С именем Юрия Павловича Тархова связаны многие успехи Устинки, прежде всего в подготовке высококлассных хоккеистов. Тренер, воспитавший лучшего хоккеиста Казахстана всех времен и народов, олимпийского чемпиона Бориса Александрова. Человек, преданный хоккею и Устинке, и сегодня в курсе всех хоккейных событий. Юрия Павловича можно всегда встретить на трибуне усть-каменогорского Ледового дворца.
Жизнь возле стадиона
— Юрий Павлович, расскажите о себе и том, как вы приобщились к хоккею?
— Родился я в Новосибирске. Жил напротив стадиона «Пищевик», где была ледовая площадка, футбольное поле, атлетический зал. Такой был хороший спортивный комплекс. А к хоккею я приобщился тогда, когда туда на сборы приезжал московский «ЦСКА», у нас ведь морозы раньше наступали. И они постоянно тренировались в коробке стадиона «Пищевик». После этого я полюбил хоккей. Тогда даже клюшек не было хороших. Начал заниматься в одной из команд, которая была сформирована в Новосибирске. Таких команд было шесть. Мы начали играть между собой, потом из этих шести команд отобрали лучших и сформировали одну.
— Каких успехов добивалась ваша дружина?
— Выступали мы очень неплохо, упорно бились с московскими коллективами. Наша юная команда быстро прогрессировала. Нас привлекли в новосибирские команды «Сибирь» и «Динамо». Вскоре меня призвали в армию, во Внутренние войска. В Москве на стадионе «Сокольники» постоянно проводились сборы. Мы жили там по 2–3 месяца, правда, лед предоставлялся нам не в совсем удобное время: рано утром или ночью. Дело в том, что в «Сокольниках» тренировались и «ЦСКА», и «Динамо», и «Спартак» с «Крыльями».
— Как сложилась ваша судьба после службы в армии?
— После армии я пошел работать на завод, в конструкторское бюро. Там была заводская команда «Энергия». Играл в ней Стас Бахарев, который первым уехал в Усть-Каменогорск в 1960 году. Через год я тоже решил попытать счастья в Усть-Каменогорске. Нас было пять человек. Один из главных инженеров в Ульбинском металлургическом заводе Волков, во многом благодаря которому хоккей получил такое развитие в Усть-Каменогорске, посмотрел нашу тренировку. Выделили комнату, и мы начали тренироваться. Нас приняли на работу, и мы стали играть в «Торпедо». Выигрывали республиканские состязания, попали в класс Б. Команда у нас была достаточно сильной. В Усть-Каменогорске начался хоккейный бум. Как раз приехал Юрий Николаевич Баулин. «Торпедо» усилилась сильными игроками: Петровским, Опариным, Гурееымв, Куликовым.
— При каких обстоятельствах вы завершили карьеру?
— Получил травму руки, мне было 30 лет. Врачи сказали, что можно сделать операцию, но последствия могут быть разными, в том числе печальными. Я не стал рисковать и решил закончить с карьерой игрока. Баулин предложил тренировать молодежную команду. Как раз тогда в ей оказались Семыкин и Паладьев. Юрий Николаевич попросил обратить особое внимание на Женьку. У него поначалу катание было слабенькое, но он усиленно тренировался и попал в команду мастеров. И первым прославил Усть-Каменогорск на весь Союз.
— Как производился набор в хоккейную секцию?
— Тогда от желающих заниматься хокеем не было отбоя. Очень много мальчишек приходило с большим желанием кататься, овладеть навыками ведения шайбой. Правда, в то время с амуницией были большие проблемы: не хватало тех же коньков. По очереди занимались на льду, используя одни и те же коньки. А какие прекрасные тренеры тогда работали с детьми! Шалыгин, Решетников, Польшаков! Потом я работал вторым тренером в «Торпедо», ездил на сборы с командой. Затем начались какие-то противоречия с руководством, и я вернулся работать в хоккейную школу. И как раз начал заниматься с ребятами 1953, 1954 и 1955 годов рождения. Те же Борис Александров и Виталий Филиппов были в команде 1954 г.р., хотя они были помладше, но смотрелись достаточно уверенно. В команде 1955 г.р выделялись Чечель, Набоков, Локотко.
«Боря, опять он больше тебя забил!»
— Равиль Гатаулин чем вам запомнился?
— Он с командой 1954—1955 гг.р выигрывал союзное первенство среди своих сверстников с Борисом Александровым. Талантливый, очень много тренировался: с нами откатается, потом с другими. Мог целый день тренироваться! Потом уехал в Воскресенск. Сейчас он в Киеве работает тренером в детско-юношеском школе.
— Давайте поговорим о вашем воспитаннике, олимпийском чемпионе, блестящем игроке и талантливом тренере Борисе Александрове.
— Борис был талантом от Бога. Шустрый на льду, быстрый, напористый. Неординарный, с выдумкой, игровой мыслью, боевым, волевым характером. Индивидуально был очень силен, в то же время никогда не забывал о команде, всегда делал все для командного успеха. Техническая подготовка, катание — все у него было на высоком уровне. В детстве он много играл во дворе в хоккей, футбол. Кстати, в юношеской команде Борис и Равиль Гатаулин много забивали, причем в одной тройке их не ставили. Так как эти два мальчика стремились увеличить свой бомбардирский счет и друг другу передач не отдавали. Гатаулин больше забивал, и отец Борьки с трибуны кричал сыну: «Опять он (Равиль) забил больше тебя!!!».
Он долго в «Торпедо» не задержался, год-полтора поиграл. Как раз приехал сюда «ЦСКА» на товарищеские игры. Борис проявил себя в этих встречах, забил две шайбы. Тренеры армейцев его сразу же приметили. Конечно, Борис и сам мечтал играть в такой команде, как «ЦСКА». У него там хорошо сложилось, он с самой лучшей стороны показал себя в молодежной сборной, «ЦСКА», сборной СССР.
— Как и во встречах с канадскими профессионалами.
— В матчах с канадцами Борис сыграл в своем нестандартном стиле, чем удивил заокеанских любителей хоккея. На него там зритель ходил, все были поражены его игрой. Умел он это: такую игру показать, что интерес был у болельщиков огромный.
Тарасов был постоянно в поиске
— Вы пересекались с великим советским хоккейным тренером Анатолием Тарасовым?
— Он проводил показательные тренировки, мастер-классы. Постоянно придумывал новые упражнения, поэтому игрокам не было скучно. Если хоккеист пропускал его занятия, он рисковал не узнать чего-то нового. У него все сочеталось: техника, тактика. Были у него специальные упражнения, с помощью которых хоккеисты побеждали страх. К примеру, прыжки с высоты в воду. В то время часто проводились курсы повышения квалификации, где тот же Тарасов делился секретами тренерского успеха
— Юрий Леонов тоже занимался под вашим руководством?
— Я работал с ребятами 1963—1964 гг. р., где выделялся Юра. Там вообще было много талантливых хоккеистов. Леонов тоже вскоре оказался в Москве, в «Динамо». Становился чемпионом СССР, за сборную выступал. Игорь Беляевский тоже долго выступал на высоком уровне. Усть-каменогорские юношеские и молодежные команды часто занимали призовые места в масштабах СССР.
— Вы работали бок о бок с известным детским тренером Валерием Шалыгиным…
— Валерий Николаевич воспитал немало хоккеистов высочайшего класса.
Специалистом он был от Бога! Работал я тогда с вратарями. У нас много было способных мальчишек. Тренировал таких впоследствии известных мастеров, как Женя Набоков, Виталий Еремеев. Виктор Набоков очень плодотворно работал с вратарями. С Виталием Колесником много занимались, с тем же Сергеем Огурешниковым. На стадионе «Алтай» летом постоянно работали с вратарями. К сожалению, постепенно здоровье уже не позволяло тренировать. И я стал работать методистом в школе. Жаль, конечно, что по состоянию здоровья не мог дальше заниматься тренерской работой.
«Торпедо» на все времена
— С какими чувствами сейчас ходите на игры «Торпедо»?
— Обязательно посещаю домашние поединки, стараюсь не пропускать игры и фарм-клуба. Все-таки в нашей команде играют свои воспитанники, всегда хочется посмотреть на игроков Устинки. Но мы не можем удержать перспективных хоккеистов, они подрастают и уезжают. Вероятно, если бы были солидные средства, мы играли бы в КХЛ, и они бы никуда не уезжали.
— Как вы оцениваете чемпионат Казахстана, в котором появились новые команды?
— Это отрадно, что хоккей развивается в других регионах. Особенно, в тех, где он раньше не был развит на достаточном уровне. Нужен, конечно, широкий охват. При этом надо развивать школы подготовки хоккейных кадров, откуда будут браться новые кадры. Легионеры на определенном этапе помогут становлению команд, а потом уже школы должны давать своих воспитанников. Ставку надо делать именно на казахстанцев. Хоккей — очень дорогой вид спорта и нужно хорошее финансирование.
— Проблемы детского хоккея, особенно в Усть-Каменогорске, усугубляются нехваткой льда.
— Все упирается в финансирование. Модуль, который у нас в Усть-Каменогорске так не построили, нам необходим. Вот ребята наши ездили в Канаду, так там в маленьких населенных пунктах, где проживает 10 тысяч человек, построены модули, крытые ледовые площадки! А у нас ведь в городе не 10 тысяч проживает, так ведь? В нашем городе необходимо построить как минимум три модуля, особенно он необходим в районе Дворца спорта.
Юным хоккеистам нужны хорошие условия, тем более наши детские команды участвуют в российских соревнованиях. Если будет мощное финансирование, никто из ребятишек не уедет. Я всегда был противником того, чтобы ребята в раннем возрасте уезжали из дома. Потерять авторитет можно быстро, а восстановить очень трудно.
...или войдите через аккаунт соцсети