Продолжается зимняя экспедиция на вершину Макалу (8485 м) в Гималаях. В этом международном проекте от Казахстана принимает участие Денис Урубко.
История зимних попыток восхождения на пик Макалу продолжается почти тридцать лет. За это время было предпринято до десятка штурмов, но все закончились неудачей. При том, что остальные вершины выше восьми тысяч метров, расположенные в Непале и Тибете, были взяты с первых же попыток. Эверест, Лхоцзе, Канченджанга и другие покорялись альпинистам, но Макалу оставался неприступен. Несмотря на то что атаками на него в период зимних муссонов занимались известнейшие альпинисты мира — Месснер, Казаротто, Курнис, Велицкий, Лафайль и другие.
Название «Макалу» обозначает — Черный Гигант. Он действительно высоко вершинами красивой темной пирамидой. Вообще, первыми на вершину в 1955 году вступили французы, и с тех пор этот маршрут по Северо-Западному склону стал классическим. Большинство альпинистов предпочитают подниматься здесь. Но надо сказать, что любое зимнее восхождение отличается от обычного. При неистовых встречаются на границе Непала и Тибета, подъем на вершину предстает в новом аспекте — словно на неизведанную гору, никем ещё не покоренную.
Для меня вызов этой вершины стал ясен в начале 2008 года. Четверо альпинистов ЦСКА Казахстана, в числе которых был и я, пытались штурмовать Макалу. Наша команда в жестких условиях смогла пробиться до высоты 7500 метров, где была остановлена ураганным ветром. Первый в связке, Сергей Самойлов, был отброшен очередным порывом на несколько метров и жестко ударился. При таком буйстве ветров риск превышал допустимую отметку, и мы, ошалелые, помороженные, отправились обратно. Стало ясно, что помимо хорошей подготовки нужна большая доля везения и терпения. Чтобы поймать «окно» в дикой круговерти зимних гималайских ветров…
Гора притягивала меня. И весной 2008 года я поднялся на её острый, словно лезвие, вершинный гребень. И расправил плечи надо всем миром. Казалось бы, дело сделано… Однако бойцовская часть моей души была полна сомнений… Молодежь получила опыт, но сам себе я ничего не доказал. Потому что подъем по простому маршруту пятидесятилетней давности в простых условиях для меня не был достойной задачей.
И вот зимой 2009 года я снова оказался у подножия Черного Гиганта. В этот раз в компании с итальянским альпинистом Симоне Моро. Сдружившись за последние десять лет, мы не раз рисковали жизнью и помогали друг другу на сложных гималайских маршрутах. Принципиальное видение альпинизма у нас одинаковое — всегда это должно быть что-то новое, что до сих пор никому не удавалось. Это должно быть шагом в неведомое — что раздвигает границы человеческих возможностей. Встретив Новый год в Катманду, мы отправились в горы.
Конечно же, ни одна современная экспедиция не обходится без помощи местных жителей. В первую очередь это вызвано стремлением правительства Непала обеспечить своих людей работой. Поэтому до базового лагеря на высоте 5650 метров мы добирались с караваном носильщиков из окрестных деревень. И помогать нам остались несколько непальцев: повар, его помощник и работник по лагерю «принеси-подай». Мы же с Симоне, не дожидаясь окончательных согласований и воспользовавшись сравнительно хорошей погодой, отправились на склоны горы на акклиматизацию.
За несколько дней, отыскав проход в системе ледопадов, нам удалось набрать приличную высоту. К тому времени облака, едва заметно мерцавшие над горизонтом, превратились в зловещую тень, ветер усилился до урагана средней силы. 23 января, оставив часть вещей на отметке 7000 метров, мы спустились в базу. Для того, чтобы быть уверенными, что снаряжение не «улетит» в Тибет, нам пришлось закопать его в снег. И надеяться, что обнаружим его по возвращении.
Что помогает в таких экспедициях? Конечно же, связь с домом. Очень важно получать весточки от друзей и родных, знать, что ты не забыт всем миром на этой проклятой высоте, среди оледенелых ущелий. Спасибо всем, кто не теряет нас из виду.
26 января, вычислив нужный день, непальские ребята провели священную церемонию «Пуджа», связанную с началом работы экспедиции. Чтобы получить на маршруте покровительство богов и дабы Гора не гневалась на людей, нарушающих гармонию мира, повар Тзакат прочел полагающиеся молитвы и с буддистским спокойствием напоил всех ракши. Эта местная алкогольная настойка вкупе с молитвенными флажками, развевающимися над нашей каменистой площадкой, должны были настроить силы природы в нашу пользу. И останется только самое малое — выжить в этой свистопляске зимнего муссона с температурой — 40 градусов и достичь вершины.
Привет всем на Родине! 27 января 2009 года.
Автор: Денис Урубко Источник: «PROСПОРТ» Казахстан
...или войдите через аккаунт соцсети