С переносом главных летних стартов четырехлетия, проведение которых, как известно, было запланировано в этом году в японском Токио, сильнейшие казахстанские боксеры-любители, как и все представители других олимпийских видов спорта, разом остались без своей основной цели, к которой многие из них стремятся всю спортивную жизнь.
Корреспондент республиканского интернет-портала Sports.kz решил связаться с главным тренером мужской национальной боксерской дружины Казахстана Галымом Кенжебаевым, чтобы обсудить с наставником результаты недавно завершившегося на базе «Ак Булак» учебно-тренировочного сбора команды, а также узнать его мнение о других немаловажных событиях, напрямую коснувшихся в последнее время любительского бокса Казахстана.
— Галым Калиевич, насколько известно, национальная команда Казахстана в июне проводила учебно-тренировочные сборы. В чем заключались их основные цели?
— Основная цель, конечно, — поднять иммунитет, физическую и функциональную форму ребят после карантина. Тренировки были на свежем воздухе — в горах и среднегорье, проводилась специальная работа. Прошли полноценный сбор в хороших условиях, учитывая, что заехали на базу мы одними из первых, и она полностью была в нашем распоряжении. Практиковали работу на свежем воздухе, походы в горы, работу с камнями, игровую работа. Позднее, после первой недели карантина, воспользовались тренажерным залом и бассейном. Ребята поработали на снарядах и в парах. В общем, после полного объема боксеры набрали хорошие кондиции — и почувствовали это, сами были довольны, так как соскучились и тренировались с желанием. Сбор продолжался практически три недели: с 1-го по 19-20 июня. Потом мы поехали домой, а 28-го числа должны были заехать на следующий сбор, провести специальную работу. Надеялись: к тому времени ситуация с пандемией улучшится — и, возможно, пригласим соседей на совместные сборы. Но не получилось.... Теперь будем ждать — и отталкиваться от ситуации.
— Сейчас боксеры сборной готовятся индивидуально?
— Тренируются дома индивидуально, выполняют санитарные нормы, — то есть: на свежем воздухе, без большого скопления людей. Рекомендации у всех есть, они поддерживают набранную форму, кто-то работает индивидуально с тренером. Сейчас погода позволяет, поэтому как только ситуация улучшится, мы будем готовы собраться. Отсутствие соревнований, конечно, влияет, потому что нет необходимой мотивации. Когда человек знает, что скоро турнир, то он готовится, но ребята все равно хотят тренироваться и поддерживать форму, потому что сидеть без движения активным молодым парням, привыкшим к соблюдению режима, непросто, поэтому им обязательно нужно двигаться и тренироваться. Недавно мы закончили онлайн-совещание с научной группой, тренерским советом и ребятами по видеосвязи. Боксеры будут вести дневники, каждый день оправлять нам температуру тела, пульс, давление и все остальное.
— Все ли члены сборной Казахстана сейчас здоровы, не беспокоят ли кого-либо травмы?
— Травмы никого не беспокоят, здоровье у всех нормальное, — никто не жаловался. Постоянно будем на контроле и на связи с ребятами, в том числе и тренеров просим соблюдать все санитарные нормы, так как это сейчас касается всех.
— Как Вы восприняли недавнюю потерю национальной сборной действующего чемпиона Азии Бека Нурмаганбета?
— Это для нас негативный момент, потому что в Бека Нурмаганбета мы вложили много сил и труда, материальных средств, если учитывать, что ведем его с юношеской и молодежной сборной. Он подавал надежды с малых лет. В молодежной команде Бек был серебряным призером чемпионата Мира в Санкт-Петербурге, выигрывал ряд международных турниров в Германии и других странах. В общем, работали мы с ним много и возлагали на него большие надежды. Но боксер изъявил желание попробовать себя в профессионалах.
— Пытались ли Вы как-то переубедить его, чтобы остался в команде?
— Я лично с ним разговаривал и просил остаться, потому что на следующий год запланирован и чемпионат Мира. Говорил ему, что в профессионалы было бы хорошо уйти с именем, стать хотя бы чемпионом Мира. Пытался его замотивировать: если он даже, допустим, на Олимпиаду не поедет, но буквально сразу осенью состоится чемпионат Мира. Он сказал: если что, по любителям выступит на чемпионате Казахстана. Это, конечно, можно, — но для этого нужно доказывать и выигрывать турниры, проходить подготовку с национальной сборной и так далее.
— Что, все-таки, повлияло на такое решение спортсмена?
— На решение повлияло то, что он не поедет на Олимпиаду, так как лицензию завоевал Бекзад Нурдаулетов. Бек сказал, что для него целью были Олимпийские Игры. Я объяснял, что в профи так быстро тоже никто не становится чемпионом. Сколько ребят там уже находятся, — те же олимпийский чемпион Данияр Елеусинов или чемпион Мира Жанибек Алимханулы, которые уже несколько лет в профессионалах, поэтому многое зависит и от промуотера. Разговаривал я с Беком несколько раз, но это уже взрослые ребята, у которых есть свое мнение. Промоутеры тоже работают, делают хорошие предложения, ведут свою политику.
— В последнее время все больше сильных казахстанских боксеров переходят из любителей в профессионалы. В чем, на Ваш взгляд, заключается основная причина этой набирающей силу тенденции?
— В национальной сборной постоянная конкуренция, сборы и все остальное, поэтому ребята хотят, наверное, сразу таким образом проявить себя. Скорее всего, и материальная сторона играет роль.
— Через какое-то время из-за растущей популярности профессионального направления этого вида спорта в мировом любительском боксе сильных бойцов может и не остаться?
— Этой тенденции любительский бокс подвержен не первый год. С самого основания США все время с этим сталкивается. Другие команды — тоже, например, — Украина. Яркие ребята долго не задерживаются: оставляют свой след в любителях и пробуют себя в профи. Конечно, мы привыкли, что еще с советского времени у нас был только любительский бокс. Нужно находить ярких ребят, чтобы они быстрее выдавали результат. Есть примеры — такие, как Василий Левит и Камшыбек Кункабаев: они давно в любителях и боксируют неплохо, поэтому — у каждого свой выбор, хотя их тоже приглашают. Возможно, со временем они и пойдут. Думаю, что у всех наших боксеров есть мечта — стать олимпийским чемпионом, потому что это достижение в нашей стране особо ценят. Это большой почет и исторический успех на века, любовь и уважение народа.
— Олимпийские Игры в Токио перенесены на 2021 год. Высок ли риск, что и следующим летом они могут не состояться, как Вы считаете?
— Всякое может быть. Конечно, хотелось бы, чтобы вся эта ситуация скорее закончилась, — и не только из-за Олимпиады, а, вообще, чтобы наши родные и близкие были здоровы. В первую очередь, сейчас все хотим, чтобы болезнь отступила, и все могло войти в свою привычную жизнь, а мы могли работать и тренироваться. Ребята все равно будут готовиться и тренироваться, поэтому все, я думаю, станет на свои места и вернется в прежнее русло.
...или войдите через аккаунт соцсети