Настоящей легендой кызылординского, да и казахстанского в целом, футбола ХХ века можно считать Абиля Калымбетова. 22 сезона непрерывных выступлений за одну и ту же команду мастеров — показатель более чем достойный уважения. Его звали играть в своих составах «Кайрат», «Пахтакор», российские команды, однако Калымбетов родной город так и не покинул.
Сегодня Абиль Арынович трудится на посту спортивного директора «Кайсара» и делает это вполне успешно. Мы решили познакомить отечественных любителей футбола с кумиром кызылординских болельщиков 60-80-х годов прошлого века поближе.
— Абиль Арынович, в 1968 году в тогда еще Кзыл-Орде впервые была создана команда мастеров, и Вы, 18-летний на тот момент футболист, сразу были включены в ее состав. Как это произошло? Где обучались футбольным наукам?
— Команды мастеров в Кзыл-Орде до того не было, но на хорошем уровне проводилось первенство города, местные команды участвовали в республиканских соревнованиях. В достаточно сильном городском чемпионате играли 12–15 команд — «Динамо», «Спартак», «Бумажник», «Локомотив»… Некоторые из них представляли диаспоры — греческую, корейскую. И при каждой взрослом коллективе, участвовавшем в первенстве города, обязательно были юношеские команды. Вот так я и учился футболу в «Спартаке».
— Созданная в городе команда мастеров была образована из молодых футболистов?
— Совсем нет. Сначала честь региона в классе Б чемпионата СССР начала защищать в 1968 году команда «Волна» (Ленинск). Из Кзыл-Орды в ее составе был только я, все остальные игроки были военнослужащими с космодрома. Среди них было много хороших футболистов, которые имели опыт выступлений в командах мастеров других республик. Генерал космодрома хотел, чтобы команда и дальше представляла в чемпионате Советского Союза Ленинск, однако первый секретарь обкома партии Хасан Бектурганов решил, что в классе Б должен играть коллектив из областного центра. В результате в середине сезона игроки «Волны» покинули состав, вместо них были приняты другие футболисты, а команда стала называться «Автомобилист» (Кзыл-Орда).
— Слышал, что Вас не один раз звали к себе коллективы более высокого уровня — «Кайрат», «Пахтакор»?
— Да, и эти команды, и Арсен Найденов в Россию звал играть. Но когда подобное происходило, меня каждый раз приглашал к себе Хасан Бектурганов, который очень сильно любил футбол, и просил не уходить. «Абиль, на твою игру ведь половина стадиона приходит смотреть!» — говорил мне.
— Вполне понятные качества — патриотизм, верность клубу. Но не хотелось пойти на повышение в классе?
— Ну, я ведь и в сборную Казахской ССР не раз вызывался. С поляками играл в ее составе, с узбеками. А так — это ведь мой родной город, близкие друзья здесь живут, которых я ни на кого менять не собирался.
— В «Кайрат», наверное, Тимур Сегизбаев приглашал, который начинал тренерскую карьеру в «Автомобилисте»?
— Нет, Сегизбаев тогда в «Шахтер» ушел, но рекомендовал меня в «Кайрат». Многие тренеры приглашали в главную команду республики. Тогда ведь как было? Не поедешь в «Кайрат» — получишь дисквалификацию. Я говорил Бектурганову: «Меня же дисквалифицируют!» Он отвечал: «Не переживай, с министром спорта Каркеном Ахметовым все решу». Хасан Бектурганов очень уважаемым человеком был, в одном полку с Леонидом Брежневым служил. На таком уровне мой вопрос решался, в общем.
— За годы Ваших выступлений в качестве футболиста команды она называлась «Волна», «Автомобилист», «Орбита», «Мелиоратор». Какое из названий Вам ближе?
— Да, а сейчас «Кайсар» называется. Если честно, название для меня особой роли не играло и не играет. Главное — это моя родная команда.
— Вы дебютировали в команде мастеров в совсем молодом возрасте, когда ни о каких возрастных лимитах и близко слышно не было. Как к ним относитесь?
— Думаю, что опыт доказывает: с введением лимита не видно, чтобы кто-то из молодых футболистов особо заиграл. Даже из тех, кого в свое время еще Сергей Тимофеев в национальную сборную брал. В советском футболе тоже что-то подобное год или два было, но потом это правило убрали, потому что оно себя не оправдало. Считаю, что искусственными способами хорошего футболиста не воспитаешь. Перспективный игрок сам должен пробивать себе дорогу.
— По окончании карьеры футболиста Вы были главным тренером команды, работали в руководстве клуба. Сейчас являетесь спортивным директором ФК «Кайсар». Что входит в круг Ваших обязанностей?
— Спортивный директор должен заниматься вопросами комплектования команды — подбором игроков, просмотром их, соответствием уровню команды футболистов, которые уже за нее выступает. Занимаюсь дублем, группой подготовки — проблемами подрастающего резерва. В общем, решаю все спортивные вопросы в клубе.
— Я просмотрел результаты «Кайсара» в этом сезоне. До Вашего прихода в клуб команда в 6 матчах завоевала только 1 очко. После того, как Вы стали спортивным директором клуба, в тех же 6 играх было взято 10 очков. С чем связан такой прорыв, как считаете?
— Когда меня пригласили работать в клубе, в «Кайсар» позвали и Владимира Никитенко. Сама команда, наверное, внутренне собралась, потому что за неделю переломить сложившуюся ситуацию было невозможно. Никитенко — опытный наставник. Увидел, кто как играет, кому-то поменял игровую позицию. После этого некоторым футболистам играть стало комфортнее, удобнее, отсюда и отдача их стала больше.
— В прошлом сезоне «Кайсар» заметно усилился в летнее трансферное окно. Можно ли ждать подобного сейчас?
— Трудно сейчас говорить, станет ли команда однозначно сильнее — время покажет. Сейчас у нас 4–5 человек на просмотре находятся, так что должны немного усилиться. Вчера смотрел тренировку команды — думаю, что «Кайсар» станет сильнее.
— Сейчас «Кайсар» находится вне зоны вылета. На Ваш взгляд, за какое место в чемпионате может побороться команда?
— Прогнозы давать — дело неблагодарное, как известно. Не люблю этим заниматься… Но считаю, что за место в десятке команда побороться в состоянии.
...или войдите через аккаунт соцсети