События из мира большого спорта сегодня в центре внимания в Казахстане, констатировал казанский востоковед и автор «БИЗНЕС Online» Азат Ахунов. Все обсуждают первую в истории страны золотую медаль чемпионата мира по легкой атлетике, которую принесла натурализованная кенийка, бегунья Нора Джеруто. Она не говорит на казахском, а в той стране, которую представляет на международной арене, бывает два-три раза в год. Причем успех Джеруто случился сразу же после победы на знаменитом теннисном Уимблдоне Елены Рыбакиной, коренной москвички, также выступающей за Казахстан, передает Sports.kz.
Столкновение цивилизаций по-казахски
Весь Казахстан в эти дни живет спортом. Бывшие эксперты по российско-казахстанским отношениям (а ранее — специалисты по коронавирусу) резко превратились в спортивных комментаторов. Виданное ли дело — натурализованная кенийка Нора Джеруто принесла стране первое в истории «золото» на чемпионате мира по легкой атлетике, победив в беге на 3 тыс. м с препятствиями.
Большинство казахстанцев испытывают культурно-цивилизационный шок: вроде положено гордиться соотечественницей, случилось важное историческое событие, но что-то останавливает. Система опознавания «свой-чужой» дала сбой и работает только в режиме «чужой». Сама Джеруто как будто далека от этих проблем. Обернувшись казахстанским флагом, словно родным, ослепляя трибуны своей белозубой улыбкой, африканка искренне радуется заслуженной победе. Она как будто говорит: «Я ваша, такая же, как вы!» Но суровый казахский агай пока не готов ее принять за свою. При этом и двух недель не прошло с момента не менее исторической победы экс-россиянки, ныне казахстанки Елены Рыбакиной на Уимблдоне. Для казахстанского тенниса это космический прорыв — ничего подобного в спортивной истории страны не бывало. Но опять же — «свой» или «чужой»?
Ни дать ни взять иллюстрация к известной книге Сэмюэла Хантингтона «Столкновение цивилизаций». Американский социолог полагал, что единственное реальное различие, оставшееся между народами после завершения холодной войны, — это культурная принадлежность.
«Қай ауылдан?»
В популярной в Казахстане группе «Новый Казахстан / Жаңа Қазақстан» в одной из соцсетей победа Джеруто под казахстанским флагом стала темой № 1. На данный момент число комментариев растет, хотя уже перевалило за несколько сотен. Больше всего читателей позабавило заглавное фото. Подпись под ним гласит: «Сборная Казахстана на чемпионате мира по легкой атлетике». На фото в обнимку стоят пять человек. Из них один, судя по всему, казахстанский спортивный функционер, остальные — темнокожие африканцы.
«А че такие загорелые казахи? Қай ауылдан? („Из какого аула?“ — прим. ред.)» — пишет один из пользователей. «Приехали! Своих не растим, а легионерам все пожалуйста», — вторит ему другой комментатор. Большинство явно не рады тому, что сборная Казахстана по легкой атлетике представлена «некоренными» казахстанцами. И это несмотря на то, что темнокожие сограждане впервые принесли стране реальную победу. «Где вы видите сборную Казахстана, это сборная Африки», «Афро жуз»... В комментариях явно видна и ксенофобия, и обида на власть имущих за то, что они тратят деньги на легионеров, вместо того чтобы развивать местный спорт, открывать детско-юношеские спортивные школы. «У Казахстана есть деньги для африканцев, но снизить пенсионный возраст сразу же в бюджете денег нет. Боже, спаси Казахстан от его правительства», — пишут комментаторы.
Участников дискуссии явно задевает и тот факт, что в сборной почти не представлены этнические казахи. И в самом деле, если открыть сайт федерации легкой атлетики Казахстана, то мы увидим, что почти 80% тренерского состава и членов сборной — это люди явно не с казахскими фамилиями.
Знает ли Джеруто казахский язык?
И тут, наверное, резонно задать вопрос: «А знает ли Джеруто казахский язык?» Шутки шутками, но для того, чтобы получить гражданство, ей пришлось выучить гимн Казахстана и базовый набор казахских слов. В реальности она бывает в этой стране не более двух-трех раз в год, считая, что казахстанский климат не подходит для тренировок.
Кенийцы — самый ходовой «товар» на легионерском рынке. На родине спортсмены и их тренеры не получают ни копейки, если только не состоят в клубах, принадлежавших армии или полиции. Поэтому и ищут счастья по всему миру. Чаще всего их приглашают в сборные арабских стран вроде Бахрейна. Меньше 10 лет назад российские спортивные функционеры также делали ставку на кенийских спортсменов, но опыт оказался безуспешным. Африканцы тренировались в Казани, учились в Поволжской академии физкультуры, но в итоге эксперимент провалился.
Джеруто получила казахстанский паспорт еще 2018 году. После чего 26-летняя кенийка четыре года ждала возможности выступить под флагом Казахстана. Дело в том, что строгие правила международной ассоциации легкоатлетических федераций предусматривают ряд пунктов, которые нужно выполнить, чтобы выступить за другую страну. Говоря иначе, все легионеры должны пройти трехлетний карантин, только потом они имеют право получить гражданство той страны, за которую выступают.
«Лично я к инициативам по натурализации отношусь негативно, — заявил Sports.ru заслуженный тренер республики Казахстан Михаил Сорокивский. — Гораздо проще нанять готового легионера, чем воспитать своего чемпиона. Лучше бы эти средства потратили на развитие нашей легкой атлетики, вложили бы их в собственных детей. Но кто хочет долго и муторно строить дом по кирпичику? Лучше купить уже готовый дворец и радоваться».
«Уимблдонский кошмар» устроила русская теннисистка из Казахстана
Примерно в то же время, что и Джеруто, в Казахстан перебралась и ныне 23-летняя теннисистка Рыбакина. Теперь она выступает под желто-голубым казахстанским флагом. Две недели назад она «порвала» самый престижный теннисный турнир Большого шлема, проходивший в Лондоне. Перед финалом британское издание Express назвало Рыбакину «уимблдонским кошмаром», видимо, отмечая силу и мощь спортсменки, рост которой составляет 184 сантиметра.
Сначала она выиграла четыре матча подряд и впервые в карьере вышла в четвертьфинал этого турнира Большого шлема. В четвертьфинале Рыбакина обыграла австралийку Айлу Томлянович и впервые в карьере вышла в полуфинал самого престижного международного теннисного турнира. В полуфинале она обыграла бывшую первую ракетку мира, румынку Симону Халеп, а потом победила вторую ракетку мира Унс Жабер. Таким образом, Рыбакина стала первой теннисисткой из Казахстана, выигравшей турнир Большого шлема.
В этом году на Уимблдон не допустили игроков из России и Беларуси. А Рыбакина выступает за Казахстан — хотя родилась и выросла в Москве. Гражданство она сменила всего четыре года назад. До 18 лет спортсменка выступала за Россию и до сих пор, несмотря на переход под казахский флаг, продолжает жить в Москве. У Рыбакиной, скорее всего, уже нет российского паспорта — потому что законы Казахстана не предусматривают двойное гражданство. Для казахстанского тенниса это космический прорыв — ничего подобного в спортивной истории страны не бывало. Президент Касым-Жомарт Токаев лично наградил спортсменку орденом Дружбы II степени.
После победы Рыбакиной в сети «схлестнулись» российские и казахстанские фанаты. Воистину, «у победы тысяча отцов, а поражение всегда сирота». Две стороны стали «разрывать» ее на части. Как так — родившаяся в Москве русская спортсменка «взяла» Уимблдон, разве Россия не имеет права гордиться своей уроженкой? Казахская сторона считает, что как топ-теннисистка Рыбакина сформировалась именно в Казахстане — за счет ресурсов, которые там смогли направить на ее развитие. Поэтому она казахстанка, а не россиянка.
В России шло бурное обсуждение: как же получилось, что отпустили и упустили такую талантливую девушку? Причина проста — не нашлось денег. Дело в том, что расходы теннисиста в начале его профессиональной карьеры просто фантастические и их невозможно компенсировать никакими государственными стипендиями и бюджетами спортшкол. Разъезды по турнирам, аренда кортов, зарплата тренерам и физиотерапевтам — на все это уходят сотни тысяч долларов.
Казахстан не пожалел средств на талантливую спортсменку. Она получает приличную зарплату и призовые, имеет возможность тренироваться на лучших теннисных площадках по всему миру, в целом не знает бытовых проблем. Не говоря уже о том, что российские спортсмены из-за санкций и допинговых скандалов не имеют возможности полноценно выступать на международных турнирах.
Сама Рыбакина в каждом интервью подчеркивает, что Казахстан дал ей все, поэтому она не российская, а казахстанская спортсменка: «Я родилась в России, но, конечно же, представляю Казахстан. Я получила много помощи и поддержки. Чувствую поддержку людей и очень рада представлять Казахстан, потому что считаю, что показываю результаты, которые идут на пользу спорту в Казахстане. В меня поверили. Они сделали все возможное, чтобы я продолжала играть, продолжала совершенствоваться».
Мы привыкли говорить, что спорт вне политики. На самом деле это не так. Спортивные успехи — это показатель мощи и престижа страны. Последние достижения Казахстана в этой области говорят о том, что наш сосед вырос, стал сильным и теперь готов соревноваться наравне не только со «старшим братом», но и со всем миром. И это надо понимать и видеть.
Казахстан остался без медали в беге на 5000 метров ЧМ-2022 по легкой атлетике
...или войдите через аккаунт соцсети