Александр Мазманьян: «Каждый должен заниматься своим делом»
Последние годы тема судейства в казахстанских СМИ муссируется гораздо реже, чем ранее. Изначально болельщики, специалисты и журналисты связывали это с работой приглашенного из России Николая Левникова. Но его в Казахстане нет уже два года, а тенденция все та же: судейским департаментом в ФФК управляет казахстанец Александр Мазманьян, но нареканий в сторону арбитров не так много. Они есть, но не носят систематического характера.
Но, тем не менее, в некоторых СМИ нет-нет, да и проскользнет слух о том, что тут или там судьи, якобы, помогают кому-то. Хотя, официальных заявлений со стороны клубов вроде не поступает.
Сам Мазманьян считает, что чаще всего претензии к судьям, звучащие со страниц СМИ, инициируют некие личности, которым необходимо оправдать слабое выступление руководимых ими клубов. Но наш разговор начался не с этого.
— Александр Николаевич, в этом году наблюдается приятная картина: казахстанские рефери все чаще привлекаются к обслуживанию международных матчей. Это можно считать оценкой работы вашего департамента?
— Конечно. Это результат работы, которая направлена на наше вступление в судейскую конвенцию УЕФА. Оно уже на завершающей стадии. Остались лишь небольшие нюансы, связанные с документацией. В конце сезона приедет в Казахстан наш куратор от УЕФА, проведет инспекцию, после чего будет приниматься решение о нашем вступлении.
Что касается бригад арбитров во главе с Артемом Кучиным и Александром Гаузером, то они в этом году обслуживали международные матчи сборных U-19, U-21, еврокубки. Кучин вообще в Европе на хорошем счету, его прогресс отмечают в УЕФА, также как и помощника судьи Евгения Бельского. Будем верить, что они поднимут престиж казахстанского судейского корпуса в Старом Свете.
— Вообще молодых арбитров в Казахстане становится все больше. Это веление времени?
— Скорее работа наших школ молодого арбитра. Хотелось бы, чтобы их посещали дети 12–14 лет, и мы могли бы их привлекать для обслуживания детских соревнований. Пока же подобные турниры обслуживают 19–25 летние арбитры.
Вообще, этот шаг должен помочь поменять отношение игроков к судье, как к личности. Пока слово «судья» у нас воспринимается несколько негативно, а нам бы хотелось, чтобы это было иначе.
— Правда, что работа судьи сложна, прежде всего, с психологической стороны?
— Несомненно. Психологический аспект в работе судьи важен не меньше физической формы. Он должен быть готов не только к физическим нагрузкам, но и к моральным: привыкать к тому, что ему постоянно приходится отдаляться от семьи, выслушивать много негатива не только от футболистов, тренеров и руководителей клубов, но и разных высказываний в СМИ. Порой всё это арбитры ощущают и перед ответственными матчами.
— Большинство казахстанских судей не владеют английским языком, являющимся обязательным при работе на международном уровне.
— Это действительно так. Сложности есть. Мы работаем в этом направлении, всех арбитров, рекомендованных для обслуживания международных матчей, мы убеждаем: необходимо совершенствовать свои познания в английском. Если они не будут выполнять этих требований, то будут выведены из списков арбитров ФИФА. Это уже дает свои результаты, многие наши рефери сейчас занимаются с репетиторами.
— Того же Кучина можно ставить в пример молодым арбитрам?
— Без сомнений. Его отношение к работе, желание расти профессионально, дает основания считать его одним из ведущих казахстанских судей. Молодым и начинающим есть чему у него, и у Бельского, поучиться.
— Наши арбитры, наконец, стали пользоваться переговорными устройствами…
— Опять же, это результат нашей работы по вступлению в европейскую конвенцию судей. В прошлом году нам прислали пять комплектов мини-гарнитурных радиоустройств. Они рассчитаны на бригады, в которых есть помощники за воротами. Но так как у нас это пока не практикуется, мы разделили эти переговорные устройства на семь комплектов. В этом году нам пришлют еще одиннадцать комплектов. Это позволит нам снабдить арбитров гарнитурой еще при обслуживании матчей первого дивизиона.
— Девушек-арбитров становится больше?
— Да, но все же не в таком темпе и количестве, на который мы рассчитываем. Хотя, стоит отметить, что есть тенденция роста, и это — самое главное.
— Есть различные школы судейства — итальянские, английские, и так далее. У каждой из них есть сильные и слабые стороны. В чем отличие казахстанской школы арбитров?
— Наших судей тестируют специалисты из различных стран. Недавно в Казахстан приезжал инструктор ФИФА Валентин Иванов из России. Он отметил хорошую методическую и теоретическую подготовленность наших арбитров. Был проведён тест ФИФА по физподготовке, результаты теста показали хорошую физическую готовность наших судей.
У нас вообще пора бы каждому понять, что он должен заниматься своим делом. Футбол — это не только футболисты. Судейство — неотъемлемая его часть. Без судей не состоится ни одного официального соревнования. Поэтому, я и говорю, что каждый должен заниматься своим делом.
Приведу пример. Смотрел матч молодежной сборной Казахстана с командой Словакии. И обратил внимание вот на что: в первом тайме было пять свистков в сторону словаков, и пять свистков в нашу сторону. Словаки ни разу не принялись оспаривать справедливость свистков арбитра, поворачивались и продолжали игру. Наши же начинали спорить с арбитром. Это разве правильно? Футболистам с детства нужно объяснять, что их работа — играть, если хотят судить, то пусть придут ко мне, я им дам свисток, пусть попробуют на себе, что это такое. Увы, проблема нашего футбола — желание игроков и тренеров вмешиваться в работу арбитров. Судьи же не лезут в их работу! Они не учат их правильно играть, или правильно тренировать.
— В практике ФИФА был случай, когда нескольким журналистам, критиковавшим работу судей, дали флажки, и предложили попробовать себя в роли лайнсменов, при этом, смоделировав им ситуацию при выявлении положения «вне игры». Почти все журналисты провалили свои попытки. У вас не возникает желания повторить подобный опыт?
— Возникает, и еще как! Пусть попробуют определить офсайд за доли секунд, или решить, был пенальти или нет. Желательно попробовать их в условиях боя, когда тебя окружают футболисты, которые на поле играют за деньги. Даю гарантию — не продержатся и 15 минут. У нас некоторые журналисты очень любят писать про судейство, есть люди, которые оставляют комментарии на уважаемых сайтах. Удивляешься, когда люди проявляют свою неграмотность и некомпетентность в Правилах игры.
— И как с этим бороться? Ведь порой они намекают на нечто большее, чем просто судейская ошибка.
— Если есть факты, пусть предоставляют. Пусть преподнесут так, чтобы все видели и знали. А собирать слухи, и поливать людей из-за угла — некрасиво. Есть у тебя информация о том, что кто-то дал взятку судье — проведи журналистское расследование, выяви все эти моменты, и будут наказаны не только арбитры, но и те, кто это инициирует. Правильно я говорю? А пускать слухи — это дело нехорошее. Ведь тоже можно распускать слухи про того, кто эти слухи распускает, и про тех, кто пишет заказные статьи. Но ведь никто так не делает.
...или войдите через аккаунт соцсети