...или войдите через аккаунт соцсети

Зарегистрироваться Забыли?

Баскетбол


15 февраля 2010 (10:20)

Валерий Тихоненко: «О прошлом, настоящем и будущем»

Валерий Тихоненко: «О прошлом, настоящем и будущем» Приезд в Казахстан легенд спорта всегда событие. Правда, чемпионы предпочитают во время своих визитов остаться незамеченными, без пышных встреч в аэропорту, многочисленных интервью. Понять можно, ведь они наши чемпионы, и они возвращаются домой. А домой, как правило, входят без стука.

Чемпион Европы, олимпийский чемпион по баскетболу, заслуженный мастер спорта СССР Валерий Тихоненко. В прошлом знаменитый игрок, сегодня успешный тренер. Еще великий Александр Гомельский увидел в нем талант не только выдающегося игрока, но и тренера. С благословения баскетбольного Папы Тихоненко достиг сегодня больших высот на поприще, для себя новом: его пригласили возглавить национальную женскую команду России по баскетболу. Во время своего последнего визита домой легендарный «Тихий» встретился с корреспондентом «PROСПОРТ».

— Я приехал в Алматы наведать родителей, как только позвонил Даулету, он мне сказал, что вечером обязательно увидимся. В узком кругу за дружеской беседой собрались действительно близкие люди: лыжник Володя Смирнов, борцы Даулет Турлыханов, Сергей Демешкевич, Бекзат Сарманов, гость из Венгрии знаменитый борец Чаба Хегедюш, который, кстати, в свое время серьезно занимался баскетболом. Было здорово увидеть друзей, поговорить. Мы люди одной закалки, нас объединяет общее прошлое, искренняя дружба и спорт. Знаешь, люди нашего поколения, про какую страну ни говорили бы, имеют в виду прежде всего близких людей, проживающих или работающих там. Для меня Москва это, конечно же, Сергей Тараканов, Андрей Лопатов, Литва — Арвидас Сабонис, Римас Куртинайтис, Шарунас Марчюленис, Украина — Александр Волков, Эстония — Тицлок. Алматы — это Даулет Турлыханов. Мы с Даулетом Болатовичем жили в одном доме в микрорайоне «Самал», дружили семьями, наши дети росли вместе. Очень здорово, что мы встретились. Такие встречи дают мощный заряд, я увидел наши горы, пообщался с друзьями. Так что уезжаю в Москву заряженный массой положительных впечатлений.

— Часто приезжаете?
— К сожалению, не так часто, как хотелось бы. Больше времени нахожусь в Москве, где у меня семья, да и работа отнимает массу времени. Работа с женской сборной России по баскетболу требует ответственности.

— Валерий Алексеевич, именно вам доверили национальную сборную в стране, где есть огромный выбор специалистов.
— Это большой и ответственный шаг в моей карьере и в жизни. Есть существенная разница между клубным тренером и наставником национальной команды. Конкурса как такового не было, мне поступило предложение возглавить национальную дружину от президента Российской федерации баскетбола Сергея Викторовича Чернова.

— Но почему женскую?
— Он хотел видеть на этом посту именно тренера мужской команды. Так сказать, мужское видение игры в женской команде. В январе прошлого года я подписал 4-летний контракт — вплоть до Олимпиады в Лондоне. Дело в том, что спорт становится более атлетичным. Тенденция коснулась и женского баскетбола, он стал более жестким, физически сильным.

— Значит, вам удалось проявить себя в качестве тренера за годы работы в российском баскетболе?
— С 2000 по 2002 годы возглавлял московский ЦСКА, затем Дмитрий Прохоров и наш великий тренер Александр Гомельский на два года отправили меня в Америку на стажировку. Первый год был в Филадельфии, второй — в знаменитом «Даллас Мавериксе». По возвращении два сезона работал в московском «Динамо», затем три года возглавлял ЦСКА ВВС «Самара».

— Оценка первого результата со сборной?
— Второе место на прошлогоднем чемпионате Европы считается достойным результатом. Российский женский баскетбол всегда приносил медали. Я подписывал контракт с условием, что на чемпионатах Европы, мира и на Олимпиаде команда должна быть в финале. Это основные задачи, стоящие передо мной. Но в прошлом году сроки подготовки к чемпионату Европы были сильно сокращены, впервые за всю историю проведения континентальных первенств чемпионат проходил не в августе—сентябре, а в июне, в то время как чемпионат России закончился в мае. Времени на подготовку фактически не было, всего месяц, а я впервые работал с женщинами, признаюсь, было нелегко. Нам удалось провести разве что один новогодний сбор, где были просмотрены почти 38 кандидаток со всей страны. Поэтому хоть было легче определиться, кого на какую позицию ставить. В финале мы играли с француженками, немножко не хватило физики, уступили со счетом 53:57. Но все равно для России это достойный результат. Хотя я всегда ставлю перед собой задачу-максимум, иначе не будет результата. Женская команда России всегда в призерах, но вот именно после Олимпийских игр, как, к примеру, в 2005 году, до золотых медалей дело не доходит, мне бы хотелось сломать эту традицию. И повторить результат 2007 года, когда россиянки выиграли в финале у испанок.

— Как вам первый опыт работы в женском коллективе?
— Очень сложно. (Смеется.) Не буду лукавить, с мужчинами работать легче. Но женщины на площадке умеют и могут биться до конца. В целом же работа с женской командой это прежде всего другая психология, другая «физика», нагрузки — и еще куча других нюансов. И если мы чуть добавим в физико-функциональной подготовке, верю, что у меня получится, то у нас будет боевая команда.

— Кто помогает вам в работе?
— Опытный специалист — Саша Ковалев, менеджером команды был покойный Шабтай Калманович, экс-наставница женской сборной Австралии, чемпионок мира 2006 года, Жан Стирлинг, которую пригласили в качестве консультанта в сборной. Большую поддержку и помощь оказывает наш президент г-н Чернов.

— Валерий Алексеевич, удалось ли вам внести в подготовительный процесс что-то новое, ,скажем, авторское?
— В общем то, да, хотя за 24 рабочих дня невозможно было что-то изменить. Новации, думаю, будут в рамках подготовки к сентябрьскому чемпионату мира в Чехии.

— Какие сегодня тенденции в российском женском баскетболе?
— В российском чемпионате сегодня есть две сильные команды, которые могут играть в женском НБА, это «Спарта энд К» (Видное) и УГМК (Екатеринбург), в этих клубах собраны сильные игроки из Америки и Европы. Остальные команды равны по силам. В связи с финансовым кризисом в регулярном первенстве осталось всего 9 команд. Это плохо. В будущем сокращение клубов может обернуться большой проблемой для российского женского баскетбола. Но даже в усеченном составе чемпионат интересен. Вот недавно вышла в суперлигу молодая команда «Спартак-ШВСМ-Эфес» из Москвы, которая выиграла две игры у более опытных соперников. Так что конкуренция во внутреннем первенстве существует. В целом прогресс в российском баскетболе очевиден. Сейчас дополнительно проводится Единая лига ВТБ, с участием ведущих клубов России, Литвы, Латвии, Украины и Эстонии. Отдельных слов заслуживает «Финал четырех». Кульминация сезона в Каунасе стала настоящим баскетбольным праздником. Это был роскошный, замечательный и непредсказуемый «Финал четырех» с участием действительно четырех сильнейших команд лиги. Со следующего года мы хотим сделать нечто подобное и в женском баскетболе.

— Ваше мнение, полезно ли тренеру сборной совмещать работу в клубе?
— Однозначно, главный тренер национальной команды должен тренировать и клуб. Времени, которое дается на подготовку к чемпионату мира, условно это 2–3 месяца, очень мало для наигрывания каких-то комбинаций, апробации новых тактических схем. У тренера должна быть практика. Перед чемпионатом мира буду обговаривать пункт в контракте, который освобождает меня от клубной работы. Работая в клубе, можно пробовать разные схемы игры, готовить домашние заготовки, которые потом можно будет применить в сборной. Первый год мне надо было адаптироваться к женскому баскетболу, много ездил, просматривал игроков, это нормально. Но на следующий год хотел бы возглавить еще и клуб.

— Что нового для себя почерпнули во время стажировки в Штатах?
— Наверное, прежде всего это подход к делу, так называемый спортивный менеджмент. Я первый год стажировался в университете Сан-Джозеф в Филадельфии. Убедился, насколько популярен студенческий баскетбол: когда проводится финал четырех студенческой лиги, НБА в эти дни не играет. Там на игры 60–70 тысяч зрителей приходят. НБА — это финансовая фабрика, прежде всего шоу, на каждый матч приходят по 20 тысяч зрителей. Но и результат, разумеется, важен, есть правило — победитель выбирает первое место драфта. В заокеанских клубах менеджер выбирает игроков, в то время как у нас главный тренер сам отбирает исполнителей в команду. И здесь проявляется талант тренера, который из тех игроков, которых ему дали, может создать сильную команду.

В сборной должен быть человек, который отвечает за организацию сборной, начиная с экипировки и заканчивая отработкой маршрута команды домой. Тренер должен заниматься только своей работой. Тренировочный и игровой процесс — эта основная работа тренера, тогда будет результат.

— Вы можете позволить себе такого человека в сборной?
— Хотелось бы иметь толкового менеджера, но у нас институт менеджмента только встает на ноги, мало специалистов.

— Валерий, не возникало желания поработать в других странах?
— Мне всегда было тяжело отрываться от родных мест, родных и близких, друзей. Расскажу одну историю, я вырос в Алма-Ате, отсюда попал в сборную Союза, меня в команде называли «Тихий», «Казах», потому что был из Казахстана. В 1986 году хотел уйти из московского ЦСКА обратно в родной «СКА» (Алма-Ата). На меня даже завели уголовное дело, мол, неподчинение в армии, времена-то были еще те. Вызывали в кабинеты к большим людям на Красную площадь, грозились расправиться со мной. Говорю, все равно уйду в Алма-Ату, назло даже длинные волосы отпустил. (Смеется.) И тут мудрый мой наставник Александр Гомельский говорит, Тихий, еще год отыграешь, отпустим тебя домой. Была возможность уехать в Америку, когда в 1986 году я и Сабонис попали на драфт в НБА в «Атланту Хокс», не поехал. Позже уехал в Испанию, может быть, там и остался бы, если бы не умерла моя жена, которую я похоронил в Алма-Ате. В 1993 году вернулся из Испании в Алма-Ату, а здесь баскетбол был уже не тот, развал, вся наша команда уехала в Самару, уехал туда и я. Когда завершил карьеру в 2000 году, поступило предложение от Гомельского возглавить ЦСКА, для многих эта была мечта, хотя и понимал, что было рановато, но предложение принял, рискнул. Работа со сборной это следующая ступенька, серьезный шаг.

— Что происходит с нашим казахстанским баскетболом?
— Грустно, конечно. На 16 млн населения 5 команд в высшей лиге — это очень мало. История казахстанского баскетбола богатая, у нас много великих игроков. Тот же Поздняков, Миловидов, Ахтаев, или взять наше поколение. У нас была отличная команда, когда в 1980-х годах мы играли во Дворце спорта с «Жальгирисом», когда мы выигрывали, а Сабонис ломал щиты, был настоящий праздник для болельщиков, трибуны были забиты до отказа. Жаль, что ушли те времена. Лучшим результатом современного казахстанского баскетбола была медаль с чемпионата Азии, когда министром спорта был Даулет Турлыханов. Сейчас, увы, нет школ, нет развития детского баскетбола.

— Можно ли вернуть «Отрар»?

— «Отрар» был базовым клубом сборной Казахстана. Содержать клуб сложно, первые годы финансирование было, и команда справлялась с задачами, участвовала в российском чемпионате. Но мне тоже было сложно финансировать клуб, разрываться на два фронта. В общем, жаль, что такой проект развалился, очень жаль. Но я верю в будущее казахстанского баскетбола, посмотрите, как играет астанинский хоккейный клуб «Барыс», выступает в России, собирает полные залы на домашнем льду. Та же велокоманда «Астана», за которую мы переживаем и болеем. Федерации баскетбола тоже надо приложить максимум усилий, чтобы вернуть славные традиции нашего вида спорта. Ведь в Казахстане любят баскетбол, в этом я никогда не сомневался.

На прощание олимпийский чемпион Валерий Тихоненко пожелал казахстанскому спорту новых и громких побед.
Автор: Фарзат Изизов PROСПОРТ.kz

Комментарии

Комментировать могут только авторизованные пользователи, или зарегистрируйтесь

...или войдите через аккаунт соцсети