Александр Григоренко: «У нас в команде не ищут крайних»
Воспитанник киевского «Динамо», бронзовый призер чемпионата Казахстана 2007, 2009 годов и финалист Кубка страны- 2009 Александр Григоренко рассказывает о том, каким был его путь в Казахстан, чем занятия акробатикой обернулись для него, сколько денег он зарабатывал в 15 лет, чем омрачился финал Кубка страны- 2009, почему «Шахтер» вопреки всем прогнозам вылез из ямы и кто научил Александра всем хитрым приемчикам вратарского искусства.
В конкуренции с Милевским
— Вырос вблизи Чернобыля, — рассказывает Григоренко. — Но в связи с тем, что там произошла авария на атомной станции, уровень радиации предоставлял серьезную угрозу, и мы решили переехать в Киев, где я жил, пока мне не исполнилось 18 лет.
— А спортом когда начал заниматься?
— С 6 до 8 лет увлекался акробатикой, а в 7 лет уже начал заниматься футболом. Но времени как всегда на все не хватало, и я остановился на футболе. До 17 лет учился в школе киевского «Динамо». Позже я столкнулся с конкуренцией. Там была олимпийская база, куда собирали парней из всего СНГ. И со мной конкурировали Алиев и Милевский. Поскольку в них вкладывали больше денег, а соответственно и больше ожиданий было с ними связано, то, естественно, выбор пал на них.
— Что было с тобой?
— Нас попросили, чтобы мы не расстраивались. Обещали, что устроят играть в первую или вторую лигу Украины. И так я попал в ФК «Рось» города Белая Церковь. Там познакомился с Валерием Леонидовичом Ситало и Александром Николаевичем Голоколосовым. Поиграл где-то полтора года. Когда Леонидыча вместе с Голоколосовым пригласили в Казахстан, то они взяли меня с собой, тогда мне было 18. И вот уже 2004 год — дебют в Казахстане за «Атырау».
Родители спасли от улицы
— У тебя в семье больше никто не занимался футболом?
— Отец играл в любительской лиге в родном городе до 21 года, пока не сломал ногу.
— Да уж. А чем тебя привлекла акробатика?
— Ой, даже не помню. Это было так давно. Где учился, там было много кружков и разнообразных секций, и в общем родители меня туда и пристроили.
— Переживали, что улица может засосать.
— Наверное. Хотели, чтобы правильно развивался.
— Получается, акробатика сыграла определенную роль в том, что ты стал заниматься футболом?
— Благодаря ей у меня появилась фора перед своими одногодками, которые тогда пришли в спортивную школу на просмотр. После акробатики у меня не было проблем с эластичностью, гибкостью, и, скорее всего, из-за этого и определили сразу меня в ворота.
— А почему не продолжил заниматься акробатикой?
— Тогда не мог попасть ни в какую команду, мне ведь было всего 6 лет, а в том возрасте уже был увлечен в какой-то степени футболом. По школам ходил тренер и приглашал в группу по занятиям футболом. Когда услышал это объявление, понял, что это мой шанс и с акробатикой надо завязывать. Не раздумывая, собрал вещи и отправился в ту группу.
— Расскажи о своих впечатлениях, когда обучался в школе киевского «Динамо».
Зарплата в 30 долларов за месяц
— Если сравнивать с теми трудностями, которые наблюдаются в казахстанских учреждениях, то в Киеве таких проблем в помине не было. У нас был хороший комплекс. Все необходимое для того, чтобы играть в футбол. Проблем с полями никогда не было. Их было много и разного покрытия. Зеленое поле всегда поддерживалось в отличном состоянии. Все условия создавались для нас, это было классно. Выдавали одежду, форму, бутсы. Помню, даже на год выдавали по два комплекта формы. А когда нам было по 15 лет, нам уже начали платить хотя небольшие, но все равно деньги. Так что было все просто супер!
— И сколько ты получал?
— Ежемесячно по 30 долларов и за каждую игру по 10. Знаешь для 15-летнего паренька, да еще в то время, это были очень неплохие денежки. (Улыбается.)
— Что случилось с первой зарплатой?
— Отдал ее своим родителям. (Улыбается.)
— А потом?
— Перестал брать у родителей деньги на проезд, так как приходилось через весь город добираться на тренировки, и, конечно, на жевачки хватало всегда денег. (Смеется.)
Чиновникам на заметку
— На твой взгляд, чему нашим детско-юношеским школам нужно учиться у тех же украинских, чтобы и наш футбол начал прогрессировать?
— В первую очередь нужно как можно больше полей и нужно создать условия. Посмотри, группа тренируется, всего лишь имея 2 — 3 мяча. Что они с ними будут делать? Как они буду учиться? Условия нужно создавать как можно быстрее, если на что-то руководители и рассчитывают, а иначе прогресса не видать.
— Что тебя побудило перейти из «Роси» в «Атырау»?
— Меня пригласили тренеры, которых хорошо знаю и доверяю. С экономической стороны это был выигрышный переход. К тому же в Украине была 2-я лига, а в Казахстане попал в суперлигу. Это было скачком вверх на совершенно другой уровень. Так что долго не пришлось думать. Посоветовался с родителями и отправился в путь.
Польза разборок с руководством
— Разницу заметил двух чемпионатов?
— Ой, сразу же. Первые два месяца для меня были тяжкими. Ничего не успевал. Нужно было быстро привыкать и адаптироваться. Столкнулся с совершенно иными нагрузками, в команде были уже более опытные и мастеровитые футболисты. Но зато было на кого равняться и с кого брать пример.
— Тебя брали в команду как второго вратаря?
— Да, и можно сказать, мне очень сильно повезло. Дело в том, что перед началом чемпионата, когда заканчивался наш сбор, основной вратарь сильно поссорился с руководством и покинул стан команды. Я остался один. Нашли Сергея Сарана в быстрые сроки. И основное место доверили, получается, мне. Это было неожиданно и в то же время очень удачно для меня.
— Как оцениваешь первый год выступлений в Казахстане?
— В принципе неплохо. Травма подвела, конечно, меня тогда. Отыграл только первый круг и потом получил травму. Уехал в Украину на операции, потом долго восстанавливался, аж до конца сезона.
— Травму получил на тренировках?
— Скорее всего, на сборах. Уже тогда чувствовал дискомфорт. Потом начались игры, и уже не было совсем времени. Поэтому ситуация накалялась, пока не наступил перерыв, и сразу же улетел в Киев.
— Травма дает о себе знать?
— Вот уже 7-й год идет после той операции, и слава Богу, все в порядке.
Преследуемый травмами
— В 2006 году за «Атырау» ты сыграл только пять игр.
— Начал сезон в основе, пятую игру проводили с «Актобе», и я получил вновь травму. Порвал крестообразные связки и до конца сезона выбыл. И тут меня приглашают в «Шахтер». Был, конечно, удивлен, учитывая, что сыграл только пять матчей за год.
— Кто был инициатором твоего трансфера в Караганду?
— Леонидыч. Его пригласили в «Шахтер», а он порекомендовал, чтобы взяли и меня. Очень благодарен Валерию Леонидовичу за такое доверие.
— В «Шахтере» было сначала тяжело?
— Конечно. Приходилось еще восстанавливаться после травмы. На сборах набирал форму. Мне говорили, что я буду основным вратарем, и тут приехал Давид Лория. Естественно, это место сразу доверили ему. После первого круга он уехал в Швецию, и второй круг вроде у меня получилось отыграть неплохо.
Ждал, вышел, удалили…
— Вспомним 2008 год. Ты отыграл всего лишь два матча.
— Первый мой выход был связан с тем, что Давид получил травму, успешно его заменил, мы тогда выиграли. Вторая игра — мне доверили место в основе, и после первого тайма в той встрече меня удалили.
— Представляю твое состояние.
— Это футбол. Всякое бывает. На ошибках учимся, к сожалению, на своих. (Улыбается.)
— Ты согласен с тем удалением?
— Был выход один на один. Умудрился сбить нападающего, так как не успевал уже. Был спорный мяч, кому достанется. Но когда летел на мяч, то видел, что не успеваю, но ничего не мог поделать, так что зацепил форварда.
На зависть всем злым языкам
— Но все изменилось в 2009 году. Прогресс и достижения. Бронзовый призер и 24 игры в активе.
— В том году все пророчили, что «Шахтер» будет бороться за выживание, что у нас нет никаких шансов. В том году многие опытные футболисты закончили свое выступление за команду, было много молодых игроков. И не такой звездный состав и не такой высокий бюджет у клуба. Но мы сплотились, и как одна команда очень хорошо выступили в том сезоне. Мы были честны друг перед другом, каждый старался друг друга поддерживать. Начали сезон с потери очков, но потом начали разыгрываться. Были сложные матчи с «Востоком», «Окжетпесом», также в Петропавловске. Мы забивали то на 91-й, то на 95-й минутах. Поверили в свои силы. Тогда «Шахтер» демонстрировал фантастическую игру. Переигрывали более мастеровитых соперников, а про Кубок это вообще отдельный разговор.
— Перед отставкой Григорий Лория на пресс-конференции выразился так: «Я ухожу, чтобы „Шахтер“ оставили в покое». Подтвердились его слова? Ты замечал предвзятое отношение к клубу?
— Предвзятого отношения не встречал. И к судейству нет никаких вопросов.
Шанс засветиться
— Много ожиданий было от дебюта в Лиге Европы, но он оказался провальным.
— Для меня был шанс первый раз сыграть в таком турнире. Думал, что если все сложится отлично, то появились бы перспективы отправиться в какой-нибудь клуб Европы, ведь у меня и возраст достаточно молодой для вратаря. Но, видимо, не было суждено такому случиться, по крайней мере, сейчас. За два дня до игры на тренировке порвал связки на руке. В такой безобидной ситуации… Было обидно. Надеюсь, что скоро вновь приступлю к играм. Обидно за поражение. Если бы мы прошли «Рух», то, возможно, с Мальтой я бы уже играл. Значит, нужно в этом году занимать призовые места и пробовать проявить себя на следующий год.
— Из-за травмы твое место доверили Сергею. Справился ли он со своей задачей?
— Он — хороший вратарь. У него не так много игровой практики. К тому же у нас было много моментов, которые нужно было реализовывать. А во второй встрече он сыграл просто здорово. Выручал в некоторых опасных моментах. Я не могу сказать, что он сыграл отвратительно. В проигрыше нет его вины.
— Ты замечал ошибки с его стороны, которых в принципе он мог избежать?
— Видно было, что он очень хотел помочь команде. Да, бывает такое, что не везет. Он ведь не совершил грубых ошибок, к примеру, выронил мяч из рук. Технического брака с его стороны не было. А те нелепые ошибки связаны не с отсутствием опыта, а с тем, что не хватает игровой практики.
— По поводу твоей руки. Врачи заявили, что 3 недели уйдет на восстановление. Сроки те же?
— Они говорили, что 2 недели нужно ходить в гипсе, но я решил не носить гипс, а зафиксировал повязку. Делал уколы, физио. 2 недели уже прошли, еще несколько деньков и приступлю к тренировкам.
Измученный
— Что-то много травм. А какая самая тяжелая травма с тобой случалась?
— 2006 год, разрыв крестообразных связок. 7 месяцев не играл.
— Получал удары по голове, по зубам?
— Все было. И нос ломали. И зубы выбивали по кусочкам.
— Потом зубы наращивал?
— Не приходилось, так как еще не сильно видно мои повреждения (улыбается).
— Не могу представить, это же больно.
— Поначалу шоковое состояние, и ты ничего не чувствуешь, а потом, да. Шок проходит, и боль тебя преследует.
— Хватит с тебя уже травм! Завязывай с этим делом.
— Да я сам уже устал! Какие еще травмы могут быть? (Улыбается.) Хватит уже!
«Иртыш», бойся!
— Сейчас в таблице «Атырау» преследует «Локомотив» и у столичной команды есть шанс не попасть в шестерку. Тебе, как бывшему жителю Атырау, хотелось бы, чтобы нефтяники выбили «Локо»?
— Прошло много времени с тех пор, когда я был в «Атырау». Я не из тех, кто будет желать, чтобы кто-то вылетел. Наоборот, желаю, чтобы и та, и эта команды прошли дальше. И в «Атырау», и в «Локо» у меня есть друзья, поэтому интересны оба коллектива.
— 18 июля важный матч с «Иртышом». Нужно быстрее восстанавливаться.
— То, что будем играть дома — это преимущество. Мы провели анализ прошлой игры, разобрали все ошибки, поэтому «Иртыш» увидит нас в другом настроении и качестве. Матч будет очень тяжелый, но в то же время интересный, с обилием голевых моментов, что будет приятно болельщикам.
Чистый гол в финале был!
— Вернемся в прошлое, Кубок Казахстана-2009. Полуфинал. Матч с «Актобе». Можно назвать результат сенсационным?
— Нельзя говорить о сенсации. Если смотреть статистику по Кубку, то «Шахтер» всегда проигрывал в Актобе, но проходил по сумме двух встреч дальше. В этом есть своя закономерность. Тогда они не настроились должным образом на нас. Они в какой-то момент решили, что разобьют нас в пух и прах, но не тут-то было. Они недооценили нас.
Нам терять было нечего. Мы больше хотели попасть в финал.
— В финале встречались с «Атырау». Единственный пропущенный мяч все испортил.
— Нам немного не повезло. Первый тайм был равным. А тот рикошет надломил нас. Мы чувствовали, что мы сильнее и можем добиться победы. Во втором тайме мы забили 2 гола. Один их них был чистым. Мы просматривали его на видеоповторе, и он был с игры. Но его не засчитали. А так, в основное время было бы 1:1, и у нас был бы шанс.
— Тебя никто не обвинял в пропущенном мяче?
— Нет. У нас в команде не ищут крайних. Побеждает или проигрывает всегда не один человек, а целая команда.
Главный матч года
— В этом году следующая кубковая встреча с «Актобе». Шанс реабилитироваться для чемпионов, и ожидается шквал атак в твои ворота. К тому же победитель будет определяться в одной только встрече. Не переживаешь?
— Нет. Это будет живая игра, много опасных моментов. Будет приятно поработать в этой встрече. Мне такие матчи больше нравятся, они и быстро пролетают. Когда встреча без моментов, то никакого желания в ней участвовать нет, а вот когда соперник более сильный, то больше возможностей проявить себя, больше эмоций и впечатлений.
— Статистика подсказывает, что пройдете дальше?
— Если ей верить, то да. Но и она бывает обманчивой. Так что нам нельзя расслабляться. Это будет одна из самых главных встреч в году.
Жду доверия герра Шторка
— Твой главный конкурент в сборной Александр Мокин. Помимо роста, в чем он еще тебя превосходит?
— Шторк видит в нем основного вратаря. Считает его сильнее меня.
— Ты со Шторком не разговаривал на эту тему?
— Нет. Главному тренеру решать, кого выпускать на поле. Так что я буду надеяться, что герр Шторк доверит мне появление на поле. Для меня огромная честь биться за Казахстан и приложить максимум усилий к завоеванию заветных очков. А пока буду усиленно работать и тренироваться.
— В одном материале в нашем издании тебя сравнили с тигром. У тебя хорошая реакция и классные прыжки. Летать умеешь? (Улыбаюсь.)
— Конечно, приятно читать такие сравнения, но не хотелось бы, чтобы такое прозвище привязалось ко мне, а то ребята травить будут. (Улыбается.)
— Но это удачное сравнение.
— Недостаток роста приходится компенсировать прыжками и скоростью. Вроде у меня это хорошо получается.
— Такая прыгучесть — побочный эффект акробатики?
— Что-то и оттуда, но и на тренировках есть акробатика и гимнастика. Различные упражнения, связанные с координацией. У нашего тренера по вратарям очень хорошо развита фантазия, поэтому на таких тренировках работать одно удовольствие.
— На сборную очень много критики обрушивается, что много пропускает. Как к этому относишься.
— Сборная заметно прогрессирует, может, не так быстро, как хотелось бы, но все же заметно. Нельзя обвинять Мокина, что он часто пропускает. Он тоже выкладывается и во многих эпизодах спасал команду. Когда играли в Астане с хорватами, он очень хорошо действовал. Будем надеяться, что эволюция не остановится в нашей сборной, и мы будем прогрессировать дальше.
Германия и Турция выйдут из группы
— В нашей отборочной группе ЕВРО-2012 безоговорочный фаворит сборная Германия. Вторая путевку кому достанется?
— Скорее всего, сборная Турции.
— В каких матчах можно будет брать очки?
— Хотелось бы набрать как можно больше очков, но реальнее всего во встрече со сборной Азербайджана, Австрией и, возможно, Бельгией.
— В каких из этих играх хотелось бы принять участие?
— Во всех.
Удачи «Актобе» и «Атырау»
— Прошедший чемпионат мира в ЮАР не разочаровал?
— Не скажу. Все матчи были напряженными, и никто просто так не отдавал очки. Очень понравились немцы, самая молодая команда на мундиале. Очень атлетичная, дисциплинированная и остро атакующая.
— Чьи победы в еврокубках будут для тебя более приятными: «Актобе» или «Атырау»?
— Надеюсь, что как «Атырау», так и «Актобе», пройдут дальше. Желаю им успеха. К тому же актобинцы уже имеют большое преимущество, и главное, его не растранжирить. Так что для меня разницы нет, ведь это наши команды и борются они за престиж страны.
Пенальти не лотерея
— Считаешь что пенальти это лотерея или все же дело в концентрации вратаря и его мастерстве?
— Отражение пенальти зависит от умения вратаря. Это психологическая дуэль между бьющим и кипером. Хотя у бьющего и больше шансов, но на нем больше и ответственности. А это психологически давит в такой момент. И если не совладать с собой, то можно все испортить.
— Сколько тебе времени нужно на определение направления полета мяча?
— О том, как отражаю пенальти, говорить не буду, тем более это моя не самая сильная сторона. (Улыбается.)
— Какого вратаря считаешь лучшим за всю историю и на сегодняшний день?
— Не видел игр Яшина и Дасаева, поэтому о них ничего не могу сказать, а на данный момент считаю, что лучший — Икер Касильяс, во многом благодаря его удачной игре Испания стала чемпионом Европы и мира.
Тренерский штаб
— Чебурин Владимир Николаевич. Чем интересен этот специалист?
— Сравнительно недавно стал главным тренером и сразу же привел «Шахтер» к медалям, хотя все говорили, что мы вылетим из суперлиги. Он смог объединить команду в одно целое и доказать, что мы заслуживаем уважения и можем сражаться до самого конца.
— Старший тренер Олег Корниенко. На протяжении нескольких лет был капитаном и лидером «Шахтера». Что можешь сказать о нем теперь как о тренере?
— С Корниенко я еще успел вместе поиграть. Он был настоящим лидером на поле и за его пределами. Умел завести команду, когда было очень тяжело настраиваться. Всегда прислушивался к его советам как футболиста и капитана и теперь прислушиваюсь к его руководству, он — мой тренер.
— Валерий Леонидович Ситало. Интересная карьера у него. Поработал в Мюнхене. Он работал с Давидом Лория. Как он с тобой работает? Чему ты научился у него?
— С Ситало работаю очень давно, еще с Украины. Потом он забрал меня в Казахстан. Он всегда играл на высоком уровне и тренировался у именитых тренеров. Практически всему, что я умею, он меня научил. Он проводит очень интересные и разнообразные тренировки, направленные на изучение того, что может произойти в игровой ситуации. Работаем над координацией, гибкостью, прыгучестью и скоростью. После матчей разбираем ошибки, чтобы больше их не допускать. В общем Леонидычу я очень благодарен.
...или войдите через аккаунт соцсети