25 января 2007 (13:56)Уж лучше бы молчали
В январе в средствах массовой информации Федерация бокса Казахстана и главный тренер сборной страны предприняли попытки оправдаться за самое неудачное выступление наших боксеров в истории Азиатских игр. Эффект, правда, получился обратный. После такого «пиара» поневоле возникнут опасения, что дальше в нашем боксе с нынешними рулевыми будет еще хуже.
Высказывания функционеров из Республиканской федерации бокса и главного тренера команды Дамира Буданбекова вызвали целый букет неприятных чувств – от недоумения до уныния. Действительно, как тут не опасаться за будущее самого ударного казахстанского вида спорта – бокса – когда читаешь такое.
Что должно случиться, чтобы не застать федерацию врасплох?
Напомним, что в ноябре прошлого года Казахстан лишился своего представителя в руковод-стве Международной федерации любительского бокса (АИБА). В отставку был отправлен ее президент – пакистанец Анвар Чаудри. С ним ушел казахстанец Бекет Махмутов, который с 1998 года занимал пост одного из вице-президентов. Именно он в прямом смысле оберегал наших ребят на самых престижных соревнованиях и порой просто фантастически успешно, зачастую в одиночку отстаивал интересы казахстанского бокса.
Представители Казахстанской федерации бокса на полном серьезе пытаются всех убедить, что не ожидали отставки Анвара Чаудри и поэтому Казахстан остался без представительства в руководстве АИБА. Господа, вы это серьезно?!
Грустно было читать о том, что наших функционеров застало врасплох то, что Анвар Чаудри сдаст свои позиции. Почему наша федерация была уверена, что 84-летний больной и немощный Чаудри сохранит президентское кресло? И ведь дело не только в его возрасте. Любительский бокс стал одним из самых скандальных видов спорта в мире. Коррупция, многочисленные скандалы с судейством и возмущающие весь мир итоги самых престижных соревнований – все это прежде всего связывалось с политикой и методами руководства Анвара Чаудри. Даже Международный олимпийский комитет пригрозил АИБА санкциями, если руководители мирового бокса не прекратят свои художества.
Неужели действительно в такой ситуации наша Федерация бокса не могла ожидать, что Чаудри будет свергнут? Сколько должно быть Анвару Чаудри лет – 90, 100 или 120, чтобы сама мысль о его отставке не застала наших бравых функционеров врасплох?!
К тому же и сам Бекет Махмутов давно, как минимум года четыре назад, уже говорил о намерении уйти. Он отошел от руководства Республиканской федерации, реже стал появляться на встречах функционерской элиты мирового бокса. Все знали о тех громадных, порой даже фантастических усилиях, которые требовались ему, чтобы оградить наших боксеров от произвола. А Махмутов тянул лямку более десятка лет.
Поэтому желание Бекета Махмутова уйти было вполне понятным. А вот бездеятельность нашей федерации вызывает недоумение. Почему за прошедшие годы замена Махмутову так и не была подготовлена?
Сейчас мы видим попытки списать последние неудачи казахстанских боксеров на судейский произвол. Господа, а что вы сделали, чтобы этого произвола не было? Что было предпринято для сохранения влияния Казахстана в Международной федерации бокса?
Почему проигрывают чемпионы?
На Азиатских играх в Катаре в декабре 2006 года в активе казахстанских боксеров была всего одна золотая медаль, завоеванная в весе до 69 килограммов Бахытом Сарсекбаевым. Никогда в истории Азиад у нас в боксе не было так мало золота.
Неприятно и то, что на вторых-третьих ролях оказались на континентальных соревнования наши звезды, добивавшиеся прежде признания на мировой арене. Лучший боксер Олимпиады-2004 Бахтияр Артаев в Катаре стал вторым в категории до 75 кг. Чемпионы мира разных лет Серик Сапиев (64 кг) и Галиб Джафаров (57 кг) довольствовались бронзой. Серебряный призер чемпионата мира и Олимпийских игр, победитель Азиады-1998 тяжеловес Мухтархан Дильдабеков вторые Азиатские игры в финале проигрывает узбекистанцу Рустаму Саидову. Причем в Катаре бой был остановлен во втором раунде. Комментарии излишни.
Чемпион мира 2005 года Ердос Джанабергенов (81 кг) и бронзовый призер чемпионата мира 2005 года Марат Сарсембаев (51 кг) на азиатском ринге в Катаре вообще остались без наград.
Одно перечисление титулов ведущих бойцов страны говорит о том, что звезды в казахстанском боксе есть. Беспокойство и недоумение вызывает другое: почему все они за последний год сдали свои позиции. Ведь даже главный тренер сборной со страниц газет заявляет, что если кто-то может обижаться на судей, то только Сапиев. То есть наставник признает, что остальные наши звезды проиграли по делу, они были слабее своих соперников. Причем эти соперники отнюдь не звезды первой величины.
Налицо явный спад. Это тоже характеризует не в лучшем свете не только главного тренера сборной и его штаб, но и руководство Федерации бокса в целом. По крайней мере сейчас большое сомнение вызывает дееспособность нынешнего руководства федерации не только поднять свой вид спорта на новую высоту, а просто не растерять былую славу.
Так чем же занимаются наши функционеры?
Наверное, даже самые рьяные пессимисты не могли предполагать, как за последний год самый ударный казахстанский вид спорта сдаст свои позиции.
На чемпионате мира 2005 года казахстанцы завоевали пять медалей – две золотые и три бронзовые. Среди азиатских стран мы были лучшими.
Обратите внимание на слова главного тренера сборной страны Дамира Буданбекова – на Азиатских играх он планировал своей команде шесть медалей. Почему, явно превзойдя своих соперников на мировой арене, в поединках на континентальном ринге мы ставим примерно одинаковый план? Трудно такие действия оценить иначе, как попытку добиться результата старым багажом.
К чему привели такие методы работы, очень убедительно показывают результаты Азиатских игр в Катаре. По количеству золота нас обошли Узбекистан, Китай и Филиппины. С тайцами у нас по одной золотой медали. Но в командном зачете они выше, благодаря большему числу добытых серебряных наград.
Если в 2005 году мы среди стран Азии в боксе были лучшими, то уже спустя всего 12 месяцев на Играх в Катаре наши боксеры в командном зачете – только на пятом месте. На фоне нашего спада мы видим прогресс монголов, у которых всего на одного финалиста меньше, чем у нас. Пять медалистов, включая одного чемпиона, было в Катаре у Ирана. На высшую ступень пьедестала почета поднялся представитель Таджикистана. Перестали быть единичным явлением призовые места боксеров Индии и Сирии.
Пока мы топчемся на месте, другие прогрессируют. Причем столь тревожную картину мы видим на азиатском уровне. А что тогда говорить о мировом ринге?! И в такой ситуации Казахстанская федерация бокса заявляет, что ею сделано почти все, что было возможно. После этих слов поневоле приходит мысль о том, что может наша Федерация бокса, оказывается, совсем немногое.
Игорь Федоренко "Sport.Gazeta.kz"
...или войдите через аккаунт соцсети