В последние годы в боксе наметилась любопытная тенденция, которую активно обсуждают специалисты: спортсмены-любители все чаще пробуют свои силы в профессиональном боксе. Об этом и многом другом «ЭК» рассказал директор актюбинской областной школы олимпийского резерва по боксу Алимбек Балмагамбетов.
— Часто бывает, что исход боя решается совсем не на ринге. Или это миф, распространяемый обиженными боксерами?
— Вовсе не миф! В любительском боксе частенько проскальзывает судейский фактор. Кому-то из спортсменов рефери симпатизирует, у кого-то есть свой интерес в том, кто победит, и судья может повлиять на исход боя. Это большой минус. От этого падает зрелищность и интерес к этому направлению. В профессиональном боксе такого быть не может.
— Отличие любителя от профессионала заключается ведь не только в его физических данных и желании боксировать за деньги...
— Конечно, разница еще и в подготовке. Профессионала готовят на 36 минут боя, любителя — на девять. То есть обычный спортсмен должен за девять минут показать все, на что способен. Профи-файтер может присматриваться, изучать. Это гораздо интереснее и зрелищнее. Немаловажна и психологическая составляющая — страха не должно быть в глазах. Настрой должен быть соответствующим. Росчерком пера
— Почему же Геннадий Головкин согласился поставить подпись под контрактом, а актюбинец Галиб Джафаров так и не стал профессиональным боксером?
— В то время, когда немецкая компания предложила Гене перейти в профи, одновременно такое же предложение поступило и нам. Я был готов выйти на новый уровень и попробовать сделать из Галиба чемпиона по одной из боксерских версий, но Джафаров сам не согласился. Это было его решение. Все, что ни делается, — к лучшему.
— А вот пошел бы Галиб в профи, потерялся бы среди сотен других?
— Не думаю, так как у него хорошие качества. Да, он не обладает мощными физическими данными, однако есть в нем сила духа, выносливость, трудолюбие и упорство. Будь он профессионалом, обязательно бы выиграл чемпионский пояс.
— Считается, что профессионалы достаточно сильно травмируются.
— Это неправда. Сейчас такого нет. Спорт-смен и его команда прекрасно понимают все, и никто не будет рисковать своим здоровьем. В год профи боксирует 4–5 раз и всегда проходит медицинское обследование и восстановительный курс. Мне кажется, что часто в профи-направлении больше следят за здоровьем боксера, чем в любительском боксе. Манят мани
— Отличается ли нынешний профессиональный бокс от того, каким он был раньше?
— Конечно. Сейчас бокс стал более качественным и интересным. Я нисколько не умаляю заслуг и достоинств великих чемпионов, но раньше боксировали «грязно», было много попаданий в голову. Сейчас профессионалы пропускают мало ударов в голову, берегут себя, действуют тактически грамотнее, хитрее.
— Зачастую спортсмены-любители переходят в профессионалы из-за денег. Это действительно выгодно?
— За последний свой бой с Рубио Головкин получил 900 тысяч долларов. К этой цифре он упорно шел девять лет. Постоянно тренироваться, постоянно держать себя в тонусе — это очень трудно. Вопрос в том, что боксер готов вытерпеть ради своей цели и мечты. Гена сумел, но многие ломаются и становятся простыми спарринг-партнерами.
— Почему так трудно казахстанским боксерам, у которых есть и талант, и физические данные, и психологическая подготовка, войти в число профессионалов?
— Нет хорошей команды и менеджмента. Нет грамотного промоутера, который был бы заинтересован в продвижении отечественного боксера, а это сейчас очень важно. Вот Андрей Еськин — великолепный спортсмен с прекрасными данными, но не было хорошего менеджера, и он не вышел на тот уровень, который хотелось бы.
На самом деле, потенциал у казахстанских боксеров очень хороший, плохо то, что наши законы не позволяют стать профи. Поэтому перспективные файтеры будут уезжать в Германию, США и выступать под флагом Казахстана. Ждем чемпионов!
— Если идет перекос в сторону профи, то не получится ли так, что мы потеряем любительскую школу бокса?
— Сегодня любители стали более профессиональными. Это диктуют время и народ. Никто не хочет смотреть скучные бои, им нужен файт. Настоящий, с хорошими ударами. Тем не менее любителей мы не потеряем. Миллионы детей и подростков по всему миру начинают с этого, только потом задумываются о профессиональной карьере.
— Не секрет, что тот же Джафаров тренировался в подвале и достиг хороших результатов. Может, стоит провести эксперимент, потренировать нескольких ребят в таких условиях и они станут чемпионами?
— Это крайность. Сейчас совсем другое время. Вот в этом году в здании центра олимпийской подготовки по боксу провели капитальный ремонт, которого никогда здесь не было. Это хороший подарок для наших воспитанников. Сегодня у нас образцовая школа, которую посещают чемпионы мира и Олимпиады. Зачем нам подвалы, когда есть условия? А местные чемпионы будут!
...или войдите через аккаунт соцсети