В настоящие дни вся страна занята предпраздничными хлопотами в преддверие самого теплого и душевного праздника — Нового года. А у спортсменов команды по ралли-рейдам Astana Motorsports свой предстоящий праздник — долгожданный «Дакар». 14 дней по пыльным пустыням, буеракам, горным серпантинам и извилистым дорогам наши гонщики будут отстаивать цвета флага Казахстана. Защищать честь страны и национального спортивного бренда «Астана» на «Дакаре» команда будет уже в шестой раз.
В перерывах между тренировками и активной подготовкой к самому престижному и опасному ралли-марафону планеты лидер команды Astana Motorsports, бронзовый призер «Дакара 2012» Артур Ардавичус согласился ответить журналисту нашей редакции на несколько вопросов. Предлагаем вашему вниманию материал, где Артур Ардавичус подводит итоги уходящего сезона и делится планами на будущее.
— Известно, что год сложился успешно для команды Astana Motorsports.
Не могли бы Вы рассказать историю, как вы (команда) шли к победе
на Кубке мира?
— Действительно, год сложился очень успешно для нас благодаря заранее
выстроенной тактике и стратегии. Мы понимали, что должны привезти
результат в Президентский профессиональный спортивный клуб «Астана».
Поэтому сложили все наши карты воедино и поняли наши возможности. Было
очевидно, что мы выложимся в этом году на все сто. Могу также отметить,
что это самый успешный год для нас в течение последних 7 лет. Мы стали
Чемпионами мира, и что самое приятное — в командном зачете мы также были
первыми. Так что у нас два Кубка в этом году. Конечно, сложно будет
повторить этот успех, но мы будем стараться. Надеюсь, что следующий год
будет еще лучше, чем этот.
— Кто первым поздравил Вас с победой?
— Первым нас поздравил наш руководитель Калетаев Дархан Аманович.
Он дал нам высокую оценку и наградил сразу же памятной грамотой от ППСК.
Приятно было принимать поздравления от человека, который ожидал от нас
высокого результата.
— Получают ли гонщики какие-то денежные призы за свои победы в Кубке мира?
— Конечно, в Клубе предусмотрены награды за высокие результаты в спорте.
По итогам года будет большое собрание, где будет принято решение, кого
как награждать. Самая большая награда для нас — иметь на руках Кубок,
который не измеришь никакими деньгами. Это самое ценное признание —
результат огромной работы и отдачи.
— Какие гонки запомнились наиболее всего? Почему?
— Очень сложно запомнить какой-то один из этапов. Именно в этом году
Кубок мира состоял из 10 этапов. И, получается, каждые несколько недель,
бывает, каждые две-три недели — следующий этап. Все этапы по-своему
сложные и непохожие друг на друга. Сезон короткий, событий много. Для
нас это больше единый процесс, единый путь к победе.
— Какие гонки были наиболее сложными в этом году?
— Гонка в Марокко, где Дениса постоянно подводила электроника
автомобиля. Не могли выйти на скоростной режим, особенно в дюнах, песках
и горах. Там, где нужна была мощность, мотор работал только на трех
цилиндрах, и продолжать гонку было невозможно. А эту гонку именно
я не ехал как его ассистанс, не мог его прикрыть и притащить большой
машиной в бивуак. Ему, конечно, было нелегко на трассе, каждый день
нужно было что-то предпринимать, чтобы делать финиш и не пропустить
конкурентов вперед себя. А мы, естественно, переживали, видя все это
со стороны. Самое плохое, что видишь, как трудно твоему партнеру,
а помочь ничем не можешь. И, конечно же, мы потрепали себе нервов именно
в этом этапе. Но все хорошо, что хорошо кончается. Мы сделали это,
стали победителями!
— Расскажите об автомобиле Дениса Березовского? Его технические характеристики и конкурентоспособность?
— Автомобиль Nissan Patrol 2015 года, модель Y062. Это последнее
поколение Nissan Patrol. Очень популярный автомобиль, особенно, в Африке
и Персидском заливе. Большой, тяжелый, мощный. На ралли мы его
приспосабливаем, т.к. нашли в нем интересные моменты, которые могут быть
конкурентоспособными с аналогичными автомобилями в категории
«продакшн». Это амологированные модели Ford Raptor, Toyota Land Cruiser
200, 120 и др. Это не самый тяжелый и не самый мощный автомобиль
в линейке «продакшн». Но, тем не менее, мы знаем, как им управлять. Его
317 лошадиных сил выдаются после рестриктера, конечно, с уменьшением.
Но этого достаточно, чтобы пилотировать на больших скоростях и в рейде
давать результат. Полностью независимая подвеска, и мы смогли выключить
всю электронику, которая стабилизирует автомобиль и вмешивается в его
движение при заносах и больших уклонах. Скажу, что авто еще не до конца
доработан. Мы его на руках пронесли, можно сказать. Есть еще над чем
работать. И если следующий год мы будем ехать, то будем принимать
решение — ехать на этом автомобиле или какую-то другую версию
разрабатывать. Это очень сложный автомобиль для ралли и нужно знать, как
с ним обращаться. Кроме того, та технологическая карта, которая
выстраивается под него, она еще собрана только лишь на 80%.
— Полгода назад Вы пообещали ППСК «Астана» привезти в Казахстан
Кубок мира. Свое обещание Вы сдержали. Что послужило толчком или
мотивацией — дать подобное обещание?
— Свои обещания нужно сдерживать. Мы выросли с хорошей и правильной
стратегией, с пониманием дела. Мы понимали, что придется «попотеть»,
но у нас были все возможности, чтобы достичь ту высокую планку, которую
мы себе задали. Конечно, кроме этого ощущалась поддержка и вера
со стороны и самого Клуба, и наших болельщиков. А когда в тебя верят
и поддерживают — ты на многое способен.
— Вы сами оказывали техническую и моральную поддержку Денису
Березовскому. Как лично для себя Вы оцениваете гоночный сезон 2015?
— На тех этапах, где шел грузовой зачет, я стартовал после Дениса и вез
ему какой-то комплект запчастей. И конечно, всегда мог оказать ему
помощь на случай, если у него произойдут какие-то технические проблемы
и его нужно будет поставить на колеса. Если нужно — даже дотащить
до лагеря. Это была наша стратегия и хорошо, что у нас в зачете есть
и грузовой, и легковой экипажи. Я как, такой тяжеловес, уже шел сзади
по следам и готов был всегда прийти на помощь. Так случалось
на нескольких этапах. Но это и есть наша тактика. Но несмотря на это
даже в грузовом зачете в каких-то гонках, например, в Египте Денис
приезжал первым в Т2, а я в Т4. Т.е. наш темп очень большой.
И та тактика, которой мы придерживались, она очень интересная
и правильная.
— Какие планы на предстоящий сезон?
— Наши планы на следующий сезон зависят от наших возможностей. По итогам
«Дакара 2016» будет приниматься решением о нашем выходе на этапы Кубка
мира следующего года и на «Дакар 2017». Также это будет зависеть,
в т.ч., и от экономической ситуации, которая сейчас сложилась
в Казахстане. Но я думаю, что мы останемся в проекте. За это огромное
спасибо менеджерам ППСК, которые наш проект не закрывают и считают, что
мы конкурентны и очень интересны для продвижения бренда.
— Какие планы на Дакар? Состав команды? Программа-максимум и программа-минимум для «Астаны» на Дакаре?
— В этом году от Astana Motorsports из Президентского профессионального
спортивного клуба «Астана» едет один грузовой экипаж на автомобиле
Tatra. Состав: пилот Артур Ардавичус (пилот, бронзовый призер «Дакара
2012»), штурман Игнат Фальков (победитель Кубка мира по ралли-рейдам
2015 в категории Т2 — продакшн), механик Филип Скробанек. Пока наши
планы такие. Мы уже дважды выиграли Кубок мира. Были в бронзовых
призерах Дакара. А теперь хотим пройти несколько этапов Кубка мира
и сконцентрироваться на Дакаре. Все таки, должны привезти первое место
с Дакара — это будет большим результатом.
— Грузовик, его тех. характеристики? В чем усовершенствовали/доработали грузовик к этому Дакару?
— На этом «Дакаре» мы едем на том же самом грузовике Tatra Jamal,
на котором мы ехали в прошлом году. Его изменения — новые настройки
в характеристиках ходовой части. Тот же двигатель — немножко его
«накрутили». На тестах он показал больше тысячи лошадиных сил.
И конечно, это не совсем хорошо, потому что огромная мощность ломает
в нагрузках приводы, коробку передач, раздаточную коробку. Поэтому
пришлось понизить на 8% мощность двигателя, и вот в этих нагрузках
на испытаниях поняли, что именно это его оптимальная мощность для того,
чтобы не разрушать трансмиссию. Платформа та же — стандартная платформа
Tatra — TatraJamal с компоновкой и носатой кабиной. Кабина получила
новую систему подресоривания. Сейчас мы получаем не такие компрессионные
удары. Подвеска на задней оси получила так называемые бамп-стопы,
которые удерживают нагрузки при больших скоростях. Амортизаторы фирмы
Donerre. Они тоже были перенастроили. То, что мы выстроили в Египте
и тестировали в Испании, вполне устраивает нас, для того, чтобы ехать
«Дакар». Я считаю, что мы нашли оптимальные характеристики по ходовым
качествам. И разобрались с двигателем. В целом, автомобиль не получил
особых изменений, только мы разобрались в настройках и максимально
приблизили их к нашим требованиям.
— Расскажите о маршруте Дакара в этом году? Видите ли для себя уже какие-то сложности?
— Маршрут «Дакара» в этом году — это Аргентина и Боливия. В Перу маршрут
не будет заходить по своим причинам — это связано с природными
явлениями. Поэтому маршрут организовали в Аргентине и Боливии.
Мы те места уже хорошо знаем, они нами изучены. Но сказать, что будет
сложным, а что нет — покажет «Дакар». Как всегда, он готовит сюрпризы
для участников. Мы не знаем, какой будет трек, только вечером, перед
стартом, мы узнаем наш маршрут на следующее утро. Просмотреть его
невозможно заранее, и все участники находятся в одинаковых условиях.
Выделить что-то одно — правильнее будет сказать, что все этапы будут
сложными.
— Как проходит подготовка к предстоящему Дакару? Какие тренировки уже прошли, какие впереди?
— Подготовка к «Дакару» длилась целый год. За это время мы прошли
несколько тренировочных сборов в разных частях мира. Также физическая
подготовка — обязательно. Было несколько технических тестов
с автомобилем. Если считать те этапы Кубка мира, которые мы прошли, все
это складывается в одну единую часть, которая называется подготовкой
к «Дакару». Команда готова, автомобили уже прибыли в Буэнос-Айрес,
группа механиков вылетела их получать. Мы же вылетаем через несколько
дней, поэтому сейчас уже никаких тренировок и тестов. Согласно нашему
регламенту мы сейчас не катаемся на лыжах, не подвергаем себя никаким
экстремальным занятиям и только бережем себя для того, чтобы не подвести
команду и прибыть на старт в полном здравии.
— Как-то Вы говорили, что Вы теряете до трех кг за один гоночный
день на Дакаре. Чем еще можете охарактеризовать Дакар? Какой он — Дакар
изнутри?
— Всех людей пугает слово «Дакар». «Дакар» — это огромный праздник. Это
соревнования всего мира. Люди со всех частей планеты готовятся именно
на эту гонку. Это автомобильная Олимпиада, где испытываются все
технологии. Все страны, которые участвуют в этой гонке, готовятся к ней
технически, наверстывают какие-то решения технически. Это самое большое
испытание. Это центр не только для машин, для людей тоже.
Пилот в грузовике может в день сбрасывать до 6 кг, но естественно, за ночь он половину восполняет. Это огромный стресс для организма, не только для экипажей, также и для тех, кто принимает участие в гонке — менеджеры, механики, журналисты. Это огромная работа, которая включает в себя не только концентрацию сил физически, но и нервы, и голова и т.д. Т.е. все 100% подготовки и отдачи — ради двух недель выступления. В гонке важно не сойти, закончить ее до конца. Победил «Дакар» тот, кто доехал до финиша. Это самое главное. Раньше «Дакар» — это было приключение, а позже он уже перерос в гонку технологий. Наши журналисты подробно это знают и рассказывают, выпускают даже фильмы.
— Кого считаете своими главными конкурентами на Дакаре?
— Сложно называть кого-то конкурентами, потому что конкуренты все,
в технологиях и командах. Там, где едет целая группа автомобилей под
одним флагом, под одним брендом и на одних и тех же автомобилях. Это
команда MAN. Самые сильные команды — это De Roy и Камаз. В этом году
очень много выходит, действительно, профессиональных команд
из Голландии, Франции, которые едут группами, прикрывают друг друга
и выверяют какую-то командную тактику. Мы это видим, но нас ничего
не пугает. Мы знаем свои технические возможности. И пока конкурировать
с топовыми командами — это очень сложно, но мы будем делать это. «Дакар»
покажет. Наша задача быть на финише «Дакара» и не в самом хвосте.
Результат придет. Мы на него посмотрим позже, а сейчас загадывать еще
рано.
— В этом году только один грузовик «Астаны» представлен на Дакаре.
Тяжелее ли будет ехать гонку в одиночку, не ощущая поддержки со стороны
других экипажей «Астаны» во время гонки?
— Да, в этом году будет только один грузовик от «Астаны». Конечно,
хочется, чтобы наши ребята — Айдын, Бауыржан, Денис — в разных зачетах
проехали эту гонку. Но будет из Казахстана еще один экипаж — это Андрей
Чередников, который будет ехать в категории «Суперпродакшн» (Т1) на Ford
Raptor. Как два казахстанских экипажа — мы будем рядом. Какой-то
поддержки ощущать нам неоткуда. Но мы будем бороться и показывать все,
что мы знаем и можем. Мы уже смело можем называться профессионалами,
поэтому рассчитывать на себя — это то, что мы знаем и то, что мы умеем.
— Каждый раз Вы задаете высокую планку и настраиваетесь только на победу — в любой гонке. Насколько сложно стать и быть лучшим?
— Мы всегда задаем себе самую высокую планку в любой гонке и стремимся
ее достичь. Наша цель — это победа. Если этого не делать, то зачем тогда
выезжать? Будем стараться до последнего и делать все, что мы можем.
А говорить, что мы лучшие — нет. Мы такие как все. Просто делаем свое
дело как можем.
— Кто в этом году будет организовывать вечер казахской кухни на Дакаре в день отдыха?
— Мы хотим сохранить наши традиции и обязательно в день отдыха
на бивуаке сделать традиционный вечер казахской кухни, где мы будем
рассказывать о нашей кухне, о нашей культуре, приглашать команды. И нам
поможет в этом году Казахский культурный центр в Аргентине.
Мы с удовольствием пришлем фрагменты об этом не большом, но очень
интересном, уже сложившемся традиционном празднике на «Дакаре».
— Что можете пожелать нашим читателям в предстоящем году?
— Читателям я желаю побольше интересоваться автоспортом, быть ближе
к нам. Присоединяйтесь в наши ряды. Если сможете, приезжайте в Аргентину
и поболейте за нас. В Новом году от нашей команды желаю хорошего,
крепкого здоровья, веселья и не унывать, держаться.
...или войдите через аккаунт соцсети