...или войдите через аккаунт соцсети

Зарегистрироваться Забыли?

Волейбол


23 июля 2007 (07:56)

«Уровень чемпионата заставляет тренироваться вполсилы»

«Уровень чемпионата заставляет тренироваться вполсилы» Бывший гендиректор футбольного «Кайрата», менеджер женской волейбольной сборной и клуба «Рахат» Ермек Сырлыбаев об опасности деградации, потерянном генофонде и профессионализме.

Первая партия

– Еще в прошлом году волейбол считался самым успешным из игровых видов спорта в Казахстане, но в декабре, после неудач мужской и женской сборной на чемпионате мира и Азиатских играх, в одночасье потерял этот статус. С чем это связано?

– Во многом с большими ожиданиями, которые не смогли оправдать. Ведь на первенстве мира в Японии участвовало только десять стран, которые были представлены двумя командами, в том числе и Казахстаном. Но в итоге обе сборные не вышли из группы, хотя у женской команды шансы были неплохие, и несколько матчей она выдала просто замечательных. А в проигранных встречах сборным США и Голландии наши девушки вполне могли победить, но не хватило банального опыта и психологической уверенности…

– Если сравнивать мужскую и женскую национальную команду: какая сильнее?

– Женская. Сейчас на нее сделана основная ставка, и в мировом рейтинге наша сборная идет 16-19-й. Нас всерьез воспринимают как реальных претендентов на участие в Олимпийских играх в Пекине, в то время как попадание мужчин на Игры – вопрос практически неразрешимый. Чтобы это произошло, нам требуется чудо. Срочно.

– На Азию, не считая Китая, выделено всего две олимпийские квоты, а это значит, что на первенстве континента женская сборная должна выйти в финал. По силам ли это?

– Думаю, да. Но поймите, сейчас волейбол в Азии, как и многие другие виды спорта, не стоит на месте. Подтягиваются команды Бахрейна, Катара, Арабских Эмиратов за счет легионеров. Там постоянно ведется селекционная работа, ну а сборная Северной Кореи, как показал клубный чемпионат Азии, – это вообще бомба замедленного действия. И потому нам тоже нельзя сидеть сложа руки, тем более, что в Казахстане нет игроков, которые могли бы усилить сборную. Нужно искать волейболисток на стороне, а наши затраты на волейбол несопоставимы с теми, что выделяют мировым лидерам.

– Вы говорите о натурализации?

– Да.

– А вы помните разговоры перед японским чемпионатом мира? Что будет выступать не сборная Казахстана, а команда легионеров с нашими паспортами?

– Натурализация игроков сейчас – это необходимая мера. Посмотрите, как все перемешалось! Во многих сборных мира играют бразильцы, россияне, украинцы – у них есть желание биться, а в своей стране в национальную команду по каким-то причинам они не попадают. И не умирать же им теперь? Вот они и принимают гражданство другой страны, тем более, что это не противоречит правилам Международной федерации волейбола. Скажу вам больше: к нам обратилась колумбийка с просьбой дать ей наше гражданство для выступления за сборную! И данные у нее хорошие – рост 183 см, диагональный игрок – дефицитная для нас позиция! Но… ей 28 лет, и к тому же есть альтернатива – неплохая 22-летняя волейболистка из Украины ростом 203 см. Так что выбор есть…

– Только вот насколько он оправдан? Неужели в Казахстане нет своих волейболисток?

– Знаете… Я недавно посчитал: с 1992 по 1998 годы нашу страну покинули 42 волейболистки. Сорок две! За шесть лет мы потеряли волейбольный генофонд. И в итоге на чемпионате мира встречаем двух казахстанок, выступающих за сборную Перу. А ведь они могли играть – и весьма неплохо! – за нашу команду…

Сейчас мы вынуждены прибегать к натурализации. Хотя бы для того, чтобы о волейболе в нашей стране говорили, чтобы были успехи. Тогда будет финансирование и возможность развивать детский волейбол, чем мы сейчас и занимаемся, но плоды этой работы будут совсем нескоро…

Мы ведь приглашаем игроков в сборную не просто так. Волейболистки, становясь гражданами нашей страны, принимают одно из самых серьезных решений – в каких-то моментах решается их судьба. И, как показала практика, мы практически не сделали ошибок – только одна девушка, приехавшая в Казахстан, вышла замуж и уехала. Остальные, несмотря на хорошие контракты, приезжают в сборную и бьются за нее.

– Вы говорили о больших затратах в современном волейболе. А можете назвать какие-то суммы?

– В этом году мы участвуем в Гран-при мировой лиги и потратим около 400 тысяч долларов. Одна только экипировка обойдется тысяч в пятьдесят, ведь по правилам мы не имеем права выступать в старой! Вот и судите сами – насколько затратный этот вид спорта. А прибавьте еще перелеты, проживание, сборы…Тем более до миллионных контрактов, как в той же России, нам еще очень далеко…

– В прошлом году, когда случился скандал с футбольным «Кайратом», вы, говоря о бюджетах, отметили, что средний клуб в чемпионате должен иметь бюджет в 6-8 миллионов у.е.

– Знаете, имея такой бюджет на сборные команды, я вам гарантирую, что и мужская, и женская команды каждый год играли бы в мировой лиге, но, к сожалению, таких средств нет. Как мне кажется, если бы в год выделяли полтора миллиона долларов на женский волейбол и два миллиона на мужской – задача выхода на Олимпиаду была бы решена.

Второй тайм

– Невозможно не затронуть вопросы о нашем футболе. Как вы считаете, с чем связан факт, что большие скандалы в чемпионате начинаются летом?

– Нормальное явление – разгар сезона, завершение первого круга… Это ведь только цыплят по осени считают, а очки надо набирать именно сейчас, поскольку на финише сезона все может случиться, а какой-то отрыв нужен уже сегодня.

– Бывший наставник сборной Сергей Тимофеев, говоря о чемпионате Казахстана, отметил, что уровень первенства пожирает хороших игроков как метастазы. Вы с ним согласны?

– Соглашусь. Наглядный пример – Андрей Карпович. Вспомните 2004-й год, когда он пришел в «Кайрат», в какой великолепной форме он находился. Ведь он был одним из лучших. А теперь сравним его в «Кайрате» образца-2006… Не хочу искать оправданий, но скажу: это не уровень клуба, а уровень чемпионата заставлял его тренироваться вполсилы. И, уйдя в московское «Динамо», он сделал верный шаг – в матче сборной против азербайджанцев его физическим кондициям могли позавидовать почти все игроки нашей суперлиги. Мне кажется, что для хороших футболистов, выступающих в нашем чемпионате, есть опасность деградировать…

– А с чем связано то, что в нашей суперлиге есть футболисты, которых аттестуют как «молодых и перспективных», но в сферу интересов европейских клубов они не попадают?

– Если в год наш футбол будет воспитывать игрока европейского уровня – это уже будет достижение. А пока… многое ведь зависит от самих ребят, но сейчас большинство волнует материальная часть, хотя они сами не более чем материал для работы. И в итоге многих приходится доучивать в основном составе клуба. А ведь основной состав – как оркестр, где приходящий музыкант должен сразу же играть и следовать указаниям дирижера, а не учиться читать нотную грамоту.

– Вы работали в футболе и волейболе и наверняка на подсознательном уровне сравнивали и волейболистов, и футболистов…

– Сравнивать сами виды спорта считаю некорректным, хотя их объединяет мяч и сетка. Но волейбол – интеллигентная игра. Очень умная и очень хитрая. И волейболисты, и волейболистки очень сильно отличаются от футболистов хотя бы отношением к жизни. Они более интеллигентны, хотя зарабатывают меньше. И у них есть стимул попасть в Европу – там контракты очень неплохие. А у нас заработки многих футболистов не соответствуют уровню их мастерства – они явно завышены.

– А кто на сборах больше книг читает?

– Волейболисты. И не только развлекательную литературу, а классику. Частенько на сборах беру у них что-нибудь почитать. Знаете, «Мать» Горького, прочитанная в школе и сейчас, когда мне сорок три года, оставила очень разное впечатление…

– А в карты, как многие наши футболисты, волейболисты играют?

– Нет. Они находят чем себя занять: фильмы смотрят, музыку слушают, книги читают. Многие поражают своей компьютерной грамотностью…

– А с чем связаны такие различия?

– С тем, что многие сборники мужской и женской волейбольной сборной поиграли в Европе. Я сравниваю их образца 2000 года и то, кем они являются сейчас. Разница огромная! Они поиграли на большом уровне и прекрасно зарекомендовали себя. Они самодостаточны. За ту же Елену Павлову идет большая «драка». Пять-шесть клубов бегают за ней, предлагая контракт! И когда они возвращаются в страну, чтобы играть за сборную, могут научить многому всех нас в организации работы.

– На что обращает внимание волейболист при подписании контракта с европейским клубом?

– Я заметил, что на этом уровне для большинства наших сборников деньги вторичны. Они смотрят на амбиции клуба, какие перед ним стоят задачи. Они понимают, что, имея очень большой заработок, но играя в слабом клубе, не будут прогрессировать. А для них это непозволительно.

– Победа футбольной сборной Казахстана над сербами повлияла как-то на имидж наших игроков?

– Думаю, да. И интерес на встречах с командами Армении и Азербайджана представителей тех же турецких клубов закономерен. Я вспоминаю матчи «Кайрата» против «Артмедии» в квалификации Лиги чемпионов. Ведь была не очень примечательная команда. А она прошла нас, обыграла «Селтик», и после ее успехов в Лиге разобрали почти всех футболистов! Они доказали, что играют не хуже многих, и сами заработали себе приглашение в Европу. И казахстанским командам в еврокубках нужно пытаться пройти как можно дальше, доказывать, что они не хуже, тогда начнется экспорт наших футболистов в Европу. И мышление многих ребят изменится. В лучшую сторону.

.
Мегаполис

Комментарии

Комментировать могут только авторизованные пользователи, или зарегистрируйтесь

...или войдите через аккаунт соцсети