Юрий Зверев: «В чемпионате Казахстана должны играть 12–14 команд»
Чуть больше года прошло с тех пор, как в федерации хоккея поменялась власть — вместо уехавшего за границу Виктора Храпунова президентское кресло занял Аскар Мамин. За это время хоккей превратился в один из самых популярных видов спорта в Казахстане, появились две новые команды в чемпионате страны, а за играми «Барыса» следят десятки тысяч телезрителей.
Однако работа новой команды федерации хоккея нравится далеко не всем. Её регулярно критикуют — в том числе и за ошибки предыдущего руководства. Чтобы разобраться, каким был первый год работы, корреспондент Sport&KS побеседовал с генеральным директором КФХ Юрием Зверевым.
— Юрий Николаевич, Федерация хоккея Казахстана работает в новом составе чуть больше года, однако к ней уже начали предъявлять претензии. Давайте попробуем разобраться. Прошлый год запомнился неудачным выступлением мужской и женской сборных в отборочных предолимпийских турнирах. С чем, на ваш взгляд, связаны эти неудачи?
— Давайте разберемся. Да, на этот раз мы не сумели завоевать олимпийские путевки. И хотя мужская сборная принимала участие в зимней Олимпиаде 2006 года в Турине, а женская — в Играх 2002 года в Солт-Лейк-Сити, завсегдатаями крупнейших турниров четырехлетия мы никогда не были. Да, был шанс. Но о неудаче и тем более о провале (а приходилось выслушивать и подобные суждения) можно было бы говорить, если бы наши сборные на олимпийских отборочных турнирах уступили равным или уступающим в классе соперникам. Однако посмотрите состав участников «пульки» в Осло, где мужская сборная заняла третье место, в равной борьбе уступив командам Норвегии (1:2) и Дании (2:3) и крупно обыграв Францию (8:2). Норвежцы на предыдущем чемпионате мира пробились в восьмерку лучших, Дания в последнее время — тоже стабильный участник топ-дивизиона. 14-ю позицию в мировом рейтинге занимает Франция. И только Казахстан в этой компании представлял первый дивизион, имея худший рейтинг среди этой четверки (19-е место). Так что результаты турнира в Осло стали объективным отражением соотношения сил на тот момент.
Неплохие шансы пробиться в Ванкувер были у женской сборной. Однако женский хоккей специфичен и не всегда поддается логике. Ведь исход борьбы за путевку на Олимпиаду решила всего одна шайба, пропущенная в матче с хоккеистками Словакии. Наши девушки боролись до конца (одна победа над хозяйками отборочного турнира — немками со счетом 3:1 чего стоит!), и упрекнуть их по большому счету не в чем.
— Как оцениваете выступление молодежной сборной под руководством Олега Болякина на чемпионате мира в группе, А?
— Как неудовлетворительное — такую оценку дал исполком федерации.
— Что можете сказать о тренерской квалификации Олега Владимировича? Особенно в связи с результатами «Сары-Арки» во внутреннем чемпионате?
— Не думаю, что тут стоит проводить какие-то параллели: работа в клубе — это одно, работа в сборной — другое. И уж тем более не собираюсь ставить под сомнение квалификацию Болякина, к слову, заслуженного тренера Казахстана, выпускника Высшей школы тренеров. Тут нужно смотреть шире. Да, имели место ошибки в комплектовании и подготовке молодежной сборной. Однако проблема все-таки в нехватке у нас в стране молодых игроков высокого класса. Круг кандидатов в молодежную и юношескую сборные невелик, выбор у тренеров скуден. И нас эта проблема не может не беспокоить. Именно поэтому на одном из последних заседаний исполкома главой федерации Аскаром Маминым была поставлена задача обратить серьезное внимание на подготовку качественного резерва.
В этом году благодаря партнерству с НДПР «Нур-Отан» первенство страны среди детско-юношеских хоккейных школ будет проведено сразу в девяти возрастных группах. Но это лишь первый шаг. Необходимо повышать квалификацию тренеров, работающих с детьми, укреплять материально-техническую базу ДЮСШ, строить хоккейные модули. Воспитание здорового поколения должно стать приоритетной задачей.
— Успело ли новое руководство федерации создать все условия для юношеской сборной, которая выступала на чемпионате мира в Минске, и студенческой сборной, ездившей в Харбин на Универсиаду?
— Все пожелания, которые мы получили от тренерского штаба юношеской сборной, постарались выполнить — это касается и проведения учебно-тренировочных сборов, и организации контрольных игр. Что же касается студенческой сборной, то мы уже имеем опыт успешных выступлений на зимних Универсиадах. Боролись за медали и на этот раз, однако уступили в матче за «бронзу». На мой взгляд, главная причина такого результата заключалась в том, что наши ведущие клубы ввиду плотного календаря не смогли отпустить игроков в студенческую сборную.
— Национальная сборная Казахстана не могла вернуться в элиту чемпионата мира три года. И вот это возвращение состоялось. Как в федерации оценивают это достижение?
— Как несомненный успех. Игроки сборной прошли «обкатку» на олимпийских отборочных турнирах в Нарве и Осло, где получили необходимый международный опыт. И на решающие матчи мирового первенства в Вильнюсе команда выходила уверенной в себе. В поединках со сборными Японии и Словении, когда судьба матча висела на волоске, сборная Казахстана сыграла хладнокровно, не дрогнула в тяжелый момент и по праву заняла первое место в I дивизионе.
— Что ждет команду Андрея Шаянова на чемпионате мира?
— Мы попали в очень сложную группу. Россия два года подряд побеждает на чемпионатах мира. Беларусь на последнем мировом первенстве играла в четвертьфинале. Словакия, переживающая процесс смены поколений, ещё недавно входила в число топ-команд. Однако это не снимает со сборной задачу сохранить прописку среди лучших сборных мира.
— Давайте перейдем к делам внутреннего чемпионата. Зачем Казахстану свой собственный сильный турнир — не легче ли играть с российскими командами?
— Конечно, легче. Заявился в чемпионат России, и не надо тебе думать ни о развитии инфраструктуры, ни о подготовке собственного резерва — только успевай оплачивать российским командам перелеты, проживание и питание. Только вот бюджетный карман не бездонный. Средства, которые раньше шли на оплату чартеров для российских команд, их проживания в Казахстане и питание, команды теперь могут вкладывать в развитие молодежного и детского хоккея, в подготовку качественного резерва. Уровень национального чемпионата вырос на порядок — это признают тренеры и руководители команд. Если раньше, когда отечественные клубы играли кто в высшей, кто в первой лиге российского чемпионата, календарь внутреннего первенства постоянно менялся и корректировался, то сейчас мы имеем ритмичный календарь, игры идут практически каждый день, и турнир вызывает огромный интерес у болельщиков. Вот вам и ответ на ваш вопрос.
— По чьей инициативе появились новые команды в Атырау, Кокшетау? Сейчас, говорят, решается вопрос с ледовой дружиной в Шымкенте — зачем это нужно представителям местных властей?
— Команды в Атырау и Кокшетау создавались при личном участии президента Федерации хоккея Аскара Мамина и акимов областей. Благодаря тому, что мы довели число участников чемпионата Казахстана до восьми, появилась возможность провести интересный турнир. А в перспективе, в чемпионате страны хотелось бы иметь 12–14 команд. И, конечно же, мы заинтересованы в развитии хоккея в южных регионах Казахстана.
— Для чего во внутреннем чемпионате отменен лимит на «легионеров»? Не хватает казахстанских хоккеистов?
— Совершенно верно. Сколько молодых игроков, способных пробиться в команду мастеров, выпускает в год хоккейная школа? Пять, максимум десять человек… И таких школ в Казахстане, которые способны готовить хоккеистов уровня высшей лиги, немного — всего 2–3. А у нас, в связи с созданием новых клубов в Атырау и Кокшетау, формированием практически новой команды в Павлодаре, образовалось порядка 100 вакансий. Кем прикажете их заполнять? Правильно, «легионерами». И на первоначальном этапе я не вижу в этом ничего плохого — естественно, при условии, что приглашенные игроки будут высокого класса и у них будет учиться местная молодежь. И потом, руководителями и акционерами в лице акиматов и спонсоров ставятся определенные турнирные задачи.
Но вот что хочу сказать. Решение это непростое и было принято коллегиально представителями всех хоккейных клубов. Оно временное. По окончании сезона клубы соберутся и примут новое решение.
— Следят ли тренеры «Барыса» за чемпионатом Казахстана — планирует ли главный клуб страны черпать резерв из внутренних соревнований?
— Безусловно. И я не сомневаюсь, что уже через год-два игроки, выступающие в национальном первенстве, будут стучаться в двери флагмана отечественного хоккея, каким сегодня является «Барыс».
— Наконец, очень важный вопрос для болельщиков из Усть-Каменогорска. Правда ли, что федерация хоккея ищет для «Казцинка-Торпедо» спонсора, который бы помог команде заявиться для участия в Континентальной хоккейной лиге? И если такие поиски ведутся, то когда ждать результата?
— Сразу хочу сказать, что у усть-каменогорского клуба есть хозяин в лице АО «Казцинк», и решение об участии или, наоборот, неучастии команды в КХЛ должно приниматься им. С другой стороны, к решению этой проблемы могут подключиться местные органы власти и другие крупные компании, которые могут помочь, в том числе и в финансовом вопросе. А федерация, в свою очередь, всегда готова оказать посильную помощь.
— Как руководство федерации в целом оценивает свой первый год работы?
— Первый сезон был трудным. Но за это время была проведена серьезная работа — это касается и национального чемпионата, и реформирования системы детско-юношеских соревнований. Так, в короткий срок были созданы филиалы в девяти регионах, что упрощает нашу работу на местах, а мы уделяем этому серьезное внимание.
Да, сделано немало. Но работы предстоит ещё много. Будем улучшать систему подготовки резерва, помогать развивать инфраструктуру в регионах, открывать школы, возрождать старые и создавать новые хоккейные команды.
...или войдите через аккаунт соцсети