В ущелье Каинды Кыргызского хребта — бабье лето. Под сводом заброшенного старого сада вальсируют листья деревьев, а вездесущий хмель отовсюду, куда только успел взобраться, протягивает мягкие лапы гостям осеннего бала. Три дня и две ночи около двухсот туристов наслаждались здесь жизнью: пели песни у костров под аккомпанемент гитар, разминались, бегая по хребтам, и счастливо созерцали горные ландшафты, взобравшись на вершины, между которыми вырос палаточный городок.
Каинды сай означает Березовое ущелье. К нашему приезду осень нарядила кудрявых белоствольных девушек в золотые сарафаны, а абрикосовые деревья — в роскошные вечерние платья багряного цвета. Стройные же тополя и раскидистые ивы словно спохватились — только-только начали менять зеленые наряды на солнечно-желтые. Пыльный сад освежает горная речка. По ней плывут вниз по течению опавшие листья, как древние ладьи.
Угощались гости яблоками и сладкой ежевикой. Боярышник, щедро усыпанный бордовыми плодами, терпеливо ждал, когда же, наконец, и его ветки освободят от ценного груза.
В дни областной осенней туриады как по заказу установилась теплая сухая погода.
— В нынешнем году в соревнованиях по горному туризму приняли участие 19 команд, пожалуй, рекордное число для нашего региона, — говорит главный судья состязаний, директор ТОО «Жамбыл-Сервис» Валерия Батуева. — Эти соревнования — дебют управления предпринимательства и индустриально-инновационного развития акимата Жамбылской области. Туризм совсем недавно перешел под его крыло.
На «поле боя» команды, в состав которых вошли по пять мальчиков и одной девочке. Считается, что слабый пол в горных походах — это как чемодан без ручки: и нести неудобно, и бросить жалко. Этим и объясняется такое соотношение крепких рук и хрупких плеч. Первый конкурс — установка палатки на время. После него группы отправляются в глубь живописного ущелья по намеченному маршруту. Для новичков он получился не очень простой.
Трассу традиционно ставил главный инструктор международной категории, мастер спорта по альпинизму Худайберген Ташманбетов — человек-легенда, трижды титулованный как «Снежный барс». Он покорил все семитысячники бывшего СССР: пики Победы и Хан-Тенгри в горах Тянь-Шаня, пик Коммунизма (теперь эта вершина носит имя Исмоила Сомони), пик Ленина (с 2006 года — пик Абу Али ибн Сины с таджикской стороны) и пик Корженевской на Памире.
«Человек-паук» сплел надежную «паутину» из прочных веревок, с помощью которых участники соревнований с удовольствием карабкались вверх, а потом спускались вниз по скале. Эта часть туриады была, пожалуй, самой трудной, но и самой азартной.
Покорение вершины — еще не все, с нее нужно суметь спуститься.
На вершине экзамен принимал Асланби Садыков, тренер по скалолазанию спортивной школы № 10 Жамбылского района.
Сверху открывается контрастный горный пейзаж: внизу ущелья — огненного цвета роща, а повыше — белоснежные горные пики, там уже зима. В перерывах между появлениями команд разговариваем с Асланби.
— Интерес к спорту растет, вот только пока он плохо «подогревается» государством, — говорит он. — В развитии туризма нет системного подхода. Эта отрасль, как пасынок, переходит то в одно управление, то в другое. В результате наши команды на республиканском уровне, откровенно говоря, не блещут. Для развития скалолазания база остается очень слабой. Нужны профессиональные скалодромы, а не те, что предназначены для развлечений. И необходимо развивать детский туризм в школьных кружках.
Слабое место у многих участников соревнований — самостраховка. Нет специального снаряжения — касок, перчаток, горной обуви с защищенной голенью, которую называют «фонариками», да и общая подготовка тоже слабовата.
Перед отправкой вниз по скальной стенке Асланби лично проверяет страховку у каждого туриста. И не зря. Одна из девушек в какой-то момент растерялась и, оторвавшись от скалы, повисла на страховочной веревке. Неожиданно ее крутануло в одну сторону, потом в другую. Команда только выдохнула: «Бота, берегись!» Все замерли. Асланби давал девушке четкие инструкции, как действовать. Наконец Бота зацепилась за скалу и неуверенно начала спускаться вниз, на полпути ее поддержали друзья.
— Я совсем не испугалась, — немного нервно смеется она. — Веревка была надежная. И не ударилась даже. Мне очень понравилось карабкаться по скалам! Да и в горах так хорошо, что уезжать неохота.
По улыбке до ушей видно, что настроение у нее действительно отличное, несмотря на неудачный спуск.
Следом команды ждала навесная и параллельная переправы, а также маятник. Здесь юные туристы чем-то напоминали шустрых обезьянок, лазающих по деревьям и раскачивающихся на лианах. Дальше пробежка по дикой роще и переход по кочкам через речку (нужно было, не замочив ног, перебраться на другой берег). Вторую водную преграду преодолевали одним прыжком с помощью шеста. На финише их ждала еще одна, уже четвертая, воздушная переправа по натянутым канатам с бегунком. Ребята повисали на страховке, как на канатной дороге, а товарищи их ловко переправляли с одного края условной пропасти на другой, подтягивая веревку, закрепленную за какой-то рычаг в этом хитроумном механизме с бегунком.
Пока часть команд шла по маршруту, другая сдавала экзамены по топознакам, истории и географии, вязке узлов, оказанию первой медицинской помощи. Параллельно проходили творческие конкурсы рисунков и на лучшую фотографию. Кроме того, баллы для команд традиционно зарабатывали повара, которые готовили пищу на костре. Тот, кто в первый раз взялся кашеварить в горных условиях, сразу понял, что это не такое уж и простое занятие. Чуть зазевался — и зажарка сгорела на сильном огне, хуже всего, когда чан с едой переворачивается и выливается прямо в костер. Случается и такое. Хочешь — смейся, не можешь — плачь.
Ну и, конечно, определялся лучший бивуак. Правило одно для всех: возле палаток должен быть образцовый порядок.
А накануне вечером состоялся конкурс песен, который затянулся до глубокой ночи. Худайберген Ташманбетов на общем построении выразил сожаление, что в репертуаре туристов совсем недетские песни об афганской и таджикской войнах и наркотиках. Он посоветовал разучить все-таки хорошие туристические песни, которых придумано великое множество.
— Талантливый гитарист — это самый главный человек в горах, — говорит бывалый альпинист. — Советую всем командам найти для себя такую душу компании.
Сумерки снова мягко спустились в ущелье. Над хребтом, где только что вертелась любопытная лисичка, поднялась полная луна — она залила своим светом все ущелье. Даже фонарика не нужно: делаю записи в блокноте без дополнительной подсветки.
Казалось бы, после двух дней сплошных испытаний лагерь должен был уснуть мертвецким сном. Но не тут-то было. У общего костра снова начали собираться команды.
— Я поняла: сколько ни проводи конкурсов, у этих детей всегда остается энергия покуролесить, — устало смеется Валерия Батуева.
Поспать в палатке удалось всего часа три. До двух часов ночи туристы пели песни у костра. А в пять часов утра уже кто-то начал разогреваться на осеннем холоде — рубить дрова. Руки, ноги и даже шея застыли и не двигаются. Чтобы выйти из анабиоза, приходится почти час разминаться. На улице студено, а Худайбергену хоть бы что: сидит себе босоногий возле костра — кремень. Целый час говорили с ним по душам. Он живо рассказывал, как пришел в альпинизм, покорял вершины самых высоких гор мира. Были среди них и восьмитысячники. Об этом можно написать целую книгу.
Через несколько часов еще одно построение. После исполнения Гимна Казахстана Валерия Батуева награждает победителей соревнований. На главной дистанции по туристскому многоборью с элементами альпинизма и скалолазания третье место досталось команде «Аса-2» средней школы 30 лет Победы из Жамбылского района. Второе место завоевала команда «Марсиане-1» центра технического творчества из города Тараза. Первое место по-братски поделили команды «Ваганты» все того же центра и кордайская команда «Улар» из средней школы № 9 села Аухатты.
Судья соревнований Жумабек Арзыханов предложил следующую туриаду провести в Кордайском районе.
— Это можно сделать в Жанысайском, Каракунуском, Уректинском ущельях. Там есть скалы, сады, где растут яблони и орех. В районе можно сдавать нормативы по горному туризму на первую категорию: осуществлять походы из ущелья в ущелье на время.
Ветеранам идея очень понравилась. Потому что, как пел Владимир Высоцкий, «лучше гор могут быть только горы, на которых еще не бывал».
...или войдите через аккаунт соцсети