в институт физкультуры в своем городе. После окончания учебы желание играть в теннис все-таки взяло верх. Я вернулся в спорт.
ЛИТЕР-Неделя: Большую часть года ты живешь в Алматы. Причем, можно сказать, живешь в зале настольного тенниса.
Р.Т.: Да, рядом с залом, через стенку, есть комнатка, где я и обитаю. Иногда один, иногда еще с кем-нибудь из спортсменов. Это мой второй дом. В Алматы живу и тренируюсь уже три года.
ЛИТЕР-Неделя: Легко ли ты принял решение уехать из родного города?
Р.Т.: Я просто знал, что это нужно для меня. Тренироваться в Алматы мне предложило руководство Федерации настольного тенниса Казахстана. Тренеры увидели меня на вторых по значимости республиканских соревнованиях и сделали мне предложение, от которого я не смог отказаться. (Смеется.)
ЛИТЕР-Неделя: Мне кажется, чтобы мастерски владеть ракеткой и предвидеть ход событий в теннисе, нужны математический ум и умение логически мыслить. Согласишься?
Р.Т.: Наверное, нет. Я больше предрасположен к гуманитарным наукам, таким как история, география. К точным дисциплинам особой склонности не имею. Хотя вот недавно получил второе высшее образование. Заочно учился на экономиста.
ЛИТЕР-Неделя: По специальности не работал?
Р.Т.: Пока, нет. Может, в будущем придется. А может, стану тренером. Буду в Актюбинской области поднимать настольный теннис. У нас очень много одаренных детей, спортсмены жаждут высоких результатов, у них есть стимул, есть мотивация, но пока нет общего хорошего результата. Хочу, чтобы перспективных теннисистов в Актюбинске было как можно больше.
ЛИТЕР-Неделя: Руслан, сколько нужно тренироваться, чтобы достичь определенных успехов в настольном теннисе?
Р.Т.: Однозначно сложно сказать. Каждый человек индивидуален, неповторим. Для одного восьми часов в день будет мало. Для другого и четыре часа – перегрузка. Я работаю по четыре часа ежедневно. В день две тренировки – утренняя и вечерняя. При таком графике времени на себя остается очень мало.
ЛИТЕР-Неделя: И все-таки, если появляется пара часов, на что их тратишь?
Р.Т.: С друзьями хожу в кино. Летом выезжаем на пикники в горы. Вечерами люблю играть в бильярд.
ЛИТЕР-Неделя: Наверное, неплохо получается? В теннисе и бильярде есть что-нибудь общее?
Р.Т.: Наверное, круглый шар. (Смеется.) А еще умение построить какую-то комбинацию, придать шару или мячу определенное вращение. Хотя в бильярд я играю больше для себя, учусь пока.
ЛИТЕР-Неделя: Правила во многих видах спорта меняются с завидным постоянством. Что нового в настольном теннисе?
Р.Т.: Действительно, правила меняются каждые три-четыре года. Бывает даже, что спортсмен, находясь на вершине международного рейтинга, не может выступать, потому что не успевает вовремя перестроиться. Последние тенденции – все большее увеличение скоростных качеств спортсменов и усложнение подачи.
ЛИТЕР-Неделя: Раньше спортсменам было позволено во время подачи закрывать мяч корпусом, чтобы не дать сопернику предугадать траекторию мяча. Сейчас на это тоже наложено табу?
Р.Т.: Да. Раньше подающий мог придать вращение мячу, скрыв это от глаз соперника и судей. Сейчас это запретили, главным образом, для зрелищности тенниса, чтобы розыгрыш был длиннее, а значит, интереснее.
ЛИТЕР-Неделя: С тобой происходили какие-нибудь конфузы во время игры?
Р.Т.: Этот случай произошел давно. Сейчас вспоминаю его, и мне становится смешно, а тогда было не до смеха. Однажды на турнире я играл парную встречу. Мой напарник подавал мяч и случайно задел ракеткой мою голову. Пришлось даже обращаться к врачу… Но встречу мы все-таки выиграли!
ЛИТЕР-Неделя: А сам никому такие оплеухи не давал?
Р.Т.: Нет, я никого не травмировал. Стараюсь играть аккуратно. (Смеется.)
ЛИТЕР-Неделя: Говорят, ты учишься ездить на машине. Как успехи?
Р.Т.: Машину вожу, но пока слабо. Своего автомобиля нет, поэтому пользуюсь машинами друга и брата. Главная сложность – парковка.
ЛИТЕР-Неделя: У теннисистов хорошая реакция. Наверное, несмотря на то, что за рулем недавно, ездишь быстро?
Р.Т.: Ну да, теннисистам ездить медленно неинтересно. Но все-таки при этом нужно соблюдать Правила дорожного движения.
ЛИТЕР-Неделя: Какие задачи ставишь перед собой в спорте на этот год?
Р.Т.: Хочу попасть на Олимпийские игры в Пекине. Отборочный турнир будет проходить в этом году. Думаю, у Казахстана есть реальные шансы. У нас есть несколько человек, которые смогут побороться за лицензию, тем более что конкуренция в нашем Центрально-Азиатском регионе не такая высокая. За путевку будут бороться страны Средней Азии и Иран.
Беседовала Тамара КОННОВА, фото Сергея Ходанова, Алматы
"Литер"
...или войдите через аккаунт соцсети