30 ноября 2006 (07:23)Удар как у Ван Дамма
В Бенедорме (Испания) прошел второй Кубок мира по таэквондо версии ITF. В соревнованиях, собравших больше тысячи спортсменов из 49 стран мира, достойно показали себя казахстанцы.
В спарринге первое место среди юниоров занял Артем Зорин, на третьем — Виталий Морозов. Среди ветеранов (от 35 до 44 лет) второго места добился президент Казахстанской ассоциации таэквондо ITF Парвиз Мамедов. О развитии этого вида спорта в нашей стране с ним побеседовал корреспондент «Казахстанской правды».
— Наши клубы расположены в Караганде, Алматы, Сарыагаше, Шымкенте. По всему Казахстану занимаются, как минимум, 800 учеников. Еще в советское время, в конце 80-х годов, на чемпионате СССР мы впервые узнали про таэквондо, когда встретились с корейскими спортсменами. «Привезли» его в Казахстан, стали заниматься сами. Я учился у известного тренера Серика Макенова. Приезжали к нам и корейские мастера, делились опытом. Затем мы получили официальную лицензию из рук нынешнего президента Международной ассоциации таэквондо ITF Квана Трю Трана. Одновременно я сам сдал экзамен на четвертый дан по этому единоборству. В то же время Казахстанская ассоциация таэквондо ITF получила свидетельство о регистрации в Минюсте республики.
— Таэквондо — искусство молодое, родилось чуть больше пятидесяти лет назад. В чем его сильные стороны по сравнению с другими единоборствами?
— Из всех единоборств я считаю его самым интеллектуальным и скоростным. Это искусство обороны во многом основано на традициях древней корейской борьбы таэкен, есть в нем и элементы каратэ. В 1955 году все они были систематизированы и расширены генерал-майором Чой Хонг Хи, оставившим ученикам 15 томов наставлений. Так что таэквондо является одновременно как древним боевым искусством, так и относительно новой, современной системой защиты. Стоит сказать, что таэквондо также использует многие приемы дзюдоистов. Сам я 13 лет занимался дзюдо, получил звание мастера спорта. Вероятно, поэтому и потянулся к этому новому единоборству. В нем меньше тратится сил, а эффективность — просто огромная.
— Мощь таэквондо огромна. А вы работаете с молодежью, ведете тренировки в средних школах, не получится ли так, что столь грозное оружие попадет в руки преступников, хулиганов?
— Основатель единоборства понимал таэквондо прежде всего как искусство достижения справедливости и самосовершенствования. Мы этого принципа неуклонно придерживаемся. Все строится на воспитании. С тренировок никого не выгоняем, но получается так, что те, кому суждена «кривая дорожка», быстро уходят сами. Духовная составляющая единоборства учит быть справедливым, следить за своим здоровьем, уважать старших, поддерживать товарищей. К тому же мы наблюдаем за жизнью своих учеников и в спортзале, и после него, обязательно держим связь с родителями и со школой. Просто так форму федерации никто не носит. К примеру, в карагандинских школах мы устраиваем специальный праздник посвящения в таэквондисты. Он подобен посвящению в рыцари. Ученики принимают присягу и надевают первые свои пояса — белые. Пока случаев, когда наши воспитанники использовали силу в неблаговидных целях, не было. Как бы высокопарно это ни звучало, но философия справедливости, здорового образа жизни на самом деле отпугивает сомнительных личностей. Идет отбор, обычно тот, кто выдержал год тренировок, продолжает заниматься и дальше, становится спортсменом. Это не означает, что таэквондо поглощает человека полностью. Наоборот, занятия единоборством служат мощным источником развития. Дети подтягиваются в учебе, у нас занимаются только хорошисты. Так что родители школьников довольны. В то же время не могу сказать, что у нас занимается только молодежь. Таэквондо все возрасты покорны. Недавно на чемпионате мира выступил наш ученик — 56-летний мужчина и показал неплохие результаты. У нас много тренируется людей среднего и старшего возраста.
— Вероятно, прежде всего требуется хорошая общефизическая подготовка, чтобы приступить к тренировкам?
— Главное все же — умственная деятельность. С нее и начинается обучение. Мы помогаем ученикам формировать пространственное воображение и восприятие окружающего мира. В мозгу наших спортсменов должен заработать механизм, чем-то напоминающий компьютерную графику. Это позволит борцу в кратчайшие сроки оценить ситуацию и успеть на нее отреагировать. Ученики штудируют специальные термины, записывают их в тетради, затем мы принимаем специальные экзамены по теории, в том числе и по моральным вопросам. У нас нет «качков», с виду они самые обыкновенные ребята, но они умеют концентрировать внутреннюю силу. В результате тренировок тело таэквондиста приобретает особую осанку и рельеф. А большое число повторных упражнений и небольшие преодолеваемые препятствия развивают так называемую змеиную тонкую мускулатуру. Такие мышцы располагаются ближе к кровеносным сосудам и позволяют достичь большей выносливости и работоспособности.
— И сколько же нужно учиться, чтобы достичь мастерства?
— Разделяют десять ученических степеней, называемых гыпами и нумеруемых от низших к высшим в порядке убывания: десятый гып — белый пояс, первый гып — красный пояс с черными полосками. В зависимости от интенсивности тренировок первый — черный — пояс можно получить от одного года (если тренироваться четыре часа шесть раз в неделю) до пяти лет, если тренироваться три раза по полтора часа. Черные пояса подразделяются на даны. Обладатели с первого по третий дан могут считаться «помощниками учителя» (бо-са бом). Обладатели с четвертого по шестой считаются учителями (са бом), а обладатели седьмого-восьмого дана — мастерами (са хюн ним). Обладатель девятого дана считается великим мастером — са сон ним. Чтобы получить девятый дан, нужно иметь научные труды, книги по теории таэквондо. Владеют им только несколько человек в мире. Многие наши мастера — доктора философии и педагогики. Международная федерация ITF выпускает специальный журнал по теории и практике боевого искусства, где мы обязаны публиковаться. Таким образом, чтобы получить звание учителя (четвертый дан и выше) требуется, как минимум, семь лет, время достаточное, чтобы отличить профессионала от любителя.
— Каковы дальнейшие планы федерации?
— Буквально на днях наши спортсмены отправляются в Москву на четвертый международный турнир «Московский вызов». На него собираются обычно около тысячи спортсменов, в основном из стран СНГ. Для нас это хорошая «обкатка» перед дальнейшими соревнованиями. В новом году готовимся выступить на Кубке Европы и чемпионате мира в Канаде. А вообще наша цель — чтобы чемпионат мира прошел именно в Казахстане. По расчетам федерации, на него уже согласны приехать спортсмены из полусотни стран. На своем опыте мы убедились, что Казахстан в мире хорошо знают и относятся к нему с большим уважением, в том числе и таэквондисты. Для престижа нашей страны, популяризации спорта и здорового образа жизни проведение такого мероприятия будет очень важным.
Игорь Прохоров
"Казахстанская правда"
...или войдите через аккаунт соцсети