Яков Шевченко: «В борьбе нужно иметь голову шахматиста, силу штангиста, ловкость акробата и выносливость стайера»
С ветераном отечественной борьбы мы встретились в Центральном парке культуры и отдыха. Яков Борисович Шевченко является не только мастером спорта СССР, а также членом Союза художников Республики Казахстан. Он родился в 1938 году в России, в Белгороде, но его детство и школьные годы прошли в Казахстане.
Воспитывался в большей семье, где мать растила четверых детей одна. Детство было нелегким: трудные послевоенные годы, разруха, восстановление народного хозяйства. Занятия спортом помогали развить физическую силу, сноровку. Спорт для Якова Борисовича стал формой выражения духа с его постоянным напряжением, стремлением к победе. А любовь к рисованию была для него выражением сложных чувств, здесь просыпались тонкие струны души, углубленное размышление, работа разума.
— Яков Борисович, расскажите, как вы пришли в мир борьбы?
— В борьбу меня привел пример старых богатырей, которые были олицетворением силы, мужества, таких как Поддубный, Заитин….Привлекла демонстрация превосходства своей физической силы. Конечно, я видел свои недостатки. Чувствовал, что сила духа у меня была слабая. Не хватало желания преодолевать препятствия. Ведь в борьбе нужно иметь голову шахматиста, силу штангиста, ловкость акробата и выносливость стайера. Но и при этом надо иметь силу духа и волю к победе. Дело в том, что даже если человек имеет хорошие физические данные, но слаб духом, выходит на схватку вялым то он, как правило, перегорает. Вот это качество я тренировал в течение своей жизни. Не обходилось и без травм. Первую серьезную я получил на гимнастике — перелом обеих ног. Помню, в больнице врачи сказали: «Все отфутболился». Но я не сдался, восстановившись, продолжил тренировки, набирался опыта. Позже, когда мой уровень возрос, меня стали выставлять бороться со спортсменами высокого класса. Я настраивал себя так: ну чем я хуже него, он такой же, как и я. Помню, дело было в 1963 году перед Спартакиадой народов СССР, приехала сборная команда Средней Азии и победитель чемпионата Союза — сборная дружина Белоруссии. В тот период Казахстан представляли два спортсмена, соревнования проходили на Центральном стадионе на территории футбольного поля, поставили там помосты. Когда я вышел на схватку, моим соперником был чемпион СССР Байрамов, а в то время мне ещё не присвоили звания мастера спорта, у меня был первый разряд, но, несмотря на это, я уже выигрывал чемпионат Казахстана. Оппонент вышел на ковер, уверенный в своей победе. Я увидел, как он нахально стоит, одна нога впереди, другая сзади, готовясь сделать бросок через грудь. Каким-то шестым чувством почувствовал и незамедлительно сделал полупосадку в полубедро, ставлю его на мост, и думаю, сейчас я все равно тебя положу, иначе он меня технично обыграет, и чисто его кладу на лопатки. Я хочу сказать, что если иметь соответствующий настрой, то в большинстве случаев можно выйти победителем. Сам я был неудобным соперником, так как являюсь левшой. Кстати, наши олимпийцы, которые проходили через мои руки, Шамиль Сериков, например, был левшой, Жаксылык Ушкемпиров тоже левша, да и боксеры левши тоже очень неудобны. Но кроме всего этого нужно иметь силу духа.
— Кроме борьбы, какими видами спорта вы занимались?
— В школе я занимался всеми видами, какие только культивировались. Играл за сборную школы в волейбол. Сам был маленький, но любил брать резаные мячи, выдавать их на пас нападающим. Играл в футбол, ещё в валенках бегал на лыжах и, естественно, обожал гимнастику. Борьба в школе не преподавалась и приходилось бороться на улице самоучкой. Меня тянуло к борьбе, и даже в то время никто не мог у меня выиграть, крутили, крутили взрослые мальчишки, а положить на лопатки не получалось.
— Каких известных борцов вы воспитали за время работы тренером?
— Тренерской практикой я занялся после того, как выиграл в 1970 году Спартакиаду, проходившую в Павлодаре. Ушел из спорта по причине травмы, порыв плеча, и стал работать в Центральной спортивной школе, впоследствии ставшей Школой высшего спортивного мастерства. Трудились вместе с Жарковым. Мы тренировали основной костяк Алматы на Спартакиаду школьников. Выходец из нашей школы — мой ученик Шамиль Сериков, завоевавший такие титулы, как чемпион школьной Спартакиады, серебряный призер чемпионата мира в Толедо, чемпион Олимпийских игр и чемпион Европы. Его нашел Алдабергенов, год позанимался с ним и передал его нам. Помнится, одно время он загулял, забросил борьбу. Надо ехать на соревнования, а его нет, что делать, иду его искать. Приходил к нему домой, вытаскивал, приводил на тренировки. Ещё хочется сказать, что наша школа многое дала ребятам, которые сейчас стали тренерами — это Рудской, Утегенов, возглавляющий сейчас «Динамо».
— Чем нынешняя подготовка спортсменов отличается от той, что была в СССР?
— Видите, сейчас стимулом, в основном, является материальная сторона. Выиграв соревнования, спортсмен хорошо зарабатывает. Я считаю, что в то время идея и нравственный дух спортсменов были выше. Если в мое время человек человеку был другом, то сейчас это высказывание неактуально. Хочу сказать, что ещё две тысячи лет назад были выработаны законы морали, которые люди должны претворять в жизнь. Но люди, поняв, что от этих законов материальных благ не прибавляется, стали переступать через них, и в результате был нарушен принцип, который был необходим. Результат — кризисы, которые затрагивают не только душу человека, но и экологию, природу. Ещё великий Гете говорил, чтобы человек духовно развивался, он должен ежедневно читать хорошее стихотворение, слушать хорошую музыку или смотреть хорошую картину. Только тогда он выходит на высокий духовный уровень и становится благородным, добрым, чистым и растет духовно.
— Яков Федорович кроме занятий борьбой вы увлекаетесь живописью. Расскажите о своем увлечении?
— Искусство — это моя вторая половина. Если человек будет долго держать сжатую в кулак руку, то она застынет и устанет. Смена деятельности дает человеку большую работоспособность. В этом плане борьба давала большое физическое напряжение, а искусство, особенно изобразительное, помогало расслабляться. Тем самым я укреплял свой духовный потенциал, который потом помогал мне в борьбе. Дело в том, что ещё в десятом классе мне пошла информация, что я буду профессиональным спортсменом и художником. Как бы меня жизнь не кидала, так оно и случилось. Оглянувшись на свою жизнь, я сравниваю себя с пробкой, брошенной в бурлящую реку, то её закрутит в потоке, то выкинет на берег, то снова закрутит. Я хочу сказать, что если поставил перед собой цель и идешь к ней, преодолевая все препятствия, трудности, то только тогда можно всего добиться. Потому что сила духа — это тот стержень, на котором держится личность.
— Вы повидали многое на своем веку, что вы хотите сказать начинающим спортсменам.
— Занимаясь восточными единоборствами, молодой спортсмен в первую очередь должен начинать с духовного воспитания, очищения своего внутреннего мира. Если у человека есть болезнь, то он или завистливый, или жадный, неблагородный, а пока человек молод, его «компас совести» не сломлен. Поэтому, когда вы сделаете хороший дело, не оправдывайтесь перед собой. Но, сделав плохое дело, вы начинаете оправдывать себя. Вот это и есть тот стержень, и люди, теряющие компас совести, проходящий через сердце, становятся людьми аморальными. И таких, стремящихся к богатству любыми путями, у нас, к сожалению, очень много.
...или войдите через аккаунт соцсети