С именем Николая Мышагина связаны все последние победы казахстанского хоккея. Национальная сборная под его руководством играла в элитном дивизионе чемпионата мира, пробивалась на Олимпийские игры. Но, увы – сначала тренера уволили из "Казцинк-Торпедо", затем он ушел из сборной, а после этого покинул и столичный "Барыс". Тренер-победитель уехал из страны. Его не было в Казахстане больше года. И вот он вернулся – заехал ненадолго в Усть-Каменогорск, где его отыскал корреспондент "Большой газеты".
Честно говоря, приехал экс-главный тренер вовремя – как раз накануне чемпионата мира в Инсбруке, который стартует в ближайшие выходные. На этом турнире сборная Казахстана под руководством Ерлана Сагымбаева постарается занять первое место и вернуться в элитный дивизион мирового хоккея. При Николае Мышагине национальная команда с такой задачей один раз уже справлялась...
Продам квартиру в Усть-Каменогорске!
– Николай Иванович, вас не было в Казахстане целый год. Где пропадали, чем занимались? – После ухода из «Барыса» я месяц провел в Омске – оканчивал курсы повышения квалификации. Был там, когда мне позвонил мэр города Орска и предложил поработать с их командой «Южный Урал», которая выступает в высшей лиге России. Мне показалось, что планы у клуба серьезные, можно попробовать поработать. Но на деле выяснилось, что денег хватает только на полсезона. А без нормального финансирования играть трудно. Поэтому после первого круга я ушел в отставку по собственному желанию. Последние полгода провел в Казани, занимался своими делами.
– Что вас привело в Казахстан? – У меня в Усть-Каменогорске сын заканчивает учебу. Как только получит диплом, мы уедем. До отъезда надо продать квартиру.
– Работу вам здесь не предлагают? – Нет. И, в принципе, я сам не горю желанием тут оставаться. Я много лет провел в Усть-Каменогорске, четыре года возглавлял национальную сборную. Думаю, сделал для страны и казахстанского хоккея достаточно.
– А если один из казахстанских клубов захочет провести с вами переговоры? – Буду разговаривать, конечно. Нельзя зарекаться. Но пока, честно говоря, не хочу, хоть и остался без работы.
Картаев – Сагымбаев – 1:1
– Следили за казахстанским хоккеем? – К сожалению, информации было очень мало. В России казахстанские команды по телевизору не показывают, в газетах о них не пишут. Конечно, я знаю результаты «Барыса», «Казцинк-Торпедо» и «Казахмыса», слышал, как сборная Казахстана после моего увольнения сыграла на Азиатских играх и чемпионате мира… Радости мало. Разве что «Казахмыс» в этом сезоне выступает неплохо. Вышел в полуфинал высшей лиги России, считаю, это хороший показатель. Сила команды определяется в решающих матчах. Можно забивать по десять шайб в игре, но проиграть в серии. Или закончить регулярный чемпионат в тройке сильнейших, но проиграть уже в ¼ финала плей-офф. Думаю, «Казахмыс» действительно показал, кто сейчас в казахстанском хоккее лучше готов.
– Как оцениваете тренерскую чехарду в национальной сборной? В прошлом сезоне ее по очереди возглавляли два специалиста, но ни к чему хорошему это не привело… – Практически все казахстанские тренеры удивляются – как можно было на одну должность назначить сразу двух людей? Сагымбаев повез команду на Азиатские игры, Картаев руководил на чемпионате мира. И к чему это привело? Провалили оба турнира! Говорят, на континентальном первенстве Ерлан разбивал команду на пятерки, а Картаев стоял рядом и молчал. Молчал и на установках, и на играх. Он как бы был в тренерском штабе, но его как бы и не было... А потом они поменялись ролями. Понаблюдали со стороны, проиграли кому попало и вернулись ни с чем. Вроде как у них личный счет 1:1. А у страны?
– То есть вы считаете правильным, что в итоге наставником главной команды утвердили одного Ерлана Сагымбаева? – Я считаю, что тренер должен заключать контракт с федерацией на четыре года – на олимпийский цикл. И при этом решать промежуточные задачи. Если не справляется – менять. Вот у меня как было. В 2002 году я возглавил национальную сборную. В Будапеште на чемпионате мира мы добились права перейти в элитный дивизион. На следующий год удержались в нем, потом выиграли предолимпийский турнир, удачно сыграли на Играх в Турине. После это в 2006 году сборная Казахстана вылетела из высшего дивизиона – хотя если бы судьи не отменили чисто забитую шайбу в ворота Италии, мы бы остались в элите. Ну да ладно, что вспоминать… После чемпионата я пожал руку вице-президенту федерации Сергею Владимировичу Дроздову, объяснил, что мне пора уходить. Он просил не горячиться, подумать. Но я ушел. Совмещать работу в сборной и клубе становилось все тяжелее, да и сборной надо обновляться время от времени.
– В ваше отсутствие национальная команда не выиграла ровным счетом ничего. И вообще складывается впечатление, что многие хоккеисты не хотят играть именно у Ерлана Сагымбаева. – Я, кстати, вообще не понимаю, что происходит с игроками казахстанских клубов. Играть за сборную всегда было честью. Почему сейчас хоккеисты позволяют себе отказываться? Десяток лет ушло на то, чтобы в Казахстане появились хорошие команды. Когда развалился Советский Союз, у нас было только одно «Торпедо». А сейчас – неплохой чемпионат, наши клубы хорошо выступают в высшей лиге России, платят в Казахстане немало. Люди старались вывести хоккей на достойный уровень. И что получилось в итоге? Игроки стали выбирать, хотят они защищать казахстанский флаг или нет. Разве это нормально?
– Быть может, дело все-таки в главном тренере? Вам не кажется, что ему еще рано возглавлять сборную? – Про меня тоже так говорили, когда я сменил Бориса Александрова. Дайте возможность поработать, потом критикуйте. Ерлан ведь, по сути, еще и сборную не тренировал. В этом сезоне ведь ни в одном турнире не участвовали. К тому же, я уверен, при выборе наставника учитывали и еще один немаловажный фактор.
– Какой? – Пока я был главным, меня просили брать в команду игроков коренной национальности. И мы старались подтягивать до нормального уровня братьев Есиркеновых, Талгата Жайлауова… Теперь, видимо, хотят, чтобы и тренер был коренной. Нормальное желание.
В хоккей играют настоящие мужчины?
– Чемпионат мира в нашем дивизионе начнется уже в ближайшие выходные. Ваш прогноз – сможет ли Казахстан вернуться в элиту мирового хоккея? – Знаете, что красит тренера? Результат! В моей практике бывало, что мы с трудом набирали команду, но выступали успешно. Хотя играли-то бесплатно. У меня, например, никогда не было зарплаты – только премии за выполненные задачи. Да и то – пообещают одну сумму, а заплатят в три раза меньше. Это в сборной Беларуси премиальные такие, что можно потом год не играть. А у нас всегда были проблемы с деньгами. Ничего, терпели. Чтобы экономить, ездили на дальние расстояния на автобусах, пользовались старой формой по многу лет, ребята свои клюшки привозили, коньки… Боролись, как могли. Видимо, хоккеисты больше не хотят мучаться. Отсюда и отказы. Хотя впечатление у меня двоякое. Ну не хочет человек играть – это его право. Ну так объяви об этом официально, выступи в прессе! Скажи честно – я, хоккеист Иванов, за сборную играть не буду. Будь мужчиной. Хоккей ведь мужская игра. А то у нас прячутся, телефоны выключают. Несерьезно.
– Кто на ближайшем чемпионате мира будет фаворитом нашей группы?– Однозначно Австрия, хозяйка турнира. Может, поляки что-то покажут. Насчет Казахстана не знаю. Собрали бы всех сильнейших – точно бы вернулись в элиту.
– А как собрать всех сильнейших, если наши парни, выступающие в России, поменяли паспорта и не хотят играть в сборной? – Кто вам сказал, что не хотят? С ними надо разговаривать. Держать постоянную связь, созваниваться, общаться. Мне в этом плане было легче. До того как возглавить «Казцинк-Торпедо» и сборную, я работал в детской школе Усть-Каменогорска. Все ребята, которые сейчас играют, мне хорошо знакомы. Кого-то тренировал сам. По фамилиям если перечислять, вам газетной площади не хватит. Я с ними знаком с самого детства. Вы думаете, они сейчас стали гражданами России и больше Казахстану помогать не станут? Это не так. И Виталий Колесник вернется в сборную, и Еремеев с Трощинским-старшим. Парни помнят, где они родились и благодаря чему стали классными спортсменами и зарабатывают сейчас хорошие деньги. С ними надо работать.
– Если игроки вернутся, то возможно ли, что и вы снова возглавите сборную? – Не знаю. Если бы мне в прошлом году предложили стать освобожденным тренером, я бы согласился. В Казахстане сейчас несколько хороших команд, надо следить за их выступлениями, просматривать все клубы, искать новых игроков. Думаю, клубному тренеру времени и сил на это не хватает. А сейчас я уже не уверен, нужно ли мне это.
Кстати
На чемпионате мира в австрийском Инсбруке сборная Казахстана проведет пять матчей. 13 апреля – с Нидерландами, 14-го – против команды Кореи, 16-го померяется силами с поляками, 18-го числа будет экзаменовать австрийцев, а 19-го – англичан. Победитель турнира в следующем году будет выступать в элитном дивизионе чемпионата мира.
Досье:
Николай Мышагин родился 15 октября 1955 года. Работал с командами: «Металлург» (Новокузнецк) «Нефтяник» (Альметьевск) «Барыс» (Астана) «Казцинк-Торпедо» (Усть-Каменогорск) «Южный Урал» (Орск). С 2002 по 2006 год – главный тренер сборной Казахстана. Трехкратный чемпион страны, обладатель Кубка.
...или войдите через аккаунт соцсети