Первый раз мы с ним встретились в прошлом году в Вене, на Малом курултае казахской диаспоры Европейского союза и зарубежных стран.
В мае 2010 года на ежегодный форум в самое сердце Старого Света съехались представители казахской диаспоры Великобритании, Франции, Германии, Италии, Швейцарии, Бельгии, Дании, Норвегии, Нидерландов, Турции, Монголии, Финляндии и других стран. Всего более полутора тысяч участников. В рамках курултая наряду с другими мероприятиями был проведен и футбольный турнир. Абдулла был заметен среди игроков, создавая острые моменты у ворот соперников. После встречи один из организаторов Малого курултая — председатель общины Австрии Казырхан Шолпан представил его нам: «Познакомьтесь, Абдулла Губаноглу, представляет казахов Франции, бизнесмен, в свое время успешно выступал за профессиональные футбольные клубы Турции и Франции». Тогда сжатый график мероприятий не дал нам возможности поближе познакомиться. А недавно мы вновь встретились с ним, но уже в Париже, где он живет. На мое предложение о встрече он сразу согласился. И вот мы сидим в уютном кафе в пригороде Парижа.
Хотя, как он сам говорит, в совершенстве владеет французским, турецким языками, мы общаемся на родном казахском языке, иногда переходим на английский, так как, чувствую, некоторые наши слова он уже не улавливает. «Сам я родился и вырос в Стамбуле, потому отношусь к категории „турецких“ казахов», — говорил он, как бы оправдываясь.
Отец Абдуллы — Абзелхан и мать — Батимеш переехали в Турцию в 1950 году из Пакистана. До этого небольшой отрезок времени они жили в провинции в Индии, куда перебрались из Гуанчжоу Китайской Народной Республики. Однако беженцы из казахских степей ненадолго задержались там, так как местные их стали сильно притеснять и ущемлять в правах. Сами они родом из Баркола Алтайского края. Родителей похоронил в 2007 году. Отец умер в возрасте 87 лет, а мать через две недели в возрасте 83 лет.
У самого Абдуллы пятеро детей: три сына — Серби, Метехан, Абзелхан (в честь отца) и две дочери — Филиз и Мербегуль. Все они еще учатся в турецких и французских учебных заведениях. Как я понял, они с супругой Элен души не чают в своей четырехлетней внучке Рамзанур.
Футболом он начал заниматься с раннего детства, если точно, то с 10 лет. Тогда в 1969 году в стамбульский футбольный клуб «Галатасарай» его вместе со своим сыном привел сосед по дому, где последующие десять лет на всех возрастных этапах — детском, юношеском и взрослом — до призыва на службу в армию выступал только за этот клуб.
После демобилизации Абдулла со своим товарищем решает попробовать свои силы в европейском футболе и, несмотря на переживания и возражения родителей, отправляется во Францию, и не куда-нибудь, а в Париж. «Мы были молоды и неудержимы, в нас тогда было столько сил и энергии…», — смеется он.
Приехав в Париж, абсолютно чужой город, через уже знакомых коллег-футболистов они попадают на «просмотр» французского клуба Golden Star и успешно сдают все «экзамены», подписывают контракты. А дальше — обустройство и спортивная жизнь, состоящая из повседневных тренировок и игр.
Абдулла Губаноглу за этот клуб успешно выступал четыре года, за что получал высокие гонорары. Тогда, к примеру, просто за одну игру помимо всех основных выплат ему доплачивалась одна тысяча франков. При таких заработках ни о какой другой работе и думать не приходилось. Но потом, как это нередко случается в спорте, получил серьезную травму. Лечение колена затянулось дольше положенного срока, а, как известно, в профессионалах долго не ждут. Его случай не исключение, и с ним не стали продлевать контракт. Но он не хотел прощаться с футболом и после восстановления начал выступать за французский клуб «Сен-Дени», но уже на любительском уровне. Последующие четыре года представлял эту команду, а уже после стал здесь же тренером детско-юношеского спортивного клуба. Однако тренером проработал недолго, чуть более трех лет. Но за это время он смог воспитать несколько игроков, подававших большие надежды.
Я спросил его, не скучает ли он по тем временам, по футболу? Ответ не последовал сразу, он задумался. «Те времена, конечно, вспоминаю с теплотой, а вот по футболу совершенно не скучаю, так как вот уже много лет являюсь членом одного из французских клубов ветеранов. Играю два раза в неделю. Еще участвую в ежегодно проводимых соревнованиях между клубами ветеранов французского футбола», — ответил он.
Как рассказывал он мне, на Родине не так часто бывает, в последний раз посетил Казахстан в 1998 году. А до этого, в 1994 году, принимал участие в национальном турнире «Намыс». Он проходил в Алматы, куда приехали футбольные команды из Германии, Австрии, Турции, Франции. Команды состояли в основном из молодых ребят, проживающих за рубежом и, естественно, хорошо играющих в футбол. На этом турнире для всех гостей была хорошая возможность для общения, обсуждения состояния казахстанского футбола, все делились имеющимся спортивным опытом. К сожалению, этот замечательный турнир больше не проводился. Но тем не менее он постоянно следит за развитием футбола на исторической родине.
— Убежден в том, что любовь к игре в футбол нужно закладывать с раннего детства. Необходимо создавать футбольную академию со всей инфраструктурой, где воспитанники могли бы учиться, тренироваться и при этом получать заработную плату, — подчеркнул Абдулла. — В такой школе, как я вижу, должны быть группы в возрастном составе, например, от восьми до десяти лет, от десяти до двенадцати и так далее до восемнадцати лет. Определенно, в такой школе должны быть лучшие из лучших. Талантливых детей, которые мечтают стать мастерами кожаного мяча, у нас в Казахстане, уверен, немало. Просто необходимо наладить во всех регионах так называемую «поисковую» работу талантов. Например, глядя на ребенка, не важно где играющего в мяч, я практически сразу определяю его способности. Что касается перспектив нашего футбола, то они призрачны, на мой взгляд. Стремление поднять на какой-то новый уровень отечественный футбол путем приобретения легионера извне — это не выход, а пустая трата средств. Зачем нужны «отработанные» футболисты? Я не понимаю. Лучше эти деньги направлять на развитие детского футбола.
Уже много лет Абдулла Губаноглу является агентом турецкого клуба «Галатасарай» на территории Франции. Что это значит? В его задачи входит как раз поиск таких талантливых детей школьного возраста, с которыми потом проводятся беседы, и главное, при согласии родителей ребенка в дальнейшем определяют в спортивную школу «Галатасарая» на всех вкратце вышеперечисленных условиях. Естественно, это сложная, кропотливая работа. Это штучная работа. И у него это получается.
В конце нашей беседы я спросил его о том, хотел бы он заняться тренерской работой, например, в Казахстане.
— Конечно! Я очень сильно болею за казахстанский футбол! И верю, что когда-то мы начнем достойно выступать. А что касается возможности заняться тренерской работой у себя на исторической родине — это моя, видимо, несбывшаяся мечта жизни. Если бы поступило такое предложение, я бы не отказался, все оставил бы и поехал в Казахстан, где постарался бы передать весь накопленный опыт подрастающему поколению.
— И вам не будет жалко того, что здесь наработано, и вашего прибыльного бизнеса?
— Вот уже более 20 лет занимаюсь предпринимательской деятельностью. Есть у меня два небольших магазина, в городе и пригороде Парижа. Этого достаточно для моей семьи.
...или войдите через аккаунт соцсети