Олимпийское «золото» Александра Винокурова стало путеводной звездой для казахстанских спортсменов.
Не люблю повторять хрестоматийные истории. Но эту, пусть даже каждому известную, обойти молчанием невозможно, настолько она хороша. При желании ее даже как провидческую можно истолковать. Итак, представьте картину: завершается престижная гонка «Школьник Казахстана», гонщики уже находятся в поле зрения судей, уже совершают последний рывок маститые юниоры. Крепкие, здоровые ребята, готовые вот-вот на равных вступить в борьбу со взрослыми (многие из них входят в сборную Союза), вовсю жмут на педали… А тем временем к финишной черте подкатывает совсем еще «зеленый» парнишка. Директор гонки, он же старший тренер юношеской сборной, бросился к нему:
— Мальчик, скорее проезжай, сдай в сторону, сейчас тут группа финишировать будет.
И услышал:
— Я финиширую…
Звали того паренька Сашей Винокуровым, на дворе стоял 1987 год.
…Такое впечатление, будто велосипедистов, серьезно занимающихся этим видом спорта, на улицах Петропавловска и автотрассах под городом, где они проводят тренировочные заезды, прибавилось. Наверняка скоро их и впрямь станет больше: золотая медаль на ХХХ Олимпийских играх в Лондоне Александра Винокурова произвела настоящий переворот в настроении молодежи. Хотя и сейчас более 300 спортсменов-велосипедистов Северо-Казахстанской области, с момента получения радостного известия и даже на тренировки одевающиеся исключительно в спортивную амуницию цветов национального флага, являют собой солидный отряд: 20 из них входят в состав сборной Казахстана и девять вот в эти самые дни защищают спортивную честь страны. Так что слова: «Достойная смена растет» в области произносят с полным основанием.
Но если говорить об успехах североказахстанских мастеров, да той же велошколы, то в первую очередь следует вести речь о преемственности традиций, особом душевном настрое, который стараются привить своим воспитанникам тренеры. Нет, точнее будет — передать настрой. Так, первому тренеру Винокурова Сергею Кручине дорогу в большой спорт дал Николай Гребенщиков — член сборной Союза и чемпион СССР по велокроссу. Надо ли пояснять, что при масштабах той бывшей страны с ее неиссякаемыми резервами главная ступень пьедестала почета означала достижение высшего порядка? И вполне заслуженное: увлеченность Гребенщикова (он и в зимних видах спорта тоже выделялся — в марте завершил состязания на лыжах, а в апреле вышел на Сочинскую многодневную велогонку) многих вовлекла в свою орбиту. «Он передал нам уверенность», — особо подчеркивает Кручина. И ему. И Валерию Манину, неоднократному чемпиону Казахстана. И Руслану Гаврилову, замечательно проявившему себя на международных трассах. Да и всей команде «Динамо», традиционно сильной в СКО.
А Анатолий Исаев? Его стараниями были открыты в райцентре Бишкуль велосипедная и лыжная школы — и таким образом сделан первый шаг к олимпийскому «золоту». Тренером в 1983 году он пригласил только что демобилизовавшегося из армии Сергея Кручину. Тот прошел по четвертым-пятым классам местной средней школы, агитируя пацанов. В набранную им группу и вошел 11-летний Саша Винокуров. Поехали? Нет, не сразу. Занятия Сергей Иванович начал с… походов и рыбалки, потом были поездки спортотряда в летний лагерь. Все для того, чтобы мальчишки сдружились, обрели вкус к совместным действиям, почувствовали себя единой командой. Таким было важнейшее правило советского спорта, когда атлеты не получали огромных денег. Не бедствовали, конечно. Выше других взлетевший и имел больше других, но в основном выкладывались из чувства патриотизма, «светлого» гонора. Им бы и в голову не пришло заявить, будто спортсмен ничего обществу и стране не обязан, а разочарование — личное дело болельщиков.
Вообще, деньги в спорте, считает Кручина, производят двоякий эффект. Хорошо быть обеспеченным, плохо, если они сваливаются на человека слишком рано. В велоспорте, может, опасность головокружения от успехов несколько ниже, не припомнит он среди знакомых сбившихся с пути. Так как в этом виде спорта человек в полный голос заявляет о себе года в 24, сложившейся то есть личностью. А до того — старайся проявить себя, занятие спортом в любом случае на пользу пойдет. Поэтому Сергей Иванович не делит ребят на «перспективных» и «без», принимает в свою группу всех желающих. Самородка настоящий тренер не проглядит. Саша, вспоминает он, сразу выделился двумя качествами: стремлением во всем быть первым и фантастическим трудолюбием.
— Настырный, — на свой лад соглашается мама Раиса Сергеевна. — Если возьмется за что то, ни за что не отступится. Тренер сказал «режим» — минута в минуту ляжет и встанет, тренер сказал «пробежки» — в любую погоду ни метра от дистанции не убавит.
Подготовка велосипедистов — не только езда по трассе. Бег, приседания, прыжки, силовые упражнения и еще масса чего туда входит. По тому, как человек относится к каждодневным занятиям, наставник многое может понять.
— Я наблюдал реакцию его организма при отжиманиях, — рассказывает Кручина, — поучительно зрелище. После 40–60 качков лицо краснеет, затем на нем появляются капли пота, они все обильней, вот пот уже ручьем катит — а Александр все продолжает отжиматься «через не могу».
Суть в постоянном духе соперничества внутри команды. В данном случае всякий постарается отжаться наибольшее количество раз. Хорошо последнему, знающему результаты других, потому принято очередность определять жребием. Так вот, если Винокурову доставался первый номер, он ценой сверхнапряжения поднимал планку столь высоко, что все равно оставался победителем, превзойти его оказывалось невозможно. Убедительней примера, как упорство помогло сформироваться личности, пожалуй, и не подберешь.
В связи с этим на секунду отвлечемся от темы. Как-то довелось по ТВ услышать: дошла, дескать, наука до того, что вот-вот на генном уровне еще у эмбриона смогут определять склонность к тому или иному виду спорта. Неужели и впрямь возьмутся, вот где дров наломают! Винокурова, между прочим, они запросто могли бы забраковать: ну, нет у него «острого финиша». И не было. И прекрасно без него он обходился: мыслящий спортсмен строит тактику, умело используя свои сильные стороны. У Александра коронным приемом стали изматывающие соперников рывки, что может позволить себе только очень сильный физически человек, и отрыв примерно на половине дистанции. Именно так он в 1986-м впервые выиграл гонку республиканского масштаба в Сарани, год спустя совершил тот, ставший знаменитым рывок на «Школьнике Казахстана», да в той же убедительной манере и большинство всех своих побед одержал.
На его счету немало достижений. В том числе серебряная медаль Олимпиады в Сиднее, успехи на Тур де Франсе. Да что перечислять известное, достаточно вспомнить, сколько лет его имя держится на слуху во всем мире. Не менее важно то, что стоит за внешней стороной этого специфичного бытия. В начале материала мы не случайно отдельно останавливались на нравственных качествах спортсменов. Не так-то просто совместить в душе взаимоисключающие, казалось бы, понятия, как, скажем, честолюбие и готовность к взаимовыручке, велоспорт — занятие одновременно индивидуальное и командное. Без честолюбия к спорту высоких достижений даже поступаться бесполезно: это оно позволяет вынести постоянные самоограничения, сверхвысокие нагрузки на тренировках (прикинем мысленно на себя: сегодня, завтра и всегда — полный рабочий день на пределе сил и без перекуров — всякий ли отважится?). Плюс умение лидировать. У Винокурова оно, похоже, врожденное, еще до спортшколы пацаны в его компании в случае чего кричали: «Вот я сейчас скажу Сане!», подразумевая обращение к признанному авторитету: уж он-то по справедливости разберется, слабого в обиду не даст. С другой стороны, без чувства коллективизма в велоспорте не обойдешься, одиночку затрут. Да, на пьедестал поднимается кто-то один, но профессионалы знают: успех победителю обеспечивает команда. Это она, «сидя на колесе» (поддерживая высокий темп), выводит тебя в лидеры, заставляя соперников «в мешке» в одиночку бороться с ветром; твои товарищи, рывками изматывая конкурентов, тратя силы для общей победы. Есть еще много тонкостей, нам же суть важна, а она в том, что моральный стержень, заложенный в душу Винокурова семьей, окружением, тренерами, самовоспитанием, оказался из нержавеющей стали, стойким к испытанию славой.
«Благороден», — коротко сказал Кручина. Уйдя из детства, справедливый Саня стал справедливым Александром. Было: трасса Азиатских игр, накануне он стал чемпионом в командной гонке, а сегодня темп задает Андрей Кивилев. Взял круто, бескомпромиссно, но в какой-то момент силы начали оставлять его. Винокуров догнал друга, «повел», дав возможность восстановиться, и таким образом помог финишировать первым.
Да, к победам он всегда стремился, но не любой ценой. И, обосновавшись в силу профессии в Ницце, никогда не переставал чувствовать себя казахстанцем. Раз в год неизменно приезжал в родные края. «А Бишкуль (родное село — Авт.), — говорил маме, — вообще центр Вселенной».
Трудолюбие помогло ему выбрать стезю по таланту. Пожалуй, единственный человек на свете, не одобряющий его выбора, — это Раиса Сергеевна. Поначалу-то она к велоспорту относилась терпимо. Охлаждение наступило после того, как сын сломал ключицу. Потом были другие травмы, гибель Кивилева (это для болельщиков, а для нее-то — Андрюши!). Слишком хорошо она знает цену побед, так что даже вида гонщиков на экране не переносит: «Особенно, когда Саша начинает атаковать — ой…» Вот и в тот звездный час супруг Николай Александрович, дочь Светлана, внук прильнули к телевизору, а мать сидела на крылечке и молилась. Когда раздался восторженный рев, ее первой мыслью было: «Обошлось», а уж потом: «Может, в тройку вошел?» «Золото!» — кричали родные.
В последующие дни это слово много раз повторялось в доме Винокуровых, люди, говорит Раиса Сергеевна, вереницей с поздравлениями идут.
…В минувший четверг Александр вместе с другими олимпийцами прибыл на родину. Всех их ждал теплый прием, золотого призера — в особенности. Для него высшая награда стала достойным завершением спортивной карьеры. Другие начинают путь к вершинам: в СКО насчитывается более двух тысяч спортсооружений, в Петропавловске начато строительство Дворца спорта. Сегодня практически каждый четвертый североказахстанец активно занимается физкультурой и спортом, посвятив свою жизнь здоровому образу жизни. Около 300 представителей области входят в сборные команды республики. Так что есть (и будет!) кому произнести ставшую известной, своего рода паролем, фразу. С разными интонациями — от мальчишески растерянного до уверенной на пике славы и чуть грустной, но и гордой в конце: «Я финиширую».
...или войдите через аккаунт соцсети