...или войдите через аккаунт соцсети

Зарегистрироваться Забыли?

Олимпиада


14 апреля 2008 (10:18)

Зажги мой огонь. Сделано в Казахстане

Зажги мой огонь. Сделано в Казахстане

За неполный день эстафета олимпийского огня в Алматы преодолела двадцать километров дистанции, собрала огромную аудиторию и оставила чрезвычайно странное впечатление. На одной стороне медали – то, что победители и призеры Олимпиады получили заслуженное признание, чему оказались несказанно удивлены. С другой же стороны, количество заявленных на дистанцию медалистов Игр было 15. Чиновников (включая в их число президентов спортивных федераций – ведь некоторые бежавшие с огнем фигурировали именно в этом качестве!) оказалось семнадцать.

- Мы с пяти утра на ногах, - рассказал водитель одного из 120 автобусов, совершивших в среду бесчисленное количество рейсов по южной столице по маршруту: город – Медео – город. Весь наш четвертый автобусный парк задействован! С самого утра драили машины, теперь людей возим…Устал ли я? Есть немного. Но с другой стороны – такое событие у нас раз в жизни.

Водитель рассказывает с примесью усталости и восторга, как издали наблюдал за бегом с факелом одного из самых выдающихся атлетов в истории казахстанского спорта Жаксылыка Ушкемпирова, а затем, понизив голос, прошептал: «А еще мне очень жалко детей, которых сгоняли с самого утра, но, не поверишь, куда жальче милиционеров и… гаишников!!! Мы на трассу выехали – а они уже стоят… и так им целый день маяться…»

Эстафета олимпийского огня в Алматы стала наглядной иллюстрацией того, что чувства меры у нас нет. Если сгонять народ – так скопом. Зачем, спрашивается, собирать людей на «Медео» с 8 утра, когда мероприятие начинается в 12? Да еще и закрывать их на трибунах. И даже не пускать в туалет…Уставшие еще до обеда, утомленные солнцем зрители, битком заполнившие стадион, механически выполняли абсурдные команды в духе «сжать ягодичные мышцы!» и сделали огромное число упражнений «сесть – встать!». Большую пикантность в процессе «дрессировки» добавили представители оргкомитета, сноровисто разносившие коробки по трибунам. Обычно в таких продают бананы. Окажись так – ситуация превратилась бы из комической в трагифарс. Но все обошлось. Там были голуби.

Если отсутствие чувства меры и излишняя ретивость – качества, неизменные для серьезных мероприятий в нашей стране, то с остальным был полный порядок. Пиршество – горой. Радость – одна на всех. Эмоции – искренни.

- Я видел много людей, побывавших на эстафете, которых заставили прийти, - рассказывает факелоносец Али Аманбаев, - но чуть позже наблюдал, как они преображаются. И остаются до конца смотреть всю церемонию, все шествие.

…Когда Бахтияр Артаев начал свой бег с огнем, в груди что-то затрепыхалось и почему-то вспомнились Афины. Где этот парень совершил невозможное. Победив двукратного олимпийского чемпиона Олега Саитова в полуфинале, а в финале «ликвидировав» кубинца Лоренцо Арагона. Который на тот момент не проигрывал больше года.

…А Бахтияр бежал с огнем. Уже в третий раз за день эстафеты (две пришлись на утренний «прогон мероприятия»). Табло, установленное на стадионе, поэтизировало этот момент дивной мизансценой – показывая выражение его лица. И, право, все три раза складывалось впечатление, что боксер – счастлив. Даже, может быть, больше, чем четыре года назад, когда он стоял на олимпийском пьедестале…

…Автобус, нагруженный журналистами, медленно спускался с «Медео». Много раньше факелоносцы, сменяясь один за другим, завершили первый этап проноса огня. До начала второго оставалось больше двух часов, но отчего-то на маршруте движения стояли школьники, студенты. Для них в этот день были объявлены своеобразные «каникулы». Занятий – не было, но на эстафету они обязаны были прийти и радостным криком встречать весь транспорт, спускающийся с гор. В том числе и наш. На некоторое время я почувствовал себя Хо Ши Мином. Или Ким Чен Иром. И даже помахал в ответ отнятым у кого-то флажком, вызвав этим движением радостное оживление. Видимо, обычно их не замечали…

Зато невозможно было не заметить Розу Рымбаеву. Или пронос огня на коне в исполнении Мухтархана Дильдабекова и многих, многих других, бежавших с символом Олимпиад. За этим зрелищем наблюдал серебряный призер Олимпиады в Сиднее Ислам Байрамуков. Отчего-то в списках участников на пронос огня его не оказалось…

- Жаль, что прикоснуться к огню смогли всего 80 человек, - отмечает серебряный призер Олимпийских игр-1972, участник факельного шествия Виктор Абоимов, - оргкомитету пришлось поломать голову над кандидатурами. Ведь достойных претендентов было множество. И я рад, что мне была доверена такая честь.

…На церемонии, венчавшей шествие, Имангали Тасмагамбетов в очередной раз удивил. После того, как его команда порадовала, что НИ ОДИН представитель акимата (в отличие от того же Олимпийского комитета) не бежал с огнем, Имангали Нургалиевич произнес финальную речь на трех языках. И пусть на английском текст он читал по бумажке, с весьма своеобразным произношением – он сделал так, как и подобает в данных случаях.

- Наш аким – человек непростой, - рассказывал накануне эстафеты начальник управления туризма и спорта Алматы Наиль Нуров, - он организовывал множество мероприятий. Но я впервые был свидетелем, чтобы градоначальник каждую неделю собирал совещания по вопросу организации шествия. И вы сами видите: город преобразился, стал чище. Как заметил один из районных акимов: дай нам еще пять таких эстафет и Алматы бы блестел.

…Самый яркий цвет эстафеты – ядовито-желтый. Именно в такое «одеяение» облачился весь наш сектор на «Медео», будто разом заболев «желтухой». Самое же яркое впечатление – финиш шествия в исполнении Ермахана Ибраимова. А если быть более точным – реакция людей. Такой ажиотаж – дико-восторженный с оттенками фанатизма можно лицезреть на концертах Slipknotа или на худой конец во время выступления U2. Но чтобы на спортивном мероприятии…

Люди лезли на головы, пытались сфотографировать или хотя бы на миг увидеть олимпийского чемпиона Сиднея с факелом в руках. А потом воздали ему почти королевские почести.

Зрительская реакция, их овации, эмоции – одно из лучших, что было в эстафете олимпийского огня. Это воздаяние спортсменам за их подвиги не только на Олимпиадах, но и чемпионатах мира, Азии. Тем, кто проливал пот и кровь на тренировках и состязаниях, принося стране медали. Спортсмены это заслужили…

- У меня даже ощущения были, как после Олимпийских игр или первенства мира, - рассказывает победитель Олимпиады-1988, пятикратный чемпион планеты Анатолий Храпатый, - когда перед тем, как принять эстафету огня, я испытывал то же чувство, что и перед вхождением на подиум для награждения. Волнение. Трепет…

Если зрители, выступившие в роли болельщиков поневоле, – главные персонажи второго плана на шествии огня, то главным героем оказался Али Аманбаев. Преодолевший 200 метров на инвалидной коляске и представлявший на эстафете всех людей с ограниченными возможностями.

На заключительной пресс-конференции Али рассказывал, что он ратовал за включение по проносу огня «более достойных кандидатов от людей, имеющих инвалидность, но в итоге выбрали меня». И что это решение – на самом деле реализация декларируемого выражения «спорт для всех».

Человек, прикоснувшийся в этот день к олимпийской святыне, волновался, делился эмоциями, но самым запоминающимся были его глаза. Счастливые. Наполненные огромной теплотой и любовью к окружающему миру. Он действительно ощутил девиз шествия «зажги огонь, поделись мечтой». Только ради этого и стоило проводить эстафету олимпийского огня.

P.S. Ноги гудели, будто бы где-то по соседству находится пасека и летает тысяча пчел. По проспекту Достык неслись обрадованные водители, видевшие перед собой не перекрытые улицы, а сигнал светофора. А впереди отец нес на шее мальчика, который с радостью вертел в руках горящую зажигалку. И впервые я пожалел, что не курю. Поскольку мне захотелось достать спички или зажигалку и зажечь огонь. Свой огонь.

Леонид Юрьев
Мегаполис

Комментарии

Комментировать могут только авторизованные пользователи, или зарегистрируйтесь

...или войдите через аккаунт соцсети