...или войдите через аккаунт соцсети

Зарегистрироваться Забыли?

Хоккей


25 февраля 2011 (15:10)

Валерий Киселев: «К вратарям всегда было одно требование — трудолюбие»

Валерий Киселев: «К вратарям всегда было одно требование — трудолюбие»

За успехами своих воспитанников он сегодня следит со стороны. Нынешний главный тренер сатпаевского «Казахмыса» Валерий Киселев за 30 лет профессиональной тренерской карьеры успел подготовить немало первоклассных голкиперов. В 1980-х в родном для тренера Челябинске Киселев работал с олимпийским чемпионом Сергеем Мыльниковым, спустя полтора десятилетия подготовил в Тольятти Илью Брызгалова и привлек к работе с основным составом «Лады» тогда еще совсем юного Василия Кошечкина. Последним «громким» воспитанником тренера Киселева стал Георгий Гелашвили, с 2003 по 2006 г. защищавший ворота «Казахмыса».

— Специфика работы с вратарями и полевыми игроками значительно отличается. Какие основные требования вы предъявляете к своим подопечным?
— К вратарям всегда было одно требование — трудолюбие. Раньше было сложнее, не было такого обмундирования как сейчас. Мы играли без касок, масок, а удары по силе были не слабее чем сейчас, сложно было предугадать полет шайбы. Сейчас вратарям легче играть в современной экипировке. Сама атмосфера заставляла быть предельно собранным и внимательным, не уследив за шайбой, можно было получить серьезную травму. И на моем пути встречались ребята, которые благодаря трудолюбию и усердию добивались высоких результатов — становились Чемпионами мира, Олимпийских игр, обладателями Кубка Стэнли.

— Как вы познакомились с хоккеем? Почему выбрали позицию вратаря?
— В Челябинске, моем родном городе, мы с ребятами собрали команду и играли в футбол. Через несколько лет по городу были расклеены объявления: «Проходит набор юношей на хоккей», и в скобках было приписано «канадский». Мы, всей своей футбольной командой пошли записываться. Что касается амплуа, то я всегда мечтал быть вратарем. Мы играли в хоккей в валенках, трехпалых рукавицах, а вместо щитков были штаны, набитые учебниками и тетрадками. Сейчас все это кажется невообразимым, но тогда, в начале 50-х мы не чувствовали себя ущербными и были счастливы, что занимаемся любимым делом.

Так, начиная с 1954 года, мы учились играть в «канадский» хоккей, а в 1957 в составе команды «Авангард», ныне «Трактор» я провел свой первый серьезный матч. Мы играли против московской команды «Крылья Советов». Эту игру я запомнил на всю жизнь. Матч заканчивался при счете 4:3 в нашу пользу и тут забивают нам. Время уже вышло, и должен был прозвучать свисток, но судья, который следил за временем на секундомере, был настолько увлечен игрой, что пропустил время и не дал свисток. Мы пытались оспорить это решение, но судья был непреклонен. Когда мы пришли в раздевалку, все, и молодые пацаны, и взрослые мужики пережившие войну, сильные и мужественные, в этот день плакали как дети. Тогда я понял, что хоккей это не просто игра, это — жизнь! Жизнь, в которой безмерное счастье сменяется драмой, и ты уже не мыслишь своего существования без хоккея. Мы были одной семьей, были как братья. И поэтому до сих пор, когда встречаемся, чувствуем сильное родство друг к другу, которое не передать словами.
Сейчас, к сожалению все по-другому, хоккеисты несколько раз за сезон меняют команды. А у нас была преданность команде, клубу, городу.

— А как дальше складывалась игровая карьера?
— В 1958 году на каникулах мы поехали на первенство Советского Союза среди молодежных команд, организатором этих соревнований был Анатолий Тарасов, и в них приняли участие сильнейшие московские команды. Мы заняли второе место, это было огромным достижением. По приезду меня пригласили в команду «Буревестник», тогда фарм-клуб команды «Авангард» («Трактор»). Для меня девятиклассника, это конечно был большая удача. Два года я провел в составе этой команды под руководством замечательного тренера Николая Семеновича Сидоренко. Мало сказать просто тренер, он был для нас наставником, воспитателем, мы считали его своим отцом. Много сделал для меня как для вратаря, давал много игрового времени. Сезон 1959—1960 гг. я был единственным вратарем команды и провел все 56 игр за «Буревестник».

Со следующего сезона Сергей Иванович Захватов пригласил меня в «Трактор» и уже в составе этой команды я провел семь сезонов. Я очень благодарен этим людям, которые дали мне путевку в жизнь, благодаря их труду я смог состоятся как вратарь, и много ценного получил от их опыта. Сергей Иванович был настоящим революционером, многие его не понимали. Он выводил нас рано утром на раскатку, а вечером снова была тренировка. Все смеялись, говорили, что так не должно быть. А позже это стало практикой во всех командах.

— Какое событие в вашей игровой карьере вы считаете наиболее значимым?
— Самым важным событием в моей игровой практике стала победа над ЦСКА в 1962 году. В то время обыграть эту команду было всё равно, что выиграть Чемпионат мира. Притом, что мы проигрывали 0:3, смогли сравнять счет и выйти вперед 5:4. То, что казалось невозможным — стало реальным. На матче присутствовало 17 тыс. зрителей, кроме этого стояли люди на балконах, смотрели из открытых окон, и это происходило в морозную погоду. Сразу после этой игры мы уезжали в Пермь, и когда мы выходили из раздевалки, люди схватили нас и на руках несли до автобуса. Болельщики, как и мы, были безмерно счастливы!

— Много лет Вы прожили в Казахстане, именно здесь начали свою тренерскую карьеру. Как всё начиналось?
— После десяти сезонов проведенных в Челябинске, судьба привела меня в город Алма-Ата, где с 1967 по 1975 я играл за алматинский «Енбек». У нас была хорошая команда. Мы наравне играли с киевским «Соколом» и «Химиком» из Воскресенска. В составе «Енбека» я играл все игры, и даже когда был болен. Однажды, в матче с омской командой я получил серьезную травму, полтора месяца провел в больнице. У меня было парализовано все тело, консилиум врачей не мог определить причину. После длительного лечения врач спросил меня, хочу ли я играть в хоккей, я ему ответил, что БУДУ играть! Тогда он сказал, что надо терпеть и учиться заново ходить. Далее была лечебная физкультура, выполнение различных упражнений, в результате чего я вновь встал на ноги и начал играть.

В 1975 году вышло из строя оборудование Ледового Дворца в Алма-Ате и команду распустили. Это стало для нас настоящим ударом. Многие ребята из того состава ушли в московские команды, а я стал работать в системе образования. С 1975 по 1980 годы я работал преподавателем физкультуры в средней школе и профтехучилище.
volki.satpaevhockey.kz

Комментарии

Комментировать могут только авторизованные пользователи, или зарегистрируйтесь

...или войдите через аккаунт соцсети