В Казахстане набирает популярность кэндо — древнее японское искусство фехтования. Сэнсэй Василий Джан признается, что с тех пор, как он встал на путь самурая, ему ни разу не пришлось применять свои навыки в драке на улице. Недоброжелатели просто обходят его стороной.
Для Василия Джана все началось с увлечения историческим фехтованием. Узнав, что в Алматы появилось додзе школы кэндо, он пришел туда одним из первых. Своим сэнсэем он называет первого казахстанского мастера по кэндо Виктора Трусова. А когда в Караганду приехал потомственный самурай из клана Токугавы Ямада Тошиясу, чтобы провести мастер-класс, Василий отправился на встречу с ним.
— Мы говорили с Ямадой Тошиясу по-английски, — говорит Василий Джан. — И говорили мы о духе самурая. Школа сигиючи-рю, которую он возглавляет, не признает бамбуковых мечей. Здесь сражаются насмерть настоящими катанами. Поэтому победить Тошиясу невозможно. Самурай всегда готов к смерти. Когда ты просыпаешься утром и знаешь, что сегодня, возможно, умрешь, тогда и рассвет, и закат, и чашка чая приобретают особенное значение, превращаясь в подлинное откровение. Готовность совершить харакири, если ты обесчещен, или готовность умереть за хозяина — идеалы, преданные забвению. Сегодня кэндо учит верности и честности по отношению к семье, родине и друзьям.
Вернувшись в родной Петропавловск, Василий Джан основал школу кэндо.
От желающих учиться у мастера нет отбоя.
— Униформу и доспехи мы закупаем в одном корейском интернет-магазине, — рассказывает Василий Джан. — Полный комплект обойдется всего в 300 долларов. Но начинающие могут на том же сайте купить бамбуковую катану за три тысячи тенге. Настоящая катана стоит от трех тысяч долларов. Даже у меня всего лишь алюминиево-титановая подделка. Недавно клуб кэндо открылся и в Астане. Среди его членов — представители преуспевающей молодежи. Учителей по фехтованию они приглашают из Алматы, оплачивая им перелеты. А униформу и кимоно заказывают в Японии за баснословные деньги.
...или войдите через аккаунт соцсети